Крав-мага — довольно популярное в мире боевое направление израильского происхождения. Изучая его, можно столкнуться с двумя диаметрально-противоположными оценками: адепты поют дифирамбы и рассказывают о том, что это самая лучшая и универсальная боевая система, противники называют ее ерундой, коммерческим проектом и разводом. Попробуем разобраться, что же это на самом деле, и пригодится ли в теоретической уличной драке.
История возникновения
Термин крав-мага с иврита переводится как «контактный бой», да и сама система была создана для нужд Израиля. Автором этой системы является Имрих или Ими Лихтенфельд, родившийся в еврейской семье в Будапеште в 1910 году. Его отцом был Сэмуэль Лихтенфельд, о котором известно, что он в тринадцатилетнем возрасте прибился к бродячему цирку и пропутешествовал с ним в течение двадцати лет. За это время он обучился цирковой борьбе, а напомним, что именно в то время в цирках часто выступали знаменитые борцы.
Сэмуэль полюбил работу с тяжестями и акробатику и часто общался с представителями различных боевых искусств того времени, у которых узнавал много нового о самозащите. В итоге он обосновался в Братиславе и служил в полиции, прославившись большим количеством задержаний преступников.
Там же он основал клуб любителей поднятия тяжестей «Геркулес» в котором и начал тренировать своего сына — Имриха, который увлекся борьбой, затем боксом и акробатикой, да так увлекся, что стал чемпионом страны по всем этим направлениям и даже попал в Национальную сборную. Все это не мешало Ими быть многосторонней личностью — он обожал театр и даже играл Мефистофеля в одном из любительских спектаклей.
Все изменилось в середине тридцатых годов XX века, когда в Братиславе под влиянием событий в Европе стали создаваться нацистские группировки. Начались еврейские погромы и Ими создал из еврейских боксеров и борцов организацию, которая защищала еврейскую общину от нападений нацистов. С 1936 по 1940 годы Лихтенфельд участвовал в сотнях уличных драк с нацистами, и входе них выяснилось, что его боксерской и борцовской подготовки не всегда достаточно, так как в ход шли палки, ножи, бутылки и прочие подручные предметы.
В этих схватках начало зарождаться специфическое искусство выживания в тяжелых уличных условиях. Используя навыки полицейской работы, полученные от своего отца, умения борьбы и бокса, Ими постепенно пришел к одному из основных принципов будущей крав-маги: «используй естественные движения и реакции для защиты, комбинируй их и переходи в контратаку».
В 1940 году, когда нацизм в Словакии окончательно победил, Ими покинул дом и, вступив в Чешский легион, воевал на стороне Британии до 1942 года. После войны он уволился в запас и перебрался в Израиль, который тогда был территорией под протекторатом Великобритании. Там он начал тренировать своему искусству бойцов Хаганы, боевой сионистской организации действующей на территории Палестины. После образования в 1948 году государства Израиль, Имрих служил в армии, тренируя бойцов, а после выхода в 1964 году в отставку адаптировал систему и стал преподавать ее гражданским.
После того как в 1981 году крав-мага попала в США, система начала завоевывать внимание людей во всем мире. На сегодняшний день она используется в армии, спецподразделениях и полиции Израиля, а также в различных частных охранных агентствах.
Принципы и арсенал
Крав-мага создавалась в условиях уличных конфликтов и драк с нацистами, а шлифовку прошла в армии и полиции Израиля. Поэтому основной принцип системы — простота обучения, ведь часто Ими приходилось тренировать либо ничего не знающих молодых людей, либо уже немолодых ветеранов, поэтому он выбирал наиболее простые и естественные движения и приемы.
Важной составляющей обучения крав-мага является ее универсальность, то есть под общую модель движений подставляется специализация — войсковая, полицейская или же гражданская. Цель крав-мага — за максимально короткий срок закончить конфликт, и уже от конкретной специфики зависит то, как этого добиться. Если в армейской системе проще всего застрелить противника, то в полицейской требуется задержать и доставить в отделение, а в гражданской и вовсе вырубить и убежать.
