А зачем такие разные игры вообще сравнивать? Ну смотрите. Обе после долгой разработки вышли в 2023 году, замемасились и оказались крайне успешными. Обе — ААА, но идут против трендов индустрии. Обе игроки и критики хвалят за возможность «ломать правила» и действовать творчески. Обе называют «настоящими играми» и главными претендентами на звание игры года. И нос к носу их тоже сталкивают постоянно: «Вот как в “Зельде» можно! А Baldur’s Gate 3 так может?» против «Вот как в Baldur’s Gate 3 можно! А “Зельда” так может?».
На самом деле Baldur’s Gate 3 и The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom и вправду интересно сравнивать. Они похожи куда сильнее, чем кажется при беглом осмотре, но радикально отличаются в одном важном аспекте.
Устройство открытого мира в обеих играх не такое уж разное
И в Baldur’s Gate 3, и в The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom мир открытый, но открытый по-разному. В «Зельде» бесшовная огромная карта, классическая песочница без ограничений. В Baldur’s Gate 3 несколько очень больших локаций, привязанных к сюжетным актам, а всякие подземелья и вовсе подгружаются отдельно. Но сути это не меняет. Главное, что в обоих случаях есть открытая карта, по которой раскиданы задания и прочие интересные места, а уже в рамках этой карты можно сразу идти плюс-минус куда угодно.
Соразмерные ограничения свободы исследования есть в обеих играх. В «Зельде», к примеру, нельзя отправиться на замес с огромным змеем на летающем корабле, не пройдя задания у фракции Рито, потому что это сюжетный квест. Так же и в Baldur’s Gate 3 нельзя сходу уйти во Врата Балдура, забив на все события первого и второго актов.
Но Baldur’s Gate 3 — сюжетная игра, а «Зельда» — не совсем, поэтому в плане прохождения свободы в ней больше. Обязательные задания в «Зельде» не такие уж обязательные, можно ничего не проходить и сразу отправится на битву с финальном боссом. Ты ничего не поймёшь и не узнаешь, но игру честно пройдёшь. В Baldur’s Gate 3 так сделать, конечно, нельзя. Но можно отыграть мерзавца, который ничьи проблемы решать не хочет, всем отказывает, посылает нуждающихся в Андердарк и в любой непонятной ситуации режет глотки. Получается своеобразный аналог моментального похода к Ганону в «Зельде»: по сюжету и лору мало что понятно, мир увидел одним глазком, зато игру прошёл гораздо быстрее.
Какой вариант лучше — не скажешь. Потому что обе игры остаются верны своей сути. «Зельда» до конца остаётся песочницей почти без ограничений. Baldur’s Gate 3 до конца остаётся сюжетной игрой, которая даже самое быстрое прохождение делает уникальным опытом со своей атмосферой. Впрочем, она так же подчеркивает, что сюжет в ней всё-таки важнее абсолютной свободы.
Ключевая разница между Baldur’s Gate 3 и «Зельдой» в том, как игрок взаимодействует с миром
«Зельда» предоставляет игрока самому себе. Мир в ней преимущественно статичен. Он существует для игрока, а без него не имеет смысла. Карта красива и обширна, переполнена секретами и возможностями, но сама по себе она не живёт. Ключевой драйвер в Tear of the Kingdom — поиска ответа на вопрос: «А что я могу тут сделать?». Ответов тысячи, разработчики будто предусмотрели почти всё, что может прийти игроку в голову, о чём я уже писал отдельно. Но в целом мир Tears of the Kingdom «наполнен одиночеством», жители в нём есть, но взаимодействие с ними не имеет большого значения.
Baldur’s Gate 3 совсем о другом. В ней главный вопрос, поддерживающий интерес игрока: «Как мир отреагирует на мои действия?». Можно сказать, что настоящий мир в Baldur’s Gate 3 — это не локации, по которым бегает партия героев, а искусственный социум, собранный из сюжетных событий, сайд-квестов, лора «Забытых Королевств» и его притворяющихся живыми обитателей. И больше всего мы взаимодействуем именно с этим социумом. Поэтому возможность поставить друг на друга полсотни ящиков, чтобы перехитрить игру и залезть в крепость быстрее — это несущественная мелочь. Такую свободу «Зельда» легко заткнёт возможностью собрать из говна и палок рабочего метал гира или огромную неваляшку с пенисом, стукающим по лбу бокоблинам.
«Зельда» — про преодоление любыми способами и чувство первооткрывательства. Baldur’s Gate 3 — про последствия действий в живом мире: к какому развитию глобальной или локальной истории они приведут. Что будет, если я украду из кармана этого друида квестовый предмет? А что будет, если я сейчас нахамлю? А если попытаюсь пошутить? Этот персонаж меня бесит… о я могу убить его прямо сейчас, посмотрим, что из этого выйдет. И что-то обязательно выйдет! В обеих играх важно и классно применять находчивость. В обеих можно уронить врагу на голову сундук и тем самым легко его прибить. В обеих с помощью обычных прыжков можно добиться многого. Но в «Зельде» таких возможностей и вариантов их применения больше. А в Baldur’s Gate 3 подобные действия приводят к реакции мира, запускающей новые события. Два очень разных подхода.
Tears of the Kingdom — это приключенческая игра, а вот Baldur’s Gate 3 — уже ролевая. Она действительно даёт массу возможностей именно для отыгрывания ролей. А где их играть, если не в социуме? Реиграбельность Baldur’s Gate 3 — в попытке вжиться в другие роли и посмотреть, как изменится приключение. А Tears of the Kingdom реиграбельность вообще не нужна, это просто почти бесконечное приключение с неисчерпаемыми залежами секретов и творческих возможностей. Но в итоге обе заслуживают звания «настоящей игры». И в обе обязательно нужно играть, чтобы не заржаветь.
Почему The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom — это игра мечты