Biomutant — дебютная игра шведской студии Experiment 101: основана она людьми, сделавшими несколько частей Just Cause. Студия маленькая — всего 20 человек. Однако с самого момента анонса в 2017 году все больше казалось, что нас ждет чуть ли не блокбастер. Еще и долгострой: после множества переносов подумалось, что игру вообще отменили. Но она все же вышла и теперь мы можем сравнить результат с обещаниями разработчиков. Тем более, в случае с Biomutant получился классический пример ситуации «ожидания — реальность».
В Biomutant будет уникальный постапокалиптический мир, а игроки смогут копаться в лоре, чтобы разобраться, что же тут произошло
Согласно сюжету игры, люди когда-то настолько засрали планету, что вымерли и тем самым повлияли на эволюцию. Поэтому теперь на Земле живут антропоморфные звери, собирающие дома и снарягу из обломков технологий погибшей цивилизации. В этом коротком абзаце вель лор, собственно, и описан. Игра раздражающим менторским постоянно напоминает, что экологии вредить нельзя, а то вон что будет — в этом, видимо, ее главный посыл.
Сам же мир ничем не запоминается. Разве что уродливыми зверушками. Да, паренек на ключевом арте игры красив и опасен, но он такой один. Абсолютно все остальные персонажи (да и доступные для выбора «расы») смотрятся настолько по-идиотски, будто сбежали из шоу «Рена и Стимпи». А ведут они себя совсем как люди — разбились на племена и воюют друг с другом.
Главная изюминка мира Biomutant — его «восточность». Действие явно происходит где-то в Америке, но бойцы тут изучают кунг-фу, молятся Древу Жизни и верят в энергию ци. Ну а фоном всегда играет музыка в стиле Jade Empire. Но почему все сложилась именно так — я не понял. Но это не самая бестолковая особенность вселенной Biomutant: например, еще здесь зачем-то коверкаются слова. Хлам в игре называют хломом, вместо кунг-фу — вун-ву, вместо пушки — пужки и далее по списку. Разработчиком, видимо, показалось забавным так играться со словами, придавая тем самым происходящему «странности». Раздражает неимоверно. В английской версии подобного меньше, но все равно есть.
В Biomutant будет плотно наполненный контентом открытый мир с разными биомами — а исследовать его можно на транспортных средствах, в том числе и довольно экзотических
Карта в игре не огромная, но достаточно большая и биомы в ней заметно отличаются друг от друга. Набор, впрочем, стандартный: леса, пустыни, джунгли, заснеженные горы и отдающая «фоллаутом» радиоактивная пустошь. Контента по всем этим территориям разбросано много, хотя его качество — разговор отдельный. Это либо принеси-подай сайд-квесты без особой истории (ни одного интересного я за двадцать часов не нашел), либо стычки с врагами, либо лутание развалин. Ну и аванпосты в игре захватывать можно, но это совсем смех — их обычно охраняет группа врагов из трех-пяти «человек». Занятно, что по словам разработчиков, одна из главных причин переносов игры — как раз желание отполировать открытый мир и наполнить его контентом. Что же там было три года назад?
Зато с маунтами в игре правда хорошо. Помимо огромного выбора условных лошадок, есть и экзотика вроде водного мотоцикла и боевого меха, который, правда, призывается только в радиоактивной пустоши. Но мой фаворит — огромная механическая рука. Она забавно бегает, как Вещь из «Семейки Адамс», и умеет стрелять из пальца. Исследование мира в Biomutant — нудное занятие: а маунты его хоть как-то скрашивают.
В Biomutant будут проработанные диалоги на сотни тысяч строк текста
Проработка диалогов — еще одна важная причина переносов Biomutant. Разработчики в одном из интервью гордо отмечали, что в почти готовой игре было 80000 строчек текста, но после доработки их стало 250000! На самом деле, радоваться тут нечему, потому что диалоги — худшая часть Biomutant. Она — почти безупречный пример, как диалоги в играх делать не надо.
Начать стоит с того, что разговоры очень своеобразно озвучены. В игре присутствует рассказчик, который комментирует каждый чих главного героя и его голос — практически единственный на всю игру. Все персонажи болтают на каком-то симлише, что символизирует разные языки, а рассказчик нам все это как бы переводит. Поначалу это кажется свежей идеей, но от рассказчика и его чопорной (или слащавой, если в русском варианте) манеры моментально устаешь, а со временем он и вовсе начинает бесить. Особенно учитывая, что шутит он редко и плохо, зато часто толкает пафосные монологи о нашей героической судьбе.
