2023 лучшие фильмы 2023

2023 у нас неожиданно получился годом ярого увлечения фильмами. Все же кино — пока что лучший источник эскапизма. И каков разброс! Кто-то смотрит «Короля и Шута», кто-то — «Барби», кто-то поминает Николаса Кейджа и Элвиса, а кто-то — Пиночета. Кое-кто даже угорел по «Слову пацана», и ему норм! Заодно советуем вам несколько крутых, но незаслуженно обойденных вниманием сериалов, вроде «Покерфейса» и «Царство падальщиков».

Дмитрий Соколов

Год выдался богатый на разнообразные интересные (пусть далеко не всегда безупречные) релизы: от неровного «Наполеона» до восхитительного «Джона Уика». По части моего любимого жанра все тоже было хорошо. Мы увидели достойный ребут «Зловещих мертвецов» и добротный сиквел «Крика», но было немало и оригинальных сюжетов, вроде минималистичного хоррор-сайфая «Никто тебя не спасет» или разудалого трэша про Винни-Пуха. Если же говорить о моих личных предпочтениях, то вот вам мой топ-3 в случайном порядке:

«Барби»

Фильм, который стоит посмотреть каждому мужчине — и не только из-за годных шуток про (отсутствующие) вагины. Грета Гервиг затрагивает в простенькой истории про ожившую куклу множество сложных (а зачастую и неприятных), но важных тем: от искаженной репрезентации гендерных ролей в медиа до значимости Барби как символа женской самореализации. Что особенно важно, фильм начисто лишен какой-либо предвзятости: здесь достается и феминисткам (клеймящим Барби за потребительство) и токсичной маскулинности (вы знали, что миром правят мужики на лошадях?) и корпоративным лицемерам, готовым превратить Барби в символ чего угодно, лишь бы хайпануть на текущей повестке и наварить побольше бабла. При этом все богатство подтекстов подано очень ненавязчиво, а визуальное оформление пластиковой фем-утопии выполнено с подкупающим вниманием к мельчайшим деталям. Да и вообще, «Барби» — лучшая экзистенциалистская комедия о смерти, вышедшая за последние годы.

«Пассажир»

Помните, был такой режиссер — Картер Смит? Нет? А я вам напомню: это человек, который в 2000-х снял растительный хоррор про хищные лианы, прорастающие внутри человеческих тел. С тех пор в его фильмографии был лишь один более-менее приметный фильм, да и тот вышел почти десять лет назад. А в 2023-м Смит снял для стриминга MGM+ малобюджетку «Пассажир»… и это один из самых мощных миксов триллера и драмы за последние годы. Сюжет предельно простой: тихоня-лузер Рэнди приезжает утречком в местную закусочную, начинает драить зал и привычно терпит оскорбления от коллеги-быдлана. Устав от наездов на беспомощного парня, еще один работник харчевни Бенсон идет к своей машине, возвращается с ружьем — и сносит обидчику череп одним выстрелом. А потом хватает насмерть шокированного Рэнди и отправляется с ним тусить по городу. А дальше идет тщательно выверенная эскалация напряжения, крутая психологическая драма и продуманный до мелочей сценарий. «Пассажир» — история не только о том, как вести себя в одной машине с (не)дружелюбным психопатом, но и о том, что порой даже самые тяжелые и мрачные ситуации способны сделать тебя лучшим человеком. 

«День благодарения»

Королевский камбэк от жанрового самородка Элая Рота («Хостел», «Лихорадка», «Жажда смерти»), возникший из фейкового трейлера к дилогии «Грайндхаус». В этой же серии когда-то вышли «Мачете» и «Бомж с дробовиком», так что если вам понравились они — «День благодарения» имеет все шансы занять теплое место в вашем сердце. Да, тут обошлось без стилизации под дефектную пленку, «сигаретных ожогов» и переигрывающих актеров, но фильм от этого хуже не стал. Хотя бы потому что «День благодарения» и так выдержан в духе юморных слэшеров 1980-х, вроде шестой (и лучшей!) «Пятницы 13-е» или поздних частей «Кошмара на улице Вязов». 

