Всю юность — с тех самых пор, когда начала формироваться ностальгия по детству — я мечтал о новой игре по вселенной Battletoads. Сегодня эта игра вышла — и она хороша. Даже несмотря на нытье олдов и смешанные оценки на «Метакритике».

Battletoads шикарно выглядит — новая стилистика боевым жабам очень идет.

Начинаю с самого больного. Некоторые фанаты ну никак не могут принять новый визуал Battletoads, и упорно продолжают писать, что разработчики «просрали оригинальный стиль». Но что под этим оригинальным стилем вообще подразумевается? Какую Battletoads мы возьмем за пример? Оригинал с NES выглядел по-своему. Кроссовер с Double Dragon, Battlemaniacs для SNES и даже порт самой первой Battletoads под 16-битные системы снова несколько сменили визуал. Аркадная Battletoads сильно отличается от всех остальных общей брутальностью и возможностью творить жесть, натурально отрывая человекокрысам головы. А ведь еще был пилот мультсериала — простецкая рисовка и явная ставка на детей. И это мы еще о комиксах не говорим.

Я веду к тому, что каноничного, четкого визуального стиля у жаб никогда не было. Бессменным оставался только логотип и концепция — мускулистые антропоморфные амфибии бьют морды. Ну, и сексуальная Темная королева, конечно. Поэтому у разработчиков было полное моральное право экспериментировать с арт-дирекшеном, и выбранный ими рубленый стиль Геннди Тартаковски (с примесью «Шоу Рэна и Стимпи») жабам подошел отлично. В нем даже королева сохранила свой огонь, несмотря на более скромный наряд. 

К тому же, в чисто техническом плане, игра бесконечно хороша — словно сбывшаяся детская мечта «играть в мультик». Глядя в мутные пиксели на черно-белом телеке у бабушки, в голове я как-то так игру себе и представлял. Анимации в Battletoads плавные, локации частично выполнены в 3D, но очень талантливо раскрашены, благодаря чему идеально сочетаются с дизайном персонажей. Я настаиваю, что это уровень ААА. Меня Battletoads картинкой впечатляет не меньше, чем игры, косящие под кино — просто она другая. И да, чтобы все это разглядеть и прочувствовать, возможно придется поиграть в жаб собственными руками. Чертовы видеоигры!

Battletoads проходится за четыре часа — при этом каждые полчаса (или даже чаще) в ней меняется геймплей.

Оригинальных жаб многие запомнили как битэмап, потому что они были битэмапом на первых уровнях. Потом начиналась та самая гонка на байках — ее проходили единицы. И эти избранные могут рассказать вам, что дальше игра сильнее ударялась в хардкорный платформинг. Драки тоже периодически возвращались, но были, скорее, секциями для отдыха от настоящих испытаний. И продолжения Battletoads тоже не были чистыми битэмапами.

Новая Battletoads традицию продолжает. От силы половина игры посвящена дракам. Кроме них тут есть пазл-платформер, космический шутер в духе Geometry Wars, миллион мини-игр и конечно же, гонки на тех самых байках — и не только на них. Все механики сделаны достаточно хорошо, чтобы не задолбать за полчаса, а большего от них и не нужно. Battletoads — это настоящий аттракцион, который не оставляет времени на передышку. Ты каждые десять минут перестраиваешься под новый геймплей, офигеваешь постоянно, привыкнуть не успеваешь ни к чему, опыт в итоге получается максимально насыщенный. Немного расслабиться можно только во время роликов.

Новая Battletoads — это отличная комедия в стиле «Футурамы» и «Рика и Морти».

Я показывал игру друзьям и эти ассоциации моментально возникали у всех — срабатывает и стиль шуток, и абсурдно-фантастический сеттинг. Жабы и раньше были больше комедийными персонажами, но в девяностых у них не было возможности много говорить и шутить шутки на экране. Поэтому смешили герои в основном визуально — превращая руки в наковальни и открывая рот на половину экрана, увидев очередного босса. Ситуацию мог исправить мультсериал, но его пилот был жуткой фигней и дальше единственной серии жабы не шагнули. Теперь же в игре есть полноценные ролики, которые хороши настолько, что из них даже в геймплей возвращаться не хочется. Такую мультипликацию жабы заслужили. 

