Роман Папсуев — флагман славянского фэнтези в современной России. За 10 лет существования «Сказок Старой Руси» его работы увидел практически каждый (но не каждый оценил размах проекта). В 2019 Роман приходил к нам в подкаст, но с тех пор многое изменилось. У него вышло несколько новых книг, видеоигра, и на подходе настолка. В преддверии выхода третий части «Битвы за Лукоморье» мы решили поговорить с нашим старым знакомым и выяснить, насколько безумным (в самом лучшем смысле) стал его проект за эти годы.

Disgusting Men: Начнем с забавного: какой у тебя самый любимый созданный тобой персонаж? Наши любимцы — Колобух (потому что похож на Шуб-Ниггурат и Азатота) и Гуси-лебеди из игры «Бессмертный. Сказки Старой Руси» (потому что каждый хотя бы раз в детстве дрался с гусем в деревне).

Роман Папсуев: Сложный вопрос. Как автору-то мне вообще все нравятся. Тут, наверное, вопрос значимости для канона, ведь какая-нибудь жалкая крикса менее важна, чем тот же Колобух, который пожирает миры. С другой стороны, вот очень нравится мне Лаюн, а он вообще мелкий и по большому счету никчемный. Зато милый. Но уж если прямо выбирать, то, наверное, больше всего я дорожу Варварой, она не очень героическая и сверх-способностями не обладает, зато человек хороший.

DM: А теперь самое базовое. Проясни (или поправь), пожалуйста, как воспринимать книги «Сказок Старой Руси». «Начало» — это артбук, «Истоки» — это кодекс, «Диво Чудное» — бестиарий?

Р.П: Сложновато загнать в строгие рамки, но я бы описал примерно так:

«Начало» — артбук, т.е. максимум картинок, минимум текста.

сказки старой руси роман папсуев интервью

«Истоки» — это расширенная версия «Начала», куда добавлены обширные статьи про персонажей. Не уверен, что это можно назвать кодексом, скорее это просто описание того, как персонажи придумывались, на основе чего были приняты те или иные решения по их внешнему виду, т.е. со ссылками на источники.

сказки старой руси роман папсуев интервью

«Диво Чудное» — это обильно иллюстрированный бестиарий-энциклопедия, поскольку там не короткие статьи, как в обычных словарях, а расширенные главы, посвященные тем или иным существам. Плюс это своего рода художественные тексты (поскольку рассказ о существах ведется от имени великоградского писаря) с отдельными вставками в виде быличек, где описываются встречи с существами, обитающими в волшебном мире Белосветья.

сказки старой руси роман папсуев интервью

И есть еще, кстати, «Сказки Старой Руси: Наброски» — это для фанатов и художников штука, фактически скетчбук. Там собраны все наброски, что я делал для проекта на текущий момент. Включая даже те, которые еще не публиковались, с персонажами, что появятся в будущих произведениях.

сказки старой руси роман папсуев интервью

DM: А новое «Лукоморье»? Массивное развитие вселенной? Это рост вширь или больше вглубь?

Р.П: «Битва за Лукоморье» — это полноценные художественные тексты. Действительно, массивное расширение вселенной — и вширь, и вглубь. Более того, это канон. Те, кто читали «Истоки» и «Битву за Лукоморье» могли заметить некоторые изменения, которые я вносил в историю персонажей по мере эволюции вселенной.

сказки старой руси роман папсуев интервью

Например, в «Истоках» основной фишкой Алеши была способность видеть нечисть, а в «Битве за Лукоморье» он стал фактически антимагом (с некоторыми оговорками). Такого рода правки вносились по ходу придумывания вселенной, они касались и других персонажей: кто-то получал новые способности, кто-то — даже новые имена. Пользуясь художественным слэнгом: условно, «Истоки» можно считать скетчем-наброском, а «Битва за Лукоморье» — уже готовая картинка.

DM: К слову, когда третья часть «Лукоморья» появится в продаже?

Р.П: Третий том уже готов, сейчас я рисую к нему иллюстрации. К сожалению, рисование занимает намного больше времени, чем рассчитывал, но книгу мы с издательством планируем выпустить в сентябре-октябре. Где-то недели за две-три до выхода в свободную продажу откроется традиционный предзаказ в магазине amok.shop, где можно будет приобрести книгу с автографом, а предзаказавшие получат еще и небольшой подарочек в виде традиционной закладки.

сказки старой руси роман папсуев интервью

DM: В «авторах» у «Лукоморья» указан не только ты, но и Вера Камша. А какова вообще ее роль?