Но не лучше и само содержание диалогов. Каждый встречный в Biomutant — чертов философ. Первым делом все герои непременно начнут затирать вам про сущность добра и зла, будут рассуждать о будущем, а также задавать герою вопросы про его прошлое. А ты-то пришел тупо болт для своего меха забрать! Эта пространная болтовня порой заходит так далеко, что вообще теряешь нить диалога и перестаешь понимать, о чем и к чему это все вообще. А быстро выйти из этих бесед нельзя, вариант ответа в духе «Ну, я все понял, пока!» ждешь, как праздник.
Biomutant — это нелинейная ролевая игра с системой кармы, богатым сюжетом и тонной важных решений, которые повлияют на судьбу мира и центральных персонажей
Это особенно привлекательная пункты, вызывающие в памяти классику вроде Knights of the Old Republic или Fable. С последней игра пересекается еще и сказочной атмосферой. Но вот система кармы в Biomutant очень странная. «Чернее» герой становится не от дел, а от пустых слов. Нельзя порезать селян в деревне и так стать злее, зато лови очко к темной стороне за то, что не готов простить злодея, который в детстве убил твоих родителей. Иногда система кармы становится совсем абсурдной — ловишь сачком животное и игра тебя спрашивает: «Убить или отпустить?». Выбор повлияет на карму — но не на игру: убьешь — все равно ничего не получишь, оставишь и… ничего для тебя не изменится, зверек твоим спутником не станет. И это лишь наиболее яркий пример — таких бессмысленных решений в Biomutant сотни. Чего уж говорить, что мораль в ней черно-белая.
Решения посерьезнее принимать тоже приходится. Цель игры — спасти питающее все живое Древо Жизни и убить четырех мироедов, монстров, которые дерево вот-вот уничтожат. Либо наоборот — дать им разрушить дерево. Звучит круто, но концовка стирает важность этого выбора — конкретно для героя все равно ничего не изменится. Да и прямо злодеем почувствовать себя не выходит. Рассказываешь каждому встречному рассказываешь, что хочешь устроить конец света, а тебе в ответ лишь мямлят что-то про понимание, твой собственный путь, баланс света и тьмы и прочую чепуху.
При этом игра на самом деле прямолинейна. Никаких поворотов в ней нет, мы поступательно уничтожаем мироедов, немного влезаем в войну племен (считай, захватываем) десяток форпостов, убиваем финального босса и все — титры. Ничто не мешает нашим планам. У прочих персонажей нет своих историй. Из-за этого мир Biomutant кажется мертвым с самого начала, а мотивации проходить игру просто нет.
В игре будет сбалансированная боевая система, включающая магию, ближний и дальний бой — при этом игрок сможет использовать любое снаряжение, независимо от своего «класса»
В целом можно сказать, что это правда. Некоторое оружие предъявляет требование к уровню, но не к характеристикам — условный маг может размахивать двуручником, хотя без вкачанной «силы» смысла в этом не так много. И в Biomutant действительно можно комбинировать стрельбу, магию и ближний бой — и даже быстро переключаться между разными пушками и мечами по ходу боя. Но даже при всем этом разнообразии боевка в Biomutant — отвратительна.
Боевую систему игры просто не чувствуешь. Ты не чувствуешь отдачу от удара, не чувствуешь как из разных атак складываются комбинации. Тайминги не читаются, хитбоксы тоже — в какой-нибудь Devil May Cry 5 о таком даже не задумываешься, все работает интуитивно. А тут в первом же бою понимаешь — что-то не так. То же и с оружием дальнего боя — оно настолько «никакое», что иногда не замечаешь, что патроны кончились, продолжая бегать вокруг противника и нажимая на спусковой крючок. Магией же банально сложно целиться — в игре очень дерганая камера, которая магам максимально усложняет жизнь. Впрочем, большинство «заклинаний» все равно бесполезны. Я вообще до конца игры поливал всех электричеством — самым базовым заклинанием и оно отлично работало — с ним я легко разбирал врагов, старше меня на пять-десять уровней. А потом я взял перк, благодаря которому эта атака меня начала лечить — тут-то я игру и победил. Ни одной лечилки я после этого не использовал.
Боевая система в Biomutant не приносит никакого удовольствия. И она же делает бессмысленным копание в системе прокачки и крафта оружия. Финальный босс был забит палкой, полученной в первые часы игры.
Я редко говорю такие вещи прямо, но Biomutant — плохая игра. За скобками в этом тексте осталась отвратительная анимация, многочисленные мелкие баги, вылеты и картинка, которая изредка выглядит пристойно, но чаще — уродливо. Biomutant ощущается как ремастер не самой лучшей игры десятилетней давности.