Как человек, деятельно интересующийся московским музыкальным андеграундом примерно с 2003 года, я застал несколько ярких витков истории вопроса. В начале нулевых в моде был скейт- и ска-панк: в топовых рок-клубах гремели все эти «1,5 кг отличного пюре», P.P. Ska, университетская банда моих друзей «пОхУдЕть» и прочие артисты с каламбурным чувством юмора и то спортивно-раздолбайскими, то политизированными текстами на русском языке.
Естественно, скинхеды, «накрывание» концертов, панк-хардкор и прочий нездоровый сопутствующий движ. Потом был тот самый легендарный 2007-й, эмо, густые челки, худи в черно-розовую шашечку, карамельные душераздирающие песни о неразделенной любви. Но к 2010 году все это стало достоянием людей, которым атмосфера и светское времяпровождение были важнее музыки. Эмо разделились на тру и позеров, «понимающих» и просто кривляющихся ранимых 19-летних с глазами на мокром месте. А потом просто исчезли, потому что и снаружи, и изнутри всем стало наплевать, кто есть кто. Идеология тех, кто тогда играл на гитарах, не казалась привлекательной тем, кто уже через пару лет выйдет на сцену и заиграет совсем другой рок-н-ролл.

В десятых модными стали коллективы, которые умели хорошо петь на английском. Они слушали и брали пример с Down, Queens of The Stone Age, Kyuss, Red Fang, раскачивали медленными сладж-риффами залы, полные людей, которые вдруг узнали, где быстро и безопасно вымутить травы, а потом запить ее бешеным объемом пива. Их интересовал современный стоунер и производные, иногда весьма буквально: Stone Cold Boys, The Re-Stoned; stoned то, stoned се — названия, говорящие сами за себя. Стоунер в какой-то момент ворвался на московскую сцену до того заметно, что даже журнал «Афиша» побежал выяснять, что это такое, и чем это приглянулось новым двадцати- и тридцатилетним.
Причины были простые. Похабно разукрашенные эмо, панки с зацементированными пивом ирокезами, асоциальные скинхеды — все это было слишком обязывающе и противоестественно для человека, который хочет просто играть или просто слушать музыку на концерте. Тому, кто не пришел бить лица за политические убеждения или слезно обсуждать суицид, который никогда не состоится, субкультуры со столь выпуклыми периферийными особенностями и требованиями к пользователю были чужды.

Подобно тому, как когда-то группа Nirvana убрала из поля зрения нахимиченных мужчин в коже и прославила простых парней в растянутых свитерах, московская стоунер-сцена вывела на передний план людей, отрастивших бороды и переодетых в лесорубов. Довольно скоро и это стало проблемой: и публика, и музыканты признали, что никакие они не лесорубы, в бородах выглядят одинаково, а клетчатые байковые рубашки все покупают в одном и том же магазине. Так началась новая трансформация. Андеграунд-группировка CSBR, которая изначально расшифровывала себя как «Confederate Southern Bands of Russia» (я вас умоляю), переобулась в «Crab Stoned But Rocking» (ближе к правде). Некогда (и недолго) культовый сайт stonerrock.ru вовсе был куплен какими-то автолюбителями, которые дают советы по выбору самого честного онлайн-казино.
Самый популярный вопрос того периода — «Почему вы поете на английском?». Отвечали по-разному, разброс аргументов был от простого «Потому что можем» до хитрого: «Русский годится только для частушек». Столкновения андеграунд-западников и славянофилов происходили в контексте поиска аудитории и точек роста. Одни верили, что русский не годится для такой музыки в принципе, другие — что с английскими текстами они станут популярными во всем мире и успешно прокатятся по Европе.

К 2019-му эти устои тоже пошатнулись: оказалось, что прямой зависимости от выбранного для песни языка и популярностью этой песни все-таки нет. Некогда строго англопоющие и весьма великие Grizzly Knows No Remorse (авторы, кстати, аргумента про частушки) выпустили новый альбом на русском языке. Стала ли группа из-за этого собирать больше фанатов не концертах? Нет — но, судя по многочисленным фото из тура, ничего и не потеряла. В 2019-м они выступили на «Нашествии» — хоть и круто, но к сожалению, перед полупустым полем.
Кого в этом винить, решайте сами, но попытки андеграунда стать мейнстримом прекрасно проиллюстрированы в фильме Between Two Ferns: The Movie, герой которого ведет достаточно популярное интернет-шоу, но мечтает о телеэфире в прайм-тайм. Как однажды сказал нам в интервью гитарист God Tempts Hero (теперь вместо нее у нас есть группа Starified), «Предел подвала — это подвал». Проблема, наверное, в том, что выход из российского рок-подвала проходит через КПП вроде шоу «Голос» на Первом канале, а попасть туда готов — да и хочет — далеко не каждый.