Р.П: Ну, вот взяли и авторов в кавычки загнали, прям обидно. Они полноценные соавторы-писатели. И не только Вера, есть и другие: пишут тексты Елена Толоконникова, Татьяна Андрущенко и Александра Злотницкая. Вера, помимо того, что пишет тексты, выступает еще и как художественный редактор. В этой роли ее основная задача — следить за стилистикой текстов, чтобы у читателя создавалось впечатление, что все сказки писал один автор. Такова была изначальная задумка, мы ее придерживаемся до сих пор. Есть мысль сделать потом сборник не связанных друг с другом сказок, вот там работы будет поменьше, дадим авторам возможность писать, как им вздумается. Но это позже, когда закончим работу над «Битвой за Лукоморьем» (финал близок, остался только один том, четвертый).

DM: Недавно вышла игра по созданной тобой вселенной — «Бессмертный. Сказки Старой Руси». Какие у тебя вообще планы в этой сфере? Это просто эксперимент, разведка, или нас ждут ААА-игры, русский «Ведьмак», и вот это все?

Р.П: Да, игра вышла в ранний доступ, релиз планируется ближе к концу года. Это карточный рогалик, у которого основной фишкой является реиграбельность и вариативность прохождения. Поэтому, например, мы не старались делать упор на сюжетную составляющую, хотя она в игре есть, пусть и не слишком хитроумная. Хотелось сделать интересную игру, а не визуальную новеллу с элементами геймплея, и со своей задачей мы справились. У нас собралась отличная команда, которая делает все, чтобы игроки были довольны — в том числе в раннем доступе внимательно отслеживают фидбэки от игроков, смотрят стримеров (да, Витя Зуев, н-н-на! Тебя тоже смотрели), вносят необходимые изменения. Поэтому к релизу игра будет в лучшей своей форме.

Что касается планов, они, безусловно есть, но зависят и от того, как выступит наш первый и «маленький» проект. Поэтому это и в самом деле разведка — но боем, потому что игра хорошая вышла.

сказки старой руси роман папсуев интервью

Насчет ААА, вы правы, все почему-то хотят (и ждут) по «Сказкам» русского «Ведьмака», причем поминают чаще всего именно третьего. Не знаю, сам я РПГ такого плана не очень люблю, но если люди хотят и настаивают… «Просто это не так просто» — взять и выдать ААА-игру уровня «Ведьмака 3». Хочу напомнить, что до «Ведьмака 3» был еще «Ведьмак 1 и 2», третья часть разрабатывалась годы, бюджет у нее был за 30 лямов зелени и команда в районе 130 человек. То есть они прошли долгий путь, в том числе банально формируя команду специалистов. Со спецами сейчас не так чтоб жирно в России, но 1СGS ищут, расширяются, набирают новые кадры, так что, глядишь, звезды сойдутся, и будет большая игра по «Сказкам Старой Руси». А уж какой там будет жанр и сколько будет А — посмотрим, пока рано загадывать.

DM:В нашем подкасте ты говорил, что почти не играешь в видеоигры (хотя долгое время работал в геймдеве). Не изменил свои привычки? И, раз уж зашла речь об играх, не слышал про «Черную книгу»? Тоже мощнейший проект, основанный на фольклоре (хоть и совершенно с иной стороны).

Р.П: В игры сейчас по-прежнему не играю почти. Залип, правда, год назад в Dungeons 3, но я фанат Хозяина подземелий, не утерпел, был слаб… Времени катастрофически не хватает, а я ужасно аддиктивный (ну серьезно, проектом «ССР» вон уже почти 10 лет занимаюсь, так что аддиктивность налицо), так что максимум, что себе позволяю — смотреть стримы, чтобы быть в контексте.

Про «Черную книгу», конечно, слышал, даже смотрел ее (правда, не играл). Ребята молодцы, честь им и хвала, игра вышла хорошей и стильной. Но она, имхо, как раз больше напоминает визуальную новеллу с элементами геймплея. Не знаю, насколько она в таком виде реиграбельна. Но с точки зрения популяризации фольклора (насколько я знаю, конкретно Пермского края) — прям молодцы-молодцы! Вообще, чем больше движа по славянской тематике, тем лучше — всегда об этом говорю. Пусть люди знают, насколько славянская мифология богата.

DM: И пару слов о твоей настольной игре, «Наследие Старой Руси». Как она, успешна? Выглядит круто — и в плане геймплея, и особенно артов. Ждать новых настолок?