Здесь куча креативных и смачных убийств, неплохой дизайн маньяка (само собой, отсылающий к образу пилигримов XVII века), плюс немного саспенса в нужных местах. Отрадно видеть, что старина Рот с горящими глазами вернулся к любимому жанру, и весело фонтанирует кровавыми фантазиями. Убийство с помощью ЗАЖИМОВ ДЛЯ КУКУРУЗЫ, смерть попрыгуньи-чирлидерши на батуте и — гвоздь программы! — роскошный ужин, когда маньяк готовит одну из жертв в виде праздничной индейки… ребята, поверьте мне, этот День благодарения вы запомните надолго!

Спецноминация: кейджсплотейшн года «Ренфилд»

В этом году Святой Николас не баловал нас большим количеством фильмов, но качество в его работе всегда важнее количества, так что великий актер подарил нам всего один — зато какой! — фильм, достойный пристального внимания. «Ренфилд» — это дичайше динамичная экшен-комедия про абьюзивные отношения с токсичным боссом, в которой кровь хлещет в три ручья, а тела ломаются как спички. И хотя формально главный герой здесь тот самый Ренфилд, вечный слуга Дракулы, пытающийся выйти из порочной связи с начальством, мы-то с вами знаем, кто настоящий герой экрана. Николас Кейдж беззастенчиво крадет шоу, а его граф-мегаломаньяк получился эталонным королем вампиров. Дракула угрожает, умоляет и уговаривает (порой с интервалом в несколько секунд), он одновременно учтив и беспощаден, но всегда затмевает всех своей харизмой. Лишь человек столь уникального таланта, как Кейдж смог органично соединить в одном персонаже едва ли не все ключевые черты иконических образов Дракулы: от соблазнителя до безумного потрошителя. Воистину великий злодей — для великого актера!

Виктор Зуев
«Король и Шут»

Не буду оригинальничать и скажу, что больше всего впечталения произвел сериал «Король и Шут». Я никогда не фанател от группы или от Горшка, или от Князя. Более того, до сериала я не знал, что там было два фронтмена на сцене, всегда бы уверен, что все песни исполняет только Михаил Горшенев. Настолько было похер. Сериал раскрыл мне глаза и заставил послушать все альбомы. В реальности КиШ оказались гораздо глубже, чем наши представления о них, а их творчество не ограничивается «Скалой» и «Куклой». Вот это я понимаю — режиссер сериала справился со своей задачей! Кстати, давайте немного поговорим о нем. Для себя отметил фигуру режиссера Рустама Мосафира. Я уверен, сумрачный багдадский гений ещё себя покажет. Взять хотя бы предыдущую его работу — фильм «Скиф». Немного всратенькое, но честное темное славянское фэнтези.

киш

Владимир Бровин

Черепашки-ниндзя: Погром мутантов

В этом году я купил себе новый понтовый 4K-телевизор… И в итоге все это время смотрел черно-белые фильмы (вроде «Сладкой жизни» Феллини), советские комедии и старые боевики/триллеры, вроде «Нечто». Такие дела. Единственным фильмом 2023 оказались «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов», так что они автоматически являются моим фильмом года, просто по факту. Впрочем, они действительно неплохи. Это яркая, пестрая комедия, которая лично у меня не вызывает никаких ностальгических чувств (да и хер с ними) и воспринимается как отдельная, новая и угарная история. Музыка — отличная, стиль анимации, напоминающий трип, — тоже, имбирный пряник для глаз. Герои — дураки и простофили, что лично мне очень близко и располагает. Развлечение, беллетристика, но хорошее.

«Царство падальщиков»

Мини-сериал «Царство падальщиков» — еще одна тема, которая зацепила своей «триповостью». По сюжету несколько космических колонистов пытаются выжить на планете, куда их занесло аварией. И эта планета — словно результат коллективного труда художника Мёбиуса и Николая Дроздова. Она — главный герой сериала: ее экосистемы, флора и фауна увлекают больше, чем персонажи-люди. Они выступают как невольные экскурсоводы. Впрочем, это не болванчики, у героев есть внятная мотивация, они меняются как личности, между ними даже есть кое-какая химия (особенно между Кейменом и загипнитизировавшей его тварью, ха). Честно говоря, в какие-то моменты люди мне даже обременяли: «Да отойдите вы, не мешайте любоваться видами!».

Владимир Самойлов

«Все страхи Бо»

По жизни я человек очень мнительный. Вот прямо очень. Реагирую на каждый собственный чих, гуглю симптомы смертельных болезней и выдумываю в голове всякие странные ситуации, в которые обязательно попаду и погибну. Но это когда я трезвый, так что мнительность моя проявляется не так уж и часто.