Конкретно к концу 2019-го вдруг появились новые наблюдения. С общемировой музыкой в целом это случилось уже давно, и русский андеграунд постепенно тоже начинает что-то понимать: из музыкальной культуры медленно уходит эффект безвозвратного перелистывания страниц. Было как: кончились шестидесятые, возник новый звук, новые инструменты записи, потом восьмидесятые, совсем уже новая мода, массовые синтезаторы, потом Pro Tools и так далее. Пройденные этапы навсегда оставались позади, вспоминать их было неуместно, естественные тренды диктовали все новые правила.
В 2020-м все уже не так — похоже, что и в России наконец-то тоже. Жанры существуют рядом, не толкаются и не спорят об актуальности друг друга. Кажется, страница с русским рэпом и баттлами стала последней в той книге. Мировая музыкальная культура растет во все стороны одновременно: в январе 2020-го вы можете послушать максимально свежие альбомы метал-групп, гранжовых и бритпоп-парней, обнаружить новейший джаз. И у всего этого будет по несколько миллионов прослушиваний на YouTube.

Интернет оказал музыке величайшую услугу в истории. Русский андеграунд, в начале нулевых отиравшийся на специализированных сайтах типа RealMusic, нашел новый дом как минимум в VK, где куча людей, интересующихся новой не примелькавшейся музыкой, каждый день делает новые находки. На русском тоже научились петь: оказалось, это вопрос не предпочтений музыкантов или какой-то международной стратегии, а умения написать текст так, чтобы он не звучал напыщенно, буквально и наивно — см. дебютный абсолютно разрывной релиз питерской группы «Шлем».
Главная проблема музыки в России, впрочем, осталась незыблемой: она состоит в том, что ты слушаешь говно. Потому что, как громко ни кричали бы дети нулевых о своей самостоятельности в выборе контента, на замену диктату телевидения и радиовещания пришел диктат рекомендаций, умных плейлистов и прочего автоматизированного и почти такого же пассивного, как прежде, потребления контента. А что крутят в топах условной Apple Music, и без меня все знают — ничего нового и интересного от них не жди. А крестовый поход в андеграунд за новой музыкой — это чересчур осознанное и где-то даже опасное приключение, предпринять которое способен не всякий.
У московского андеграунда, впрочем, проблема другого уровня: ни с кем каши не сваришь. Хорошие группы могут встретиться и начать обсуждение совместного концерта, но дойдя до вопроса, кому выступать первым, начнут меряться письками, хотя меряться — это уже очевидно — им совершенно нечем. Коллабы, общие усилия и дружба внутри жанров — за этим туманом войны, на мой взгляд, скрываются все сокровища. Европейский слушатель готов к этому давно: там посреди deathmetal-фестиваля на сцене может появиться блюзрок-квартет, и огромные потные мужики в заклепках и шипах с удовольствием и благодарностью примут такую врезку. Mastodon ездят в туры с Clutch — много ли общего у этих групп, кроме инструментов, на которых они играют?

Московский андеграунд сейчас — это небольшие концерты групп, которые как раз пытаются найти точки соприкосновения и перестать смотреть друг на друга свысока. Времена, когда один говнарь смеялся над другим, показали, что выхлопа от этого подхода не будет: без единения забвение ждет всех. Взявшись за руки, музыканты смогут выйти из того самого подвала, минуя необходимые пункты культурного досмотра. Или, может, расширят и обустроят этот подвал так, что покидать его не захочется — потому что локальная клубная сцена это тоже очень важно, и далеко не всякая музыка уместна и возможна на стадионах и центральных телеканалах без эффекта, который постиг героя Зака Галифанакиса в Between Two Ferns.


Хорошая статья.
«пришел диктат рекомендаций, умных плейлистов и прочего автоматизированного и почти такого же пассивного, как прежде, потребления контента»
«крестовый поход в андеграунд за новой музыкой»
Музыки столько, что не переслушать, и хорошей, и новой, в том числе. На ютубе полно каналов которые собирают крутые релизы с бэндкампа в том жанре который им интересен, и от старичков, и от никому неизвестных банд. Заходишь, подписываешься, следишь за тем что выкладывают и слушаешь там хоть турецкий дум.
И разнообразие запредельное, и свобода выбора, и никаких трудностей с поиском!
Сука, лол, пришел прочесть про рок-андеграунд, прочел про популярный молодежный рок.
Ребята, андеграунд — это экспериментальная, экстремальная, протестная музыка.