Обучают крав-мага людей любого пола и любого возраста. В технику входят различные захваты, заломы, броски, удары любой частью кулака, ладони, локтем, головой, ногами и коленями. Допускаются удары в любые уязвимые точки тела: пах, глаза, горло, затылок. Обучают работе против палки, ножа и пистолета, и, естественно, обучают и работе с ними.
Важной составляющей крав-мага является ситуационное и стрессовое обучение, когда люди разыгрывают различные ситуации в различных условиях: на улице, в подъезде, в машине, против нескольких противников. Учат и тому, как нужно разнять драку, защитить девушку или ребенка. Девушек, в свою очередь, тренируют отбиваться от насильника или пытающегося вырвать сумочку грабителя.
Кроме того, тренирующихся постоянно подвергают стрессу для того чтобы они научились действовать в сложной обстановке. Например на них орут, дергают, толкают или завязывают им глаза. Много внимания уделяется психологической подготовке и умению думать и планировать свое поведение. Например, переходить на другую сторону улицы, если вам навстречу движется толпа, не садиться в машины к незнакомцам и т. д. Есть подобные курсы и тренировки и для детей.
Последнее время стало развиваться и спортивное направление крав-мага. По нему проводятся соревнования по правилам, напоминающим рукопашку. А некоторые представители этого направления участвуют в соревнованиях по другим видам единоборств.
Применение на улице
Но именно в уличной направленности заключена главная проблема этой дисциплины. И основа ее лежит в самом начале появления крав-мага, когда ее создатель метелил нацистов на улочках Братиславы.
Все те техники, которые позволяли выжить ученикам Ими Лихтенфельда в драках, то есть удары в пах, глаза, затылок, невозможно до боевого уровня натренировать в условиях спортзала, так как очень быстро закончатся спарринг-партнеры. Ну, а если бить рядом или не со всей силы — тогда никогда не наработается до автоматизма именно жесткий и правильный удар.
Если солдаты и полицейские быстро отрабатывают свои приемы на практике, во время реальных конфликтов и задержаний, то гражданские такого себе позволить не могут. Возникает опасная иллюзия, когда пятидесятикилограммовые девочки и пухлые мальчики, ни разу не пробежавшие стометровку и ничего тяжелее геймпада не поднимавшие, после пары тренировок начинают думать, что они завалят ударом в пах мастера спорта по борьбе или боксу весом под центнер.
Конечно, инструктора говорят, что у них есть полноконтактные спарринги, но представить себе, что там бьют друг друга в пах или в глаза трудно. Если это спарринги в перчатках и по спортивным правилам, то чем они отличаются от бокса или борьбы? Только худшим уровнем боевой подготовки. Ну а соревнований по реальной, а не спортивной крав-мага и представить невозможно, иначе будет как в анекдоте: «Если бы проводились мировые соревнования по крав-мага, то победитель получил бы в качестве приза оплату счета из реанимации, занявший второе место — инвалидную коляску, а третье — бесплатные похороны».
Таким образом, отсутствие полноконтактных соревнований лишает систему самого главного — возможности отработать и закрепить в телесной памяти все движения и приемы в наиболее приближенной к реальности стрессовой ситуации, когда противник реально хочет и изо всех сил старается тебя победить, вырубив, удушив или впечавав в борцовский ковер.
Но есть в крав-мага и несомненные плюсы для улицы — это обучение использовать наше эволюционное преимущество — мозг. Умение сначала планировать свои действия, а потом лезть в драку помогает людям не теряться в негативной обстановке и верно оценивать шансы. Ведь случается так, что даже именитые спортсмены гибнут на улице от рук хулиганов, просто потому, что переоценивают свои возможности.
Что же в итоге? Крав-мага — это боевая система, созданная в уличных потасовках и прошедшая шлифовку в армии и полиции, она отлично подходит для уже умеющих бить или бросать и желающих разнообразить свои умения. Остальным лучше для начала пойти на бокс или борьбу, чтобы заодно избавиться от опасных иллюзий, получив в нос или воткнувшись головой в ковер.