Так вот, фильм Ари Астера «Все страхи Бо» как раз про меня трезвого. История о том, как в жизни ипохондрика Бо разом реализовались все возможные переживания. Орудующий на улицах маньяк гонится именно за ним, стоит ему оставить дверь незапертой, в квартиру тут же набегают какие-то бичи и устраивают погром, и вообще, даже малейшая оплошность приводит к катастрофическим последствиям.

Лейтмотивом через фильм проходит мысль о странных отношениях с матерью и прочих фрейдистских штучках, так что в целом картина непростая, есть над чем поломать голову. Но и без подтекста фильм отличный — с челом тупо 2 часа происходит всякая макабрическая дребедень. И смешно, и грустно — ну чем не идеальное кино?

бобо

«Граф»

Второй смешной и особо запомнившийся фильм этого года — «Граф» чилийского режиссёра Пабло Ларраина. Это черная комедия о том, что Аугусто Пиночет — на самом деле вампир, который не умер в 2006 году, а просто уехал с женой и помощником на старую ферму, где и коротает оставшиеся деньки. В какой-то момент на ферму приезжают охочие до наследства дети Пиночета, и тут начинается всякая дуристика.

Фильм напоминает театральную пьесу, снято всё очень камерно и стильненько. Нельзя сказать, что «Граф» гомерически смешной, но посмотреть его вечерком для поднятия настроения вполне можно. Правда, в фильме не обошлось без внутренних политических комментариев, но они в целом картину не портят — есть где посмеяться, есть где задуматься.

«Слово пацана. Кровь на асфальте»

Про «Слово пацана» уже сказано всё. Это и лучший сериал в мире, и самый гнусный из всех, он и пропагандирует бандитизм, и его осуждает, и вообще про реальную жизнь, только про выдуманную — дайте авторам приз за лучшее произведение всех времен, а потом отнимите и запретите. Мне «Слово пацана» в целом понравился. Вряд ли его когда-нибудь буду пересматривать, но сериал крепкий и атмосферный.

Но есть в нем один нюанс. С какого-то момента «Слово пацана» начинает напоминать проповедь в духе «Преступления и наказания». Из залихватской драмы о пацанской жизни сериал превращается в притчу о том, что за все прегрешения рано или поздно (а скорее всего, сразу же) придется платить. Кажется, что авторы со старта решили сделать историю максимально далекой от романтизации уголовщины (что, учитывая отзывы особо экзальтированных граждан, не очень помогло), но для меня лично это несколько сбило фокус.

Для меня «Слово пацана» — это не лирические герои Вова Адидас, Маратик и пианист, как там его звали. С куда большим удовольствием я бы посмотрел на житьё Кощея, Зимы и Турбо, как они докатились до жизни такой. В отличие от главных героев, будто бы ВЫНУЖДЕННЫХ вкатываться в уличную жизнь, эти трое персонажей мне видятся куда более органичными. Как говорится, узнаю брата Колю. Никаких сантиментов и тухлых переживаний, только разудалая пацанская житуха — мне и в «Бумере» больше всего нравится персонаж Лёха Килла с его простецким бандитским подходом ко всему на свете.

Короче, хотел посмотреть про казанскую братву, а посмотрел про погибель души. Ну, учитывая что снято и поставлено всё отлично, это тоже неплохо! 

RCKTfngrs
«Джон Уик 4»


Кино года? Легко! «Банши Инишерина» — словно книги русской классики, только фильм. Мощнейшая лента о маете, дружбе, творчестве, смерти. Фантастически красивая к тому же… Что значит «вышел в 2022»? Чёрт бы побрал эту сутолоку серых дней, размотала целый год, а я не заметил.

Тогда так! Самый зрелищный пиф-паф-аттракцион и отличное завершение цикла про Дитя Беларуси: «Джон Уик 4». Бесшабашный, изобретательный, смешной фильм. Последний раз так билось сердце от боевика при просмотре «Безумного Макса: Дороги ярости».

Вымышленный мир наёмных убийц, с отличными от нашего правилами, логикой (и зачастую физикой). По приказу главной редиски фильма, Маркиза де Грамона (Билл Скарсгард), что выглядит как типичный Вентру из Vampire the Masquerade, за ухарем Джоном (Киану Ривз) выезжают колоритнейшие киллеры: слепой Каин (Донни Йен) и мужчина-с-собакой Никто (Шамир Андерсон). Перекатываясь от этих двоих и толп наёмников рангом поменьше по локациям из серии игр Hitman, Джон берёт квест на убийство местного Кингпина — Киллы (Скотт Эдкинс). Подняв таким образом репутацию во фракции Ruska Roma, протагонист получает серебряный крест, что открывает финальный уровень. Остаётся лишь победить босса-лестницу (дважды) и застрелить на дуэли главу местной Камарильи Маркиза. Вы великолепны, Мистер Уик, смотрите финальный ролик!