Думал будет что-то про неокраст, блэкэнэд хардкор, русский брутал ревайвл там или про типов, которые роцк-музон вперед двигают.
А получил неинтересную лекцию о том, что было популярно играть в роцк-клубах Москвы.
Я один знаю, что «андеграунд» переводится как «подполье»? Вряд ли. Какой, в пизду, может быть андеграунд, если он не запрещён, или хотя бы не преследуется? С какими тенденциями мейнстрима порвали все перечисленные в статье группы?
Или у Вас всё, что не Киркоров, всё андеграунд?
Та же фигня, думал увижу хотя бы воспоминания, мол, при советах нас так и так под шконку загоняли и менты травили собаками, а тут музыка, концерты, свободный доступ отовсюду. Или это и есть у музыкантов «подполье»?
Тогда в андеграунде останется только право- и леворадикальная музыка(с некоторыми оговорками, пушо быть коммунистом в творческой среде в принципе модно, но некоторые панкушные и хардкорные движи таки еще собирают на относительном шифре).
Таки андеграунд не только про запрещеночку, но и о противопоставлении мейнстримному исскусству..
да
никто не спорит о том, что андеграунд включает в себя перечисленное в вашем комменте, но не исключает и того, о чем речь в статье. «молодежи» на таких гигах не особо много, кстати, да и я себя к ней не стал бы причислять лол
в моем понимании группы, которые я вижу, весьма плотно двигают ру-музон вперед. всего не охватишь, но рекомендую почаще заходить на этот сает, мы в разных рубриках пишем про всякое + приглашаем группы на лайвы у нас на twitch
спасибо!
вот это очень метко «Времена, когда один говнарь смеялся над другим, показали, что выхлопа от этого подхода не будет: без единения забвение ждет всех. «
А что такое «почтовый движ»?
ground
А можно узнать, где мало молодежи было — на скейт-панке или эмо-движах?)
Это тянет разве что на описание того, на какую музыку ходил автор, а не обзор московского андеграунда, тот же «почтовый» движ не упомянуть — тупо моветон.
P.S: сижу здесь относительно давно, но не музыки ради.
Да именно так, я прям видел в Лондоне, надписи андеграунд по всюду, походу подпольные ячейки террористов помечают.
Петр, как человек играющий стоунер, видит музыкальную эволюцию в разрезе стоунера )))
А если серьёзно, то с Петром соглашусь. Спасибо за интересный текст. Мало таких на сайте последнее время.
камон ребята, я крайне изредка бываю а Москве наездами из Омска и даже в эти коротенькие периоды успеваю дохрена нахаваться крутейшего музла, надо немного просто шире смотреть чтоли
+1
The Belch!
Пост-рок, пост-метал, пост-хардкор(не тот, что крабкор, а олдовый).
>Времена, когда один говнарь смеялся над другим, показали, что выхлопа от этого подхода не будет: без единения забвение ждет всех. Взявшись за руки, музыканты смогут выйти из того самого подвала, минуя необходимые пункты культурного досмотра.
Плюсую. На фоне рэп-популярности другие жанры как будто стали жирнее и сплочённее. Каждый месяц точно открываю для себя новые группы и концертов в Питере/Москве происходит очень много. Единственный способ помочь андеграунду не умереть — давать им деньги. За билеты, мерч, музло и прочее. Я пока другого способа поддерживать любимых чуваков не нашел.
Я сюда приткнусь). Так вышло,сорри). Спасибо за эту статью. Было очень интересно почитать,редкого полета птица эта тема. Сам когда-то помотался по региональным рок-фестивалям. Понасмотрелся чем живет рок самодеятельность в России. Иллюзий больше не испытываю.
спасибо! стоунер я не играю с 2011 года примерно )
я не написал «было» ) конечно, на эмо скейтах в свое время пиздюки плясали что в залах, что на сценах )
ну и никто не претендует на (читать с нижегородским «О») обзор московского андеграунда, это просто авторские наблюдения, не более. я вижу вот так — как человек, который немного внутри всего этого в роли музыканта в первую очередь и слушателя во вторую
мерси)
Божественный Jane Air десять лет спустя скатился в убогий Little Big — вот и всё, что нужно знать о рок-андеграунде.
А, ну и у вас в слове «зашкварились» на Нашествии несколько опечаток.
с зоны пишешь?
есть и такая, да )
Даже в 2003м слово «зашквар» уже было в массовом употреблении, а не атрибутом фени.
Пока a РФ нет муз.индустрии именно так и выходит -«всё, что не Киркоров, всё андеграунд». Т.е. или ты на федеральных каналах или условный фестиваль «Боль» — твой потолок.
