Святой Урхо — это как святой Патрик, только не для ирландцев, а для финнов. Он негласно покровительствует хорошему весеннему кутежу, изгнал из Финляндии саранчу и жаб, любит простоквашу и уху… а еще его не существует. Святого Урхо придумали в 50-х годах XX века финны из американской диаспоры. Они были протестантами, поэтому им, вроде как, не полагалось пить на день святого Патрика. Но очень хотелось! Святой Урхо, даром что выдумка, примирил ирландцев и финнов, позволив им напиваться вместе, и сделал их немного счастливее.
Как из желания выпить на день святого Патрика появился святой Урхо
Стоит заранее объяснить положение финнов в США. Дело в том, что в северо-западных штатах этнический состав долгое время напоминал скорее северную Европу. Помимо англичан основу здесь составляли выходцы из Скандинавии. Многие города до сих пор носят норвежские, финские или шведские названия, а услышать здесь скандинавскую речь можно до сих пор. Это нашло отражение даже в кинематографе. Например, в фильмах «Фарго» и «Ларс и его настоящая девушка» основное население маленьких городков, судя по всему, составляют шведы, и никого это не удивляет.
Примерно в эти же места стекались совершенно чуждые скандинавам иммигранты — ирландцы. И тем, и другим было нормально в северном климате, но разная вера и разный менталитет поначалу не позволяли им сдружиться. Со временем ирландцы и скандинавы все же нашли общий язык, научились вместе радоваться жизни и, конечно же, бухать. А для ортодоксального ирландца нет большей радости, чем выпить на День святого Патрика 17 марта. Вот только финны, большая часть которых была протестантами, присоединиться к празднику не могли.
Судя по всему, первые «легенды» о святом Урхо появились в начале 1950-х в Северной Миннесоте. Но окончательное авторство все же приписывают финно-американцу по имени Ричард Мэттсон. Он, конечно, слышал байки рабочих о святом Урхо, увлекся ими и оформил все в связную пародийную легенду. Ричард работал в универмаге «Кетола» вместе со своим другом-ирландцем Джином МакКэвичем. Каждое 17 марта Джин поддевал своего кореша, говоря о том, что весь добрый люд идет пить и радоваться жизни, а вот финны сидят дома. Видите ли, святой Патрик им не мил.
Ричард Мэттсон отшучивался в ответ, потом вспомнил присказки о святом Урхо и дофантазировал их. Он рассказал другу о том, что это — национальный покровитель Финляндии и всех финнов, и он настолько хорош, что празднования в его честь идут не один, а целых два дня: с 16 по 17 марта, попадая аккурат на день святого Патрика. В это время полагается пить простоквашу, есть уху и, конечно, веселиться до упаду. История понравилась обоим друзьям, и вскоре ее начал повторять весь город Вирджиния в Миннесоте, где жили приятели. А за ним — и финская диаспора в целом.
Кто такой святой Урхо и как праздновать его день
Святой Патрик изгнал из Ирландии змей. Святому Урхо полагалось сделать что-то не менее грандиозное. Однажды, засев в любимом кабаке, Ричард Мэттсон и Джин МакКэвич написали «Оду святому Урхо», в которомй прославляются его главный подвиг. Однажды Урхо там громогласно возопил, что прогнал из Финляндии «tose ‘Rogs» («энтих лигушек»). Волшебных сил для этого ему придали feelia sour, то есть простокваша и kala mojakka, то есть уха. В общем, урхо справился благодаря благословенной финской кухне.
Пародийный святой не только никого не обидел, но и разросся до фольклорного персонажа. Финны придумывали новые и новые детали, а чуть позже к игре присоединился профессор психологии Суло Хавумяки из Миннесоты. Он переиначил легенду, заявив, что Урхо спас страну не от лягушек, а от нашествия саранчи, которая с ветхозаветным остервенением пожирала виноград и хмель Финляндии. Подняв посох и закричав «Heinäsirkka, heinäsirkka, mene täältä hiiteen!» («Саранча, саранча, проваливайся в ад!»), он спас вино и пиво. Вместе с ними от бремени трезвости были спасены и весенние праздники.
Но по-настоящему популярным святого Урхо сделал учитель финского происхождения Кеннет Брист, который разместил «Оду» в местечковой газете родного города Чиппева-Фоллс в Висконсине. Тут произошли две вещи: во-первых, некоторые финны приняли это за чистую монету и бросились праздновать день святого Урхо. Во-вторых, когда стало ясно, что их обдурили, они не обиделись, а принялись справлять этот праздник и в следующие года. Так появился местный фестиваль — аналог Дня святого Патрика.
За прошедшие десятилетия окончательно сложился образ святого. Его цвета — фиолетовый и зеленый, в честь финского и ирландского начала (не стоит забывать, что его придумали два друга — финн и ирландец). Его главное орудие — грабли, на которые насажена гигантская саранча. А чтобы почтить его, нужно говорить на нелепой самопародийной смеси английского и финского, эдаком «суржике».
С тех пор во многих города США и Канады, где сильны финские общины, отмечают этот день. Для финских иммигрантов он стал хорошим поводом для единения и совместного веселья. В том числе вместе с ирландцами. Обычай настолько укрепился, что святой Урхо проник даже на «родину», в Финляндию, где появились его фан-клубы. А в 2001 о нем вышла книга Джоанны Асала «Легенда о святом Урхо», в котором собраны все байки об этом персонаже. И их уже немало! Забавно, как из одной шутки вырос столь обаятельный фольклорный персонаж. Возможно, так и появляются настоящие легенды.