сказки старой руси роман папсуев интервью

Р.П: У «Наследия» очень непростая судьба. Игра в жанре ролл-энд-райт и должна была выйти в 20-21 году, но… увы. Много обстоятельств: от банального затянувшегося периода тестирования и правок до Ковида и прочего. Но игру в итоге сделали, выйдет она в конце 2024 (она еще не вышла, был лишь предзаказ). Сама по себе игра получилась простой и прикольной, ну и, поскольку я участвовал в ее оформлении и даже рисовал для нее кое-какие новые картинки, дышу я ней неровно и считаю лучшим ролл-энд-райтом по «Сказкам Старой Руси». Докажите обратное!)

DM: И самое интересное! Расскажи, на какой стадии безумия сейчас находится твоя вселенная. Сейчас там уже есть свои бластеры («чаробои»), дредноуты-джаггернауты в виде избушек яг, Горыныч как промышленный Молох и даже нейросеть грибов (с потенциальной «Матрицей»!). Очень любим такое!

Р.П: «Стадии безумия» — это хорошая формулировка. Сейчас вообще-то самое интересное — все это безумие оформить таким образом, чтоб оно органично вписывалось в канон (в играх это сделать легко, а вот в литературе — сложно). Но на достигнутом уровне безумия я останавливаться не намерен, поэтому буду придумывать еще много разного. Ограничений нет, пока фантазия работает — можно придумывать всякое. Например, недавно в лоре появились «Железные кусалы» — гвардия Змея Горыныча. Кусалы — это ящерки из мира Змея, так вот они садятся в железные манопанковские мехи, и их очень сложно одолеть. Так что фантазируем дальше. У меня же волшебный мир, а не исторический, можно исходить из принципа «что хочу, то и ворочу».

DM: В нашем подкасте ты говорил, что боишься выходить на западный рынок из-за парадоксального страха: что проект взлетит там и не взлетит у нас (и это будет горько и обидно). Не изменил мнение?

Р.П: Нет, не изменил. Мне родная аудитория ближе, и я хочу дарить радость ей, в первую очередь. Я понимаю, что с точки зрения бизнеса (а я, увы, был вынужден им заняться, иначе такой крупный проект не развить) выгоднее было бы уходить за границу (хоть на Запад, хоть на Восток), но пока я этому противлюсь, как могу. Понятное дело, что упущенная выгода, «денег у русского народа нет» и вот это вот все, но даже если так — я же не для иностранцев проект делаю. Я делаю это в первую очередь для нашей аудитории. 

сказки старой руси роман папсуев интервью

Меня, конечно, обвиняют в стяжательстве, но Бог им судья. Я все же больше про идею, а не про деньги (поэтому и фиговый из меня бизнесмен): пытаюсь привлечь внимание к нашей культуре, показать, что она жива, а не зацементирована, что может развиваться. Что с ней можно работать и современными средствами (желательно не искажая при этом суть). Ведь там на самом деле поле непаханное.

На ОДНОМ персонаже славянского фольклора можно сделать целую франшизу (не верите? Баба яга, например — вполне себе уникальный персонаж, и его можно под разными углами рассматривать), а героев и существ в нашем фольклоре — пруд пруди. Я-то (как и многие другие до меня), обалдев от богатства родной мифологии, проектом занялся давно, когда это еще не было так модно, но смотрю, сейчас проектов, основанных на славянской мифологии, много и становится все больше.

сказки старой руси роман папсуев интервью

Только игр уже, вон, под десяток в разработке, фильмы снимают, опять же, я уж не говорю про всяческие книги — янг-эдалты, романтические похождения Кощея и прочее для девочек. И это хорошо. Рано или поздно появится что-то, что будет мега-популярное и крутое, что зайдет всем, а шлак отсеется. Мой же проект, хоть и амбициозный, но все-таки достаточно нишевый, поэтому я пока планов по завоеванию вселенной не строю. Точнее, строю, но само завоевание откладываю на потом).

DM: Ну и последнее. На кого из былинных героев (или монстров!) похожи Пётр Сальников и Виктор Зуев? Субъективно, конечно!

Петр, Виктор и Роман

Р.П: Ну, Сальников — очевидный колобок (не колобух, а именно колобок — целеустремленный, хищный, подвижный и палец ему в рот не клади, откусит по локоть!). А Зуев на кикимору из игры походит — эмоциональный, веретеном кидается при случае и ворчит-бурчит под нос постоянно, глаза закатывает: «Н-н-н-на!».

сказки старой руси роман папсуев интервью
Колобок

подкаст