После третьего эпизода перезапущенных приключений Малдера и Скалли на душе стало совсем хорошо. Пока что так!
«Секретные материалы» были любимым сериалом моего детства — и не исключено, что вашего тоже. Особенно хорошо я помню момент его перезапуска на российском ТВ, когда его с понтом купил «Первый канал» и начал показывать c самого сначала — и как же зашло! Еще в школьном возрасте я пересмотрел «Секретные материалы» дважды, и оба раза случалось одно и то же: к последним сезонам вся мифология сериала превращалась в жуткую конспирологическую кашу, в которой считывалось что угодно, кроме внятного финала. Интрига с правительственным заговором перебродила настолько, что последние эпизоды (если не сезоны, я же говорю — каша) досматривались в режиме «ну и чем закончится это говно».
«Секретные материалы» — это, несомненно, произведение выдающееся, просто не «вытянутое» до конца. Во многом потому, что тогда и сериалы-то толком снимать не умели, и не совсем понимали, как вести героев на таких огромных дистанциях в восемь-девять сезонов. Десятый сезон X-Files выходит в новом веке во всех отношениях: мало того, что у нас тут теперь интернет и вот это все, так и сериалы по своей важности заняли целую огромную культурную нишу.
Все это нужно помнить перед просмотром новых «Секретных материалов». Потому что мы тут вроде как живем в эпоху перезапусков, возвращений и продолжений, и главный враг всего этого — наша ностальгия и проистекающие из нее ожидания. Главным образом это проблема не наша, а, например, Джей Джей Абрамса — вот уж кто познал всю силу этой фигни, ее критическую массу, и все же с ней справился. Или Криса Картера — хотя ему, конечно, немного полегче.
По итогам трех серий создается следующее впечатление: в десятом сезоне X-Files происходит деконструкция всего сериала, разваливаются скрепы, на которых держалась его мифология — а уж сейчас мы всю ее окончательно воспринимаем как достояние СМИ типа «Оракул». Отсюда эти дебильно-лобовые сцены с крушением НЛО и ползущим пришельцем в Розуэлле, и кораблем-невидимкой в первой серии. Покажи мне такое в конце 90-х, я бы ОРАЛ, потому что именно это хотел (и боялся!) увидеть девять предыдущих сезонов. Тем не менее, во второй серии градус ада и абсурда резко падает, и мы уже видим нечто более похожее на старые «Секретные материалы», и даже чуть лучше — потому что деконструкция продолжается, и нам с ходу рассказывают такое, что в прежние времена придержали бы для особого случая.
Ну и третий эпизод. «Секретные материалы» далеко не всегда были на сложных щах, но и не сразу от них избавились. Тем не менее,уже со второго сезона выяснилось, что авторы сами не прочь поугорать над тематикой сериала, см. эпизоды «Розыгрыш», «Последний отдых Клайда Брукмана» и «Война копрофагов».Третья серия десятого сезона оказалась чуть ли не лучшей из себе подобных — после таких понимаешь, что удачные пародии на X-Files невозможны в принципе (кроме как у Роста и Нагиева, разумеется), потому что авторы сериала сами на них мастера. Как и все прошлые «смешные» эпизоды X-Files, его написал Дэрин Морган, знаковая личность — перед тем как стать сценаристом, он сыграл Человека-червя, одного из самых крутых монстров в истории сериала.
Третья серия обязательна для просмотра всем, причем даже в отрыве от первых двух — и в этом пока что главная беда десятого сезона. Понятно, что деконструкция, что срыв покровов и прочее, но разрядки, как в третьем эпизоде, полагаются после огромного напряжения, желательно на максимально сложных щах. И к сожалению, первые две серии были неплохи, но и недостаточно хороши для такой разрядки — потому что стоит признать, первый эпизод получился уж больно веселым и бодрым, причем не в лучшем смысле.
Не вижу никаких причин не смотреть «Секретные материалы» дальше: это весьма интересный эксперимент по возрождению сериала, практически безнадежно застрявшего в 90-х годах. Есть опасения, что запорет его тот, кто все начал — Крис Картер, потому что мифологические эпизоды лежат на нем. Но ему можно, он как Лукас, только «Диснею» ничего не продавал. Что до якобы уставших и работающих вполсилы актеров, признаюсь: этого я не заметил. Кинокритик из меня никакой, простите, просто люблю «Секретные материалы» и ничего с собой поделать не могу.