«На русском тоже научились петь: оказалось, это вопрос не предпочтений музыкантов или какой-то международной стратегии, а умения написать текст так, чтобы он не звучал напыщенно, буквально и наивно»
Вот почему я почти не слушаю музыку с текстами на русском.
А ещё есть группа Adaen, в которую ушёл другой гитарист из God Tempts Hero :)
И не поспоришь ведь.
Ну кроме того, что Jane Air божественный. Никогда бы их так не назвал, но тем не менее, они представляли из себя нечто большее, чем Little Big.
https://www.youtube.com/watch?v=nJYZoemi6Bk
Петр, какие рок клубы в мск могли бы порекомендовать?
Ебать ты весёлый. А что там помечали? Не подземные объекты, случайно?
А то веселый, а вот ты душный доебался до слова андеграунд
Нет. То, что группы и исполнители не попадают на новогодний голубой огонёк абсолютно не делает их андеграудом. Андеграунд в принципе на телевизор попасть не может. Потому он и андеграунд. Все перечисленные, полагаю, вполне себе крутятся по радио и музканалам. А вот «Егора и опизденевших» я там что-то не наблюдаю. Или «Ансамбль Христа-Спасителя и Мать Сыра Земля». Или «Коррозию металла». Или «Кровосток».
По каким муз. каналам? Какая у них аудитория?
Приведу пример: живу в миллионнике, один чел знакомый делает на ютубе программу о музыке, ему лет 28 кажется, так он только в 2019 узнал о существовании современной гитарной музыки, таких группах как Казускома и Sonic Death(пиком известности которых в широких массах можно считать попадание куска композиции в рекламный ролик). Если это не андерграунд то по крайней мере весьма нишевая музыка.
Вообще слово андерграунд я употребляю в контексте известности, а не способа распространения, т.е. если на твой концерт можно спокойно сходить по официально купленному билету, это ещё не значит что про тебя знает всякий кто вообще интересуется музыкой.
На русском петь не научились, я вас разочарую.
На русском научились читать рэп. Все хорошие текстовики ушли именно туда.
Стоунер — только одна грань этого многогранника. На самом деле, в Москве, как и в СНГ в целом была и, скорее всего осталась очень мощная тяжёлая движуха, например про группы Vorvan и Bordge упоминали, емнип, в зарубежной муз. прессе, также у нас дохрена всякого пост-метала, есть всякая гринда и брутал в виде Katalepsy, Ease Of Disgust. Группы Jinjer (Украина) и Slaughter To Prevail вообще «ушли на золото» — подписались на американские лейблы и успешно турят в связках с импортными группами. Кроме того, в СНГ была настолько же мощная, насколько и скоротечная, маткор-движуха: Kevin Karter’s Apology и Bears in Ushanka навсегда в моём сердце)
Ну и не забываем про Пасош/Буерак и иже с ними, как бы кто к этому не относился.
Кстати, я постоянно на разных ресурсах и пабликах вижу упоминание CSBR, но редко где вижу что-либо про такое по-настоящему знаковое для московского андерграунда место, как студия DTH. Это — достаточно жирная точка пересечения путей огромного количества различных андерграундных групп разной величины. Было бы интересно почитать статью or something.
Про проблемы московского андерграунда и подобной российской музыки в целом выскажусь, что главная проблема, имхо, отсутствие традицй, понимания и, самое главное, собственного видения, как сделать своё, а не сделать «как там». И это прослеживается практически везде. Пока что каждая вторая российская роцк-группа пытается сделать «свой Mastodon/свой Alice In Chains/свою Iron Maiden/свой ${bandName}», у кого-то получается хуже, у кого-то хуже.
На примере Little Big (или, нопример, всей японской музыкальной сцены) лишний раз убедился в правильности подхода привнесения уникальности в свой продукт во избежании вторичности по отношению к первоисточнику.
Видимо потому что там деньги сегодня.
ага. девки, музыка, бухло
Это было очень приятно читать.
Погугли, что такое «андеграунд», мистер клоун
О как. Летов всяко известнее, чем упомянутые две группы. И он — андеграунд, а они — нет. Позиция «Меня знают меньше, чем Пугачёву — я андеграунд» довольно уёбищна. Возможно, ты просто никому не интересный скучный бесталанный удод. Однако это не делает тебя андеграундом.
Летов нынче самая настоящая попса.
https://www.youtube.com/watch?v=yix5YaRtsYI
И поэтому его на всех радиостанциях крутят?
Его именем хотели аэропорт назвать, ну ты чего…
погуглил, прочитал, сделал вывод — Ты пидорас.
Нет ты
Так это в Омске. Омск — это город-андеграунд)))
Ну ладно, будем знать.)