Некоторое время назад в беседе с Мариушем Козиком мной был поднят запоздалый вопрос о том, достойны ли арты из Total War выставляться в арт-галереях наравне с Айвазовским и Верещагиным. Оказалось, что те уже выставляются, причем с успехом. Более того, существует проект, в котором каждый скриншот выглядит, словно работа живописца викторианской эпохи. Но по-настоящему эстетика игры раскрывается в артбуке «Искусство Dishonored 2», пропустить который было бы просто непозволительно.
Придворная жизнь в Dishonored развивается по вполне сериальным лекалам: у героя есть дочь, у дочери — тетка, у тетки — амбиции, поэтому дочь теперь тоже герой. Этакая «Сага о Форсайтах»», впору издавать в твердой обложке. Примерно так, в общем-то, и сделано: про Dishonored выпущено две книги. Обе в твердой обложке и обе впечатляют.
Первая, названная «Архивы Дануолла», содержит в основном внутриигровые тексты и изображения, использованные в Dishonored 1: портреты, вывески, листовки, чертежи. В меньшей мере — видовые панорамы и референсные арты персонажей. Каких-либо комментариев и заметок, написанных разработчиками, в ней нет.
Во второй книге все это дело как раз есть. «Искусство Dishonored 2» — полноценный артбук, посвященный Островной империи. В нем понятная структура, вступительное слово от арт-директора, большие шикарные картинки — все как мы любим. Ода визуальному стилю о 176 страницах.
Визуальный стиль игры здесь поставлен на первое место, поскольку именно благодаря своим уникальным изобразительным качествам Dishonored удостоилась в 2013 году высшей награды от BAFTA. Окружающий мир — это причудливое смешение викторианских мотивов, модерна и промдизайна, а изобразительная техника уверенно подражает корпусной живописи.
Достигается это благодаря определенному набору оттенков, достаточно широким, уверенным «мазками» на текстурах и отсутствию цветовых переходов. Результат впечатляет, вряд ли вы перепутаете Dishonored с какой-либо другой игрой. Dishonored 2 не в счет. Здесь мы отвлечемся на минуту от артбука и вспомним первую игру Arkane Studios — Arx Fatalis. Страшная пропасть лежит между ней и последними творениями студии Arkane.
Не все поняли, что произошло с графикой. Внешняя необычность Dishonored поделила игроков на тех, кто хоть немного разбирается в живописи, и тех, кто голосит, что такая графика устарела. Были еще третьи, которые молча играли. Игра-то достойная.
Сами разработчики рассказывают, что перелопатили не одну библиотеку и объездили полмира в поисках корректных архитектурных референсов для создания убедительного облика городов Островной империи. Если с Дануоллом было относительно просто — это ярко выраженный «Лондон» с его промозглостью, то Карнака, расположенная «на краю Земли» (на самом деле, на соседнем острове, но оставлю этот географический перекос на совести разработчиков), заставила художественную артель повозиться.
В итоге изысканий прообразом Карнаки стали залитые солнцем города колоний Британской Империи — бывших и нынешних. Куба, Индия, Гибралтар, южноафриканский Кейптаун и даже калифорнийский Лонг-Бич были осмотрены, облазаны, описаны и скомпилированы в Карнаку.
Посмотрите на фасады зданий, обратите внимание на то, какие они «потертые жизнью». Разработчики внимательно изучали, как тускнеет краска под воздействием солнца, пыли, дождей и активно использовали полученное знание. Каждая улица источает эту узнаваемую «южность».
Со стороны гор Карнаку окаймляет лес исполинских деревьев. Некоторые «баобабы» настолько велики, что их невозможно срубить — дома строили между стволов, а кроны стали своеобразной крышей городу.
Все это островное царство заселили гражданами Империи, для создания которых был разработан визуальный язык. Представители разных слоев общества в Dishonored 1 Dishonored 2 различаются не только одеждой. Осанка, черты лица, жестикуляция — из всего этого складывается образ персонажа, и игрок может пофантазировать о его прошлом.
Признаки аристократии: тонкие, заостренные черты лица, осанистость, тонкая кость. Трудовой народ выглядит полной противоположностью: лица картофелинами, короткие шеи, сутулость, кость широкая (но не как у Картмана), татуировки, которые напрямую отражают жизненные принципы персонажа. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Пройдитесь по улицам Карнаки — встретите массу примеров.
Хороший пример использования такого смешанного подхода в композиции персонажей — образ Арамиса Стилтона. Стилтон работал рудокопом, затем разбогател, стал респектабельным человеком. Сейчас он носит дорогую одежду, но скрюченность и бицепсы выдают в нем бывшего работягу.
Единственное общее место у всех классовых элементов — руки. Я бы даже сказал, ручищи.
Женщинам, слава Аполлону, повезло: у них аккуратные, ладные кисти, а вот у мужчин — что у дворян, что у люмпенов — гипертрофированные. Истоки такого решения к артбуке не раскрываются. Может, это артрит, как следствие морского климата. Who knows?
Если обратиться (внезапно) к традициям комиксов и манги, то можно узнать, что для большей визуальной выразительности отдельные части тела художник может изображать в неправдоподобном масштабе.
В Dishonored все внимание игроков решили сосредоточить на жестикуляции. В Азии практикуют этот подход с другой стороны — там царят неправдоподобно большие афедроны.
Немалую часть сил разработчики потратили на лица персонажей. Для большей правдоподобности скульпторы лепили из глины головы будущих героев Карнаки. Работа с бюстами сэкономила 3D-моделлерам уйму времени и позволила наделить персонажей игры правдоподобной мимикой. Незадолго до релиза Dishonored 2 эти головы выставлялись в парижской галерее Art Ludique.
При создании первой леди Островной империи — Эмили Колдуин — дизайнеры вдохновлялись модными показами и работами частных портняжных мастерских. Эмили получила стильный костюм, подчеркивающий ее элегантность и смертоносность. Страхолюдную маску сочли неподходящей для дамы, поэтому ее лицо скрывает бандана.
Разумеется, не все идеи пошли в работу. Первоначально Эмили планировали вооружить метательными ножами, но потом передумали. Видимо, посчитали, что пистолет будет смотреться более элегантно.
Вот это вот стремление разработчиков каждый элемент игры выполнить со стилем является ключевым моментом, делающим ее действительно уникальным явлением. Условный Battlefield запросто поборет любого по числу спецэффектов на квадратный сантиметр экрана, но если мы хотим порассуждать об элегантности и стиле, то тут первенство останется за Dishonored 2.