В рецензии на ремейк Silent Hill 2 я писал, как приятно ожидать от игры худшего и ошибиться. Но не менее приятно не ждать вообще ничего и наткнуться на алмаз. Про A Quiet Place: The Road Ahead я не знал вообще ничего, впервые услышав об игре буквально за месяц до её выхода. Лениво полистал скриншоты и решил, что это будет очередной хоррорно-индюшачий «симулятор ходьбы», но поиграть решил. Оказалось, что игра куда интереснее, это практически Alien: Isolation на максималках.
Что вообще за «Тихое место»?
Если вдруг не слышали или подзабыли, это хоррор-франшиза, стартовавшая в 2018 году. Состоит она из двух успешных фильмов — шикарного и хорошего, а также одного спин-оффа (плохого, но тоже кассового).
Вселенная фильмов — это постапокалиптический мир, в котором человечество почти истребили монстры, прилетевшие на упавших метеоритах. Монстры эти страшные, большие, жутко сильные и почти неубиваемые, благодаря естественной броне. Главная их особенность в том, что они полностью слепы, но за километры фиксируют мельчайшие шорохи. Соответственно, выжившим приходится сидеть (и делать всё остальное) очень-очень тихо.
Материал для видеоигры золотой и, как оказалось, анонсировали её ещё в 2021 году. Но без каких либо подробностей. Только в июне 2024 года стало известно, что разработкой занимается Stormind Games — студия небольшая и известной благодаря двум частям весьма неоднозначного хоррора Remothered. Но в этот раз, под крылом наших слонов из Saber Interactive, у них всё получилось.
A Quiet Place: The Road Ahead добавляет мяса избитой идее хорроров с прятками
Разумеется, в игре нужно шкериться и не шуметь. Разумеется, монстры тут неубиваемые и постоянно шляются где-то рядом, как чужие в Alien: Isolation. Ассоциация возникает непроизвольно уже в первый час игры, однако «Тихое место» на протяжении десятка часов прокачивает стелс-механику, закручивая всё вокруг звука.
Базовая идея в том, что двигаться надо очень медленно (на ПК скорость перемещения регулируется колёсиком мыши), вглядываясь в землю как настоящий шугейзер. Разные типы поверхности звучат по-разному. Окружающий шум в каких-то моментах прячет героиню игры, давая ей двигаться свободнее, а в других, наоборот, обнажает каждый её шаг. При этом девушка ещё и страдает астмой: стресс, пыль, поднятие тяжестей — всё приближает приступ кашля, а это — верная смерть. Боремся таблетками и сальбутамолом. Баллончики при использовании, кстати, тоже шумят!
Уже на этом этапе A Quiet Place: The Road Ahead работает отлично. Напряжение тотальное, а знакомые действия обрастают новыми смыслами. Фонариком, например, мы светим не по тёмным углам, а себе под ноги, чтобы, не дай бог, на какую ветку не наступить. А зачистка локаций превращается в постоянный выбор между риском и наградой. Частенько ты оцениваешь свои ресурсы и решаешь не шариться по очередной избушке, потому что потерять можешь больше, чем получить. Мы же за острыми ощущениями в хорроры приходим? А это как раз они и есть. Особенно если включить функцию отслеживания микрофона, чтобы монстр прибегал на любой пук и писк в реальной жизни — просто, но крайне эффектно.
Но сила игры в том, что она постоянно подбрасывает новые механики и трясёт динамику
За одно прохождение ты просто не успеваешь привыкнуть ко всему, а потому ни монстр, ни игровой процесс не становятся рутиной. Только освоился с механиками шума, научился пользоваться шумометром и экономить батарейки для фонарика, как на аренах появляются растяжки, активирующие шумовые ловушки. Только привык высматривать растяжки, как на уровнях возникают мешки с песком, который можно рассыпать перед собой и двигаться по нему почти бесшумно. Но мешки-то тяжёлые! Привыкли спринтить по диагонали с мешком наперевес? Вот вам локация, на которой нужно туда сюда таскать скрипучие доски, чтобы перебираться через обрывы.
При этом с самого начала игры арены для пряток довольно крупные и подразумевают несколько путей прохождения с разной степенью риска. И ты ещё попробуй угадай, как всё обернётся — иногда безопаснее кирпичами окна разбивать, а не в лужах ползать.
Монстр в игре довольно туп и хаотичен (что всё равно честнее телепортирующихся в вентиляции чужих), но в этом его сила. Благодаря этому сложно продумать идеальный план, а потому порой приходится выкручиваться и чуть ли не проползать у него между ног, рискуя вот-вот чихнуть, что весьма тревожно. К тому же хаос всегда можно ненадолго обуздать, используя шум — он тут и наш главный враг, и самый верный друг. Гонять тварь по арене, швыряясь бутылками, бывает крайне полезно — очень уж эффективно она сносит ловушки и прочие преграды. А вот кинуть что-то тяжёлое в дальний угол и быстро пробежать не получится — для условного выхода с арены почти всегда нужно решить простенький «пазл». А внимание гад переключает моментально.
Единственная проблема A Quiet Place: The Road Ahead — сюжет
Он есть, но он очень базовый — даже проходной. Как, собственно, и в фильмах. Не такая уж это проблема, просто нужно принять к сведению. «Тихое место» — про паранойю, мандраж и даже некое переосмысления своего быта. Что после фильма, что после игры реально начинаешь обращать внимание, как много звуков ты генерируешь, просто существуя. И первое время это немного пугает!
А история — это лишь предлог, чтобы не отсиживаться и рисковать. Главная героиня вот долго отсиживалась, но теперь почти всё потеряла и вынуждена отправиться в путешествие, надеясь найти новое пристанище. Фоновая семейная драма не сложнее этой завязки.
Всё вот так просто. Но тем лучше — можно с чистой совестью пропускать миллион шаблонных записок, которые разработчики зачем-то раскидали по локациям. Драму людей, которых внезапно настиг апокалипсис, нужно демонстрировать через окружение (что игра иногда и делает), а не через три сотни накарябаных на туалетной бумаге переписок!
A Quiet Place: The Road Ahead — куда более важный релиз, чем может показаться. Уж как минимум для фанатов хорроров в целом и Alien: Isolation в частности — вторую часть анонсировали, конечно, но сколько ждать? Это не просто очередной инди-хоррор на пару вечеров. Игра развивает жанр и в целом ощущается свежо, что с каждым годом всё ценнее. При этом она прекрасно работает (сужу по своему опыту на ПК), талантливо поставлена и даже выглядит не бедно. Про прекрасный звуковой дизайн и вовсе молчу — тут это база.
Октябрь в этом году, конечно, удивительный месяц — сразу три прекрасных хоррора и один из них даже не ремейк!
A Quiet Place: The Road Ahead уже вышла на ПК, PS5 и Xbox Series X|S. В Steam она доступна для покупки из России. Субтитры и интерфейс переведены на русский язык.
Still Wakes the Deep: царский хоррор в духе «Нечто» и «Цвета из иных миров»