18 января в прокат вышел фильм «Форма воды» — новое кино от Гильермо дель Торо («Хэллбой», «Багровый пик»), уже обласканный критиками и успевший выиграть два «Золотых глобуса». Отвратительные мужики объясняют, чего стоит ждать от новой работы мексиканского визионера.
Немая уборщица Элиза (Салли Хоукинс) работает в секретной военной лаборатории (на дворе 1960-е, и вовсю идет Холодная война), куда однажды доставляют странное человекоподобное существо, найденное где-то в Амазонке генералом Стриклендом (Майкл Шэннон).
Элизе удается подружиться с монстром, который вместе с ней учит язык жестов и слушает музыку, проникаясь к своему новому другу нежными чувствами. Однако военные намерены использовать гуманоида для опытов, так что уборщице скоро придется спасать его, положившись на помощь своих друзей.
То, что Гильермо дель Торо — большой поклонник фильмов о чудовищах, ни для кого не секрет. Однако в своих прошлых работах он в основном занимался тем, что сталкивал одних монстров с другими. Здесь же он сосредоточился не на чудовище, а на романтической стороне отношений между человеком и амфибией. Такой фокус внимания превращает потенциальный хоррор в любовную историю. Но если бы дель Торо последовал только этой жанровой логике, фильм бы очень многое потерял. К счастью, режиссер остался верен себе и аккуратно разместил мелодраматическую линию внутри триллера о соперничестве американских военных и советских шпионов.
Кроме того, в фильме нашлось место политическому комментарию (пусть слегка завуалированному) и даже мюзиклу. Звучит все это как дикая мешанина, но дель Торо не был бы собой, если бы не смог собрать все эти столь разные компоненты в единый — и как всегда стильный — сюжет.
Пожалуй, главное, что удалось режиссеру в этот раз — это персонажи. Их здесь немного, но практически каждый — от застенчивой Элизы до хладнокровного садиста Стрикленда — запоминается. Играют все замечательно, и, что примечательно, одномерных героев на переднем плане нет. Каждый из них выглядит личностью, а не ожившим шаблоном.
Вторая удача — отлично воссозданная атмосфера: сеттинг 1960-х обыгрывается везде, где только можно: от афиш кинотеатра и интерьеров лаборатории до саундтрека и нарядов главных героев. С динамикой все тоже в порядке: несмотря на двухчасовой хронометраж, фильм не утомляет «красивыми видами» или панорамными кадрами. Откровенно затянутых сцен здесь нет, практически все работает на развитие истории.
В то же время, некоторые аспекты сюжета не получают достаточного развития. Так, например, начало отношений между одинокой уборщицей и непонятным человеком-амфибией из южноамериканских джунглей выглядит искусственным, поскольку не вполне понятно, откуда у Элизы просыпается внезапный интерес к глубоководному монстру. Ничто в персонаже на это не указывает, и зрителю остается просто принять это на веру. Другая, даже более странная, недоработка — монстр очень слабо участвует в сюжете. Его вообще мало, несмотря на то, что он, строго говоря, является главным мужским персонажем во всей истории. Для такого фаната разнообразных монстров, как дель Торо это очень непонятное решение. У него было намного больше возможностей показать монстра во всей красе. Вообще, фильм намного более сентиментален, чем можно было бы ожидать от режиссера второго «Блэйда» или «Тихоокеанского рубежа».
Здесь же стоит упомянуть и еще один (и самый неоднозначный, хотя и не всем сразу заметный) аспект фильма. «Форма воды» — очень политически корректное кино, хотя эта политкорректность и смотрится в целом органичной частью истории, а не наспех приделанной рюшечкой для того, чтобы порадовать критиков. Так, например, все положительные персонажи относятся к меньшинствам, в то время как главный злодей — сугубо гетеросексуальный белый мужчина с нуклеарной семьей.
Дель Торо, конечно, не превращает кино в политический памфлет, но во всей истории есть вполне явное двойное дно, которое далеко не всем придется по вкусу. В этом, вероятно, и причина столь полярных оценок: критики заливаются в восторге, а вот зрительские отзывы (и кассовые сборы) указывают на более сдержанную реакцию.
В целом, перед нами, скажем так, «кино не для всех». Хотя поклонникам стиля дель Торо лента, скорее всего, понравится. Но будет много и тех, кто останется разочарованным из-за многогранности всей истории, восприняв ее как переусложненную. Но, если вам хочется увидеть музыкальный номер Чудовища из Черной Лагуны, подглядеть за сексом между женщиной и гуманоидной амфибией, или просто увидеть очень нестандартную историю любви — это ваш фильм.