Пересказывать шутки — дело неблагодарное; хорошие примеры можно заценить в последнем трейлере. Просто поверьте — написана игра отлично, от ситуаций до диалогов. И то, что теперь Battletoads порой ходит по грани приличия и подается в сторону панковско-черного юмора, только добавляет ей очков. А еще у жаб наконец-то появилась индивидуальность и химия — теперь они отличаются не только габаритами и цветом. Да и Темная королева из говорящих сисек превратилась в полноценного, уморительного персонажа, хотя по ее старому наряду я буду скучать. В связи с этим возможность пересмотреть катсцены отдельно, не перепроходя игру — ее огромный плюс. Хочется верить, что все это лишь затравка и впереди новые жабьи приключения, и я был бы не против увидеть их где-нибудь на Netflix. 

Battletoads — очень сложная. Слишком сложная!

Как, впрочем, и оригинальная серия. Battletoads на «Денди» проходили единицы — это была абсурдно сложная игра, не прощающая даже мельчайшие ошибки. Она требовала идеального запоминания всех уровней и молниеносной реакции. Чуть менее дикими, но все еще изматывающими были и ее продолжения — Battletoads in Battlemaniacs и Battletoads Arcade. Разве что кроссовер жаб с Double Dragon относительно щадил игроков и проходился не мучительно сложно. 

В вопросах сложности новая игра чтит наследие оригинала со всей силы. На средней сложности Battletoads лишь самую малость проще первой игры. И я знаю, о чем говорю — специально перепроходил классику перед выходом продолжения. Простыми получились только платформенные эпизоды и шутливые мини-игры. А вот космические приключения жаб, драки и гонки — это сущий ад, который нервы накаляет не хуже Sekiro или Cuphead. Это, скорее, хорошо, но я рекомендую играть на легком — даже так игра не превратится в прогулку. Что же до сложного уровня — я не верю, что в таком виде Battletoads вообще проходима! 

Для битэмапа, в Battletoads многослойная, закрученная боевая система. 

Играть, как и прежде, можно за Раша, Пимпла и Зитса. У всех разная скорость, габариты и своей сет атак — при игре соло переключаться между ними можно в любой момент. Кроме обычных тычков жабы умеют атаковать в воздухе и наносить особые, мощные удары, превращаясь во что-нибудь эдакое — например, в акулу или тореадора. Еще герои могут притягивать врагов языком и плеваться жвачкой, чтобы обездвиживать противников, а также делать рывки, уворачиваясь от атак. Богатый набор для битэмапа — и все это нужно использовать постоянно. 

Первые этапы проходятся лайтово, а потом начинается. На арену вываливаются десять противников — нужно за пару секунд понять, кто из них будет ставить щит, кто будет бить издалека, а кто подкрадется сзади. За всем этим нужно следить, параллельно прикидывая: в этого я жвачкой плюну, пока он выпутывается бахну щитника заряженным ударом, а там уже и «силач» для атаки откроется… Это если ты играешь один — в кооперативе можно распределять обязанности, и будет куда проще. Само собой, такая шахматная тактичность — это плюс. Но как же сложно!

Самый серьезный минус Battletoads — в крупных замесах очень сложно разобрать, что происходит на экране.

Персонажи очень крупные и слишком яркие. Когда дерешься один с несколькими врагами — все ок. Когда с двумя друзьями мутузишь десяток противников — происходящее легко превращается в кашу, действовать тактически становится почти невозможно. Но тут важно отметить, что та же Battletoads Arcade в 1994 году страдала от той же проблемы. 

Вторая большая проблема — непрерываемые комбо, самый страшный грех для слэшеров и битэмапов. Особенно сильно этой проблемой страдает неповоротливый силач Пимпл. У него есть комбинация, в финале которой он превращается в саркофаг и прыгает на врагов. Анимация этой атаки длится пять секунд, прервать ее нельзя, зато в процессе может прилететь урон. Особенно печально, что такие комбо выполняются легко — и на них можно попасть случайно. Не будь у игры этого косяка, именно как битэмап я бы поставил ее на одну полку со Streets of Rage 4.


Battletoads — насыщенная, стильная и очень веселая игра. Под драки и стрельбу тут долбит бодрый метал, а сюжет про попытки найти себя в мире, где ты давно никому не нужен запросто тронет сердца перешагнувших за тридцатку фанатов оригинала. В деталях к ней можно придираться, как и к любой игре вообще, но сумма впечатлений — взрывная. Это мощное возвращение легендарной серии, которая стала современнее, но в то же время сохранила и прокачала достоинства первоисточника.