Задорнейшая стрельба-поножовщина, бомбезный актёрский состав, эти отнюдь не случайные, но органичные заимствования из компьютерных игр, уместная драма — и ноль моментов, что выстёгивали в прошлых «Джонах». Да, зрелище лишь капельку умнее «Форсажа», но развлекает что надо. Почти три часа — на одном дыхании. Лучшая (неосознанная?) экранизация шутеров от третьего лица.

И никаких сиквелов, бога ради! Оставьте Мистера Уика, он отбегал своё. Дальше точно будет хуже.

Александр Батов

«Элвис»

Если 2018 был для меня годом Queen, со свежевышедшей «Богемской рапсодией», то 2023 стал, хоть слегка и запоздало, годом Элвиса Пресли. Не успев в прошлом году по ряду причин на премьеру фильма, я, к своему величайшему стыду, подзабыл про него, пока судьба, а точнее лист моих весьма странных предпочтений на YouTube, не напомнил снова. Но обо всем по порядку.


Пока не стали популярны музыкальные фильмы с реальными песнями и сюжетами, в моде были мокьюментари (комедийные псевдодокументальные фильмы) с участием актеров, пародирующих популярные жанры. Одним из таких была история Дьюи Кокса, который умудрился изобрести все музыкальные жанры музыки в XX веке. История Элвиса, в этот раз рассказана от лица его заклятого друга, полковника Паркера, которого сыграл Том Хэнкс. Его аргументы кажутся логичными, ведь все мы знаем, что работать с гениями нелегко, особенно такими импульсивными, как король рок-н-ролла. Элвис и правда был похотлив, неразборчив в еде и напитках, а самое главное, очень и очень импульсивен. Однако говорит ли нам правду его бывший продюсер или вешает лапшу на уши — решать вам и только вам. В этом фильме вас ждет множество берущих за душу песен, трагическая история человека, которому всего было мало, а также потрясающие декорации золотого века шоу бизнеса. 

«Агент Элвис»


Умер ли король на самом деле, или его забрали к себе инопланетяне\эльфы?  Тщательное расследование и работа с архивными документами была проведена нами ранее. То, что заставило меня вспомнить об этом фильме — это анимационный сериал про секретного агента, который лишь прикрывался карьерой суперзвезды, а на самом деле ежедневно спасал мир от чудовищных катастроф, вроде атомного взрыва, или разумного алкоголя. Вас ждет смесь сериала «Арчер» и лучших фильмов о Джеймсе Бонде, когда мужчины могли завтракать виски и пялится на женские прелести, покуривая сигару. Отдельно отмечу, что активное участие в подборке песен к сериалу и написанию сценария приняла его вдова Присцилла Пресли. Правдива эта история? Ну, она звучит гораздо реалистичнее, чем рассказанаая старым проворовавшимся полковником.

Василий Легейдо 

Для меня год получился довольно скудным в том, что касается знакомства с новинками. Все заметное, что выходило, либо не зацепило, либо пока не получилось зацепить. Даже из хорроров, которые я в основном и смотрю, ничего не впечатлило так, как «Варвар» и «X» в прошлом. Поэтому в основном мои фавориты — это классика прошлых лет. Например, камерная и очень жуткая британская зарисовка «Предостережение» 2020 года о мужике, которого странный знакомый просит присмотреть за его неуравновешенной сестрой на заброшенном острове. Или «Туман» (1980) Джона Карпентера — потерянный на фоне «Хэллоуина» и «Нечто» маленький шедевр про вторжение утопленников в по-кинговски идиллический городок. Но это все о прошлом. А если все же говорить о том, что вышло в 2023-м, то тут я лучше обращусь к телевидению — с сериалами выбор новинок побогаче.

