До этого года мое недолгое знакомство с виртуальной реальностью ограничивалось PlayStation VR, который провалялся у меня дома полгода. Было прикольно, но от низкого разрешения шлема Sony слишком быстро начинала болеть голова, поэтому полноценно в VR я так и не втянулся. Но в начале 2020 года я вновь нырнул в виртуальную реальность, купив Oculus Rift S. Разумеется, из-за Half-Life: Alyx. Тогда я заранее смирился с тем, что выкидываю десятки тысяч рублей на одну игру. Но все оказалось куда интереснее.
VR помогает держать себя в форме.
На весеннем карантине я наел пару килограмм и съехал с «Обезжиренных мужиков» до лучших времен. Но стоит признать, что без VR все было бы гораздо хуже. Пару раз в неделю я на часок залипаю в великую Beat Saber и она запросто заменяет кардио-тренировку в зале. За один сеанс игры успеваешь пропотеть калорий на 600! С непривычки на следующий день даже мышцы ломит. Уже это оправдывает покупку шлема. Тут, конечно, можно возразить, что зарядку можно делать и без дорогих гаджетов, но лично мне на этом мотивации не хватает. А тут я развлекаюсь — танцую, рублю световыми мечами кубы под Linkin Park, да еще и получаю пользу от этого процесса.
VR вообще богат разными классными ритм-играми. Весь год я с удовольствием боксировал под музыку в BOXVR, ритмично стрелял в Pistol Whip и даже залипал в симуляторе приседаний Hot Squat 2. Это очень простые по своей сути игры, который засасывают в считанные секунды. Отличный способ размяться и ненадолго отключить голову.
VR помогает расслабиться.
Активно потеть — не единственный способ расслабиться в виртуальной реальности. VR приходит на помощь, когда хочется отрубиться от реальности совсем — почиллить, ничего не делая и ни на что не отвлекаясь. Для таких целей создано множество «экспириенсов» — и я вовсе не про порно, которое в VR меня как раз не впечатлило.
Лучший пример — бесплатная «игра» Cosmic Flow. Это бесконечный калейдоскоп из космических туманностей, которые меняются и танцуют под расслабляющую музыку. От игрока не требуется ничего — только отдыхать и смотреть. И я действительно использую эту штуку как терапию после особенно напряженных рабочих дней. Подобного в VR много — и чаще всего эти программы бесплатны. А конкретно для Oculus в официальном магазине можно скачивать еще и красивые, полностью трехмерные мультфильмы — тоже новый опыт.
А если хочется улететь совсем, то существует Space Engine. Это не игра, а симулятор вселенной, в котором она воссоздана в масштабах один к одному. Известные области соответствуют научным данным, а остальное окружение генерируется случайным образом. Можно летать между галактиками на скорости в сотни раз превышающей скорость света. Можно наблюдать восходы с поверхности планеты в миллиардах световых лет от Земли. VR для этого не обязателен, но только в нем этот опыт становится совсем гипнотическим.
VR заставил меня по-новому взглянуть на шутеры и игры в целом.
После шутера в VR очень сложно вернуться к «обычным» играм, даже если это что-то бесконечно крутое вроде DOOM Eternal. Причем это не новое, а скорее, давно забытое ощущение. Еще на PS VR я залипал в Farpoint с контроллером в форме штурмовой винтовки. Очень средняя игра про отстрел жуков в пустыне, но ощущения от стрельбы были настолько настоящими, что оторваться было сложно. Такой опыт и пробуждает ностальгические чувства — в детстве я любил отстреливать зомби на игровом автомате House of the Dead.
Но контроллер-винтовка — штука не обязательная. Ощущения от стрельбы в любом нормальном VR-шутере максимально приближены к реальным, даже если использовать обычные моушен контроллеры. Потому что мозг быстро и охотно обманывается. Ты же действительно держишь оружие, ты целишься по мушке так, как делал бы это в жизни. Если при этом игра еще и с дизайном, звуком и вибрацией контроллеров работает хорошо, то погружение выходит стопроцентным. И в той же Half-Life: Alyx с этим все отлично. Ее величие как раз в том, что она привлекла внимание к возможностям, которые открываются шутерам в VR-формате. Для многих она стала первой большой VR-игрой — как и я, они купили шлем ради нее. И не пожалели.
И ладно стрельба. Мозг взрывается, когда на тебя прыгает хэдкраб, а ты — в панике, на автомате — хватаешь какое-то ведро и отбиваешься им. И это работает! Хэдкраб улетает в угол — так действительно можно! Или можно физически упасть на пол, чтобы безопасно расстрелять комбайнов через дырку в заборе! Многие в своих обзорах писали, что вот Alyx-то ощущается как настоящий некст-ген. А ведь этот некст-ген был у нас под боком последние несколько лет. И Half-Life: Alyx в вопросах интерактивности и физики даже не самая продвинутая игра, ведь в прошлом году вышла совсем сумасшедшая Boneworks.
Оказалось, что у VR хватает своих блокбастеров.
Несведущему человеку может показаться, что Half-Life: Alyx — единственная ААА-игра для виртуальной реальности — плюс еще что-то такое иногда выходит для PS VR у Sony. Так думал и я. Вероятно, дело в том, что VR-игры создаются для уже довольно крупного, но все же обособленного комьюнити. Не интересуешься темой — ничего до тебя и не долетает.
Первая игра, которую я прошел после Alyx — Lone Echo от разработчиков The Order: 1886. Это космическая адвенчура с отличным сценарием, элементами хоррора, впечатляющей картинкой и занятной механикой передвижения. Действие игры разворачивается в невесомости, поэтому нужно хвататься руками за разные объекты и отталкиваться от них. Голова поначалу кружится! Видно, что в игру вложено немало сил и денег. А ведь вышла она еще в 2017 году!
Если же говорить про более свежие примеры, можно вспомнить хорошую ролевую игру Asgard’s Wrath и шутер-выживач The Walking Dead: Saints & Sinners — лучшую игру по «Ходячим мертвецам» за пределом сериала от Telltale. Да и VR-версии «обычных» игр часто играются отлично и сильно меняют опыт — Skyrim и Resident Evil 7 не дадут соврать. Поток релизов, конечно, не сравнится с ААА-бомбежкой на обычных платформах, но это вовсе не значит, что в виртуальной реальности ничего не происходит. Изучать, как VR-игры эволюционировали от безделушек времен первых «Окулусов» — интересно.
В 2020 году потенциал VR-технологий стал мне понятен, как никогда. Распробовав виртуальную реальность на нормальном устройстве, я от нее уже не откажусь, как когда-то от PS VR. В планах — проапгрейдить ПК и добыть-таки автономный Oculus Quest 2, у которого сейчас самое высокое разрешение из всех шлемов на рынке. Торчащий из шлема провод и зернистое изображение — пока что главные минусы виара лично для меня. Верю, что VR-игры будут развиваться и дальше, а когда-нибудь выйдет и новая Silent Hill с поддержкой виртуальной реальности. Вот уж где можно было бы развернуться!