«Покерфейс»

Вот уже несколько месяцев я, растягивая удовольствие, смакую великий сериал «Коломбо». Формат детектива, где все происходящее не служит прелюдией к вау-развязке, радует тем, что позволяет сосредоточиться на психологизме. Игра в кошки-мышки между детективом и убийцей, мелкие детали в общении и поведении, которые потом сыграют ключевую роль — вот это вот все. Можете представить мою радость, когда я узнал, что в начале этого года на американском канале Peacock вышел сделанный в том же стиле сериал «Покерфейс». Тем более что исполнительница главной роли Наташа Лионн с ее прокуренным голосом по харизме не уступает даже великому Питеру Фальку. Сюжет закручен вокруг приключений суровой, но искренней и заботливой работницы казино Чарли Кейл, которая ввязывается в расследование убийства своей подруги и пускается в бега, когда узнает, что в преступлении замешан ее босс.

По формату «Покерфейс» — это роуд-муви про непутевую дамочку, которая скрывается по всей стране от головорезов, знакомится с людьми, берется за стремную работенку и попутно вовлекается в расследование убийств. Уникальная фича Чарли состоит в том, что она, разговаривая с человеком, сразу чувствует, врет он или говорит правду. В общем-то, почти как в том же «Коломбо», только там способности лейтенанта в помятом плаще не проговаривались напрямую. «Покерфейс» — идеальный сериал для всех, кто устал от перегруженных драматичными арками масштабных эпосов. Это сборник чисто американских детективных историй с юмором, драмой и обаятельной героиней. Общая линия есть, но она ни разу не затмевает отдельные расследования. 

Ну и интрига, несмотря на то, что личность убийцы вроде бы всегда известна, сохраняется: каждый эпизод преподносит парочку твистов. А эксперименты со структурой и хаотичные перемещения по таймлайну позволяют авторам складывать отдельные события в цельное повествование как мозаику.

«Падение дома Ашеров»

Сериалы Майка Флэнагана — одно из немногих дорогих моему сердцу произведений из всего, что выходило на Netflix за последние годы. Кому-то может показаться странным, что так можно говорить про хорроры, но для меня это однозначно «комфорт-шоу». На мой взгляд, мало кто в современном телевидении и кинематографе способен так приковывать внимание, вроде бы не делая ничего сверхъестественного.

Над Флэнаганом посмеиваются за пафосные монологи, но в основе его цепляющих историй — именно внимание к образам. Когда смотришь его сериалы, то персонажи для тебя — не посторонние люди и не ходячие хоррорные стереотипы, а как будто бы давние знакомые. Ты точно знаешь, какие они и что их гложет. Ты переживаешь за то, что с ними произойдет. Именно такой подход позволил Флэнагану в 2018-м ворваться на Netflix с вольной экранизацией «Призраков дома на холме» — элегантным и поэтичным сочетанием страшной истории и семейной драмы. Пять лет спустя Майк громко хлопнул дверью перед тем, как присоединиться к Amazon, с вроде бы похожим по структуре и тем не менее совершенно другим сюжетом.«Падение дома Ашеров» — это, по сути, оригинальный мини-сериал, который одновременно представляет собой мэшап из вселенной Эдгара Аллана По и притчу о скелетах в шкафах богатейших семей Америки. То есть такие «Наследники» в неоготической обертке.

Ашеры у Флэнагана — фармакологические магнаты, которые много лет подсаживали всю страну на опиоиды своими обезболивающими и избегали правосудия, пока отец семейства Родерик наконец не попал на скамью подсудимых по нескольким десяткам обвинений. Параллельно с громким процессом в жизни Ашеров начинают происходить странные и пугающие события. Флэнаган не делает тайны из того, чем все закончится: нам в первые же минуты рассказывают, что все шестеро детей Родерика необъяснимым и ужасным образом умерли меньше чем за две недели. Интерес заключается в том, как это происходило, почему так получилось и кто та загадочная женщина, которая контактировала с каждым из покойных незадолго до их смерти. 

Да, «Падение дома Ашеров» — это привычный для Флэнагана синтез семейной драмы и хоррора, но если в «Призраках дома на холме» он создавал образы людей, которым хотелось желать хэппи-энда, то здесь положительных персонажей практически нет. Вместо них — коллекция монстров в человеческом обличье, судьба которых предначертана с фаталистической неотвратимостью. А еще это очень стильное и эффектное зрелище во всем — от декадентского визуала до структуры повествования, которое одновременно затрагивает и восхождение Родерика, и попытки его прижать со стороны принципиального прокурора Огюста Дюпона, и падения династии, от которого — и это не спойлер — не спасет даже миллиардное состояние.