Мы уже не раз рассказывали, какие безумные игры делают чилийцы из ACE Team и чем их шизанутые вселенные так затягивают. Новая игра студии — Clash: Artifacts of Chaos — не исключение. Тем более её вполне можно считать третьей частью серии Zeno Clash, которая и вытащила (хоть и на полшишечки) ACE Team из андеграунда. Да и хороша игра не только своей шизанутостью.
Clash — это просто хороший трёхмерный битэмап
Геймплейно игра посвящена мордобою от третьего лица. Сам процесс выбивания зубов из страшных морд поначалу кажется очень простым, но в нём есть глубина. Основа — это стойка. Она определяет скорость атак и базовое закликивающее комбо. Поначалу на выбор всего три варианта, но по ходу игры можно найти больше и быстро между стойками переключаться. Также от выбора стойки зависят особые удары, которые персонаж наносит после рывка в разные стороны. Мой фаворит — смачный хрясь коленом при рывке вперёд в боксёрской стойке. Иногда враги получив коленом в челюсть просто вырубаются!
Помимо стоек есть ещё и три «суперудара». Они тоже находятся в мире игры постепенно и назначаются в отдельные слоты. Поэтому суть боёвки Clash в том, что мы сами по кусочкам собираем себе простой в запоминании сет атак и постепенно его улучшаем. И почти все стойки и удары эффективны — нужно только к ним привыкнуть. Так что выбирать можно исключительно по своим эстетическим соображением (чтобы драться красиво) и не особо париться. Грамотные увороты и парирования сгладят любой «билд».
Но нельзя не отметить, что комбо «джеб, хук, апперкот» — это абсолютная имба. Почти как в жизни. Да и одной слабенькой дальнобойной атакой можно медленно заковырять любого противника. Но её можно и не найти!
Отдельный слой Clash — игра в кости
На неё можно и забить, но вам вряд ли захочется. Наткнувшись на разумных противников, можно сразу начать ломать челюсти, а можно сначала вызвать их на партейку в кости — не откажутся. Перед началом партии противник поставит на кон свой артефакт, а вы — свой. Артефакт победителя сработает и потенциально сделает бой интереснее. Например, противник (или вы, если удача не улыбнётся) будет прикован к месту, или будет драться в окружении жалящих пчёл, или выпьет перед боем яда — вариантов много, а одноразовые артефакты по миру игры разбросаны щедро.
Сама «игра в игре» больше напоминает карточную настолку и не упирается только в удачу. Сначала участники бросают кости, а потом начинают работать с уже лежащими на столе кубиками. Воздействовать на них можно с помощью специальных предметов. Свойства у них самые разные: снизить вдвое показатели кубиков в определённом радиусе или на линии, призвать дополнительную кость в форме паука с шестью точками (но его можно раздавить, приземлив на него что-нибудь), уничтожить две кости противника и одну свою — тактика решает.
У специального торговца можно закупаться предметами для игры в кости и даже дополнительными кубиками, чтобы кидать их несколько раз за партию. Затягивает это не хуже того самого упрощённого «Гвинта» в третьем «Ведьмаке» — чуть углубить и можно как отдельный таймкиллер для мобилок выпускать!
Но душа Clash, конечно же, в её вселенной
События игры, как и серии Zeno Clash, разворачиваются во вселенной Зенозоик. Это сумасшедший мир, живущий по странным правилам и населённый по-хорошему дурацкими, но не глупыми созданиями — от антропоморфных слонов до львов с лицами мужика из «Дикой семейки Торнберри». Подробнее о том, что представляет из себя Зенозоик, можно почитать в тексте обо всех играх ACE Team или в материале о том, что делает игры студии особенными. Но повторюсь: Зенозоик настолько не похож ни на что другое, что в нём всегда чувствуешь себя первооткрывателем. А конкретно Clash ещё и неплохо работает с лором вселенной.
Атмосфере психоделического трипа не вредит даже вполне себе мейнстримовый (что неожиданно) геймдизайн, лежащий в основе Clash. Главный герой по имени Псевдо в самом начале спасает пернатого паренька с особым даром — и за ним тут же начинается охота. Уходя от преследователей, Псевдо потихоньку проникается к птенцу отцовскими чувствами и начинает планировать «контратаку», чтобы защитить пацана. В общем, понятные цели и актуальные для современной игровой индустрии темы. Но, само собой, всё окажется не так просто. Кровавая тирания, охочая до птенца, и Псевдо — не единственные силы во вселенной Clash. Интересные повороты есть, так что стимул двигаться вперёд — не только задорные драки.
В Clash даже проникли механики солслайков — но солслайком она от этого не стала
В игре есть костры, но работают они несколько иначе, чем в Dark Souls. Например, около них восстанавливается лечащая фляга (а со временем и несколько фляг) — это привычно. Но фляги можно усиливать, отваривая в котелке всякую живность, которую Псевдо собирает, путешествуя по миру — так и и здоровья восстановится больше, и дополнительные баффы при использовании могут упасть.
А ещё если Псевдо гибнет в драке, он возрождается у костра ночью в более жутком облике. Можно добежать до своего «трупа», добить обидчиков и «ожить». Но если погибнуть ночью, то придётся откатываться до чекпоинта, что, кстати, не очень круто. Но проснуться ночью можно и не погибая, а просто поспав у костра. В ночное время мир игры становится агрессивнее, а местами можно найти особых, очень мощных врагов. Но сильной мотивации бродить по Зенозоику ночью нет — только если из любопытства или желания собрать ночному Псевдо стильный лук.
Единственное, за что Clash хочется ругать — очень уж легко в ней заблудиться
Мир в игре открытый, но не как у Ubisoft. Это всё-таки не свободные поля, а переплетение разнообразных лабиринтов, хоть большую часть времени и предстоит провести на открытом воздухе. Никаких сайд-активностей нет — просто на карте есть несколько точек, которые можно посетить в любом порядке. Вот только ориентироваться на местности в Clash сложно — и благодаря безумному дизайну окружения (зато глаз радует), и благодаря не особо информативной карте. К середине игры становится проще, всё-таки карта не очень большая и запоминается, но вот в начале риск заблудиться, сгореть и нафиг удалить игру велик.
Отдельный плюс Clash — это одиночное сюжетное приключение на десяток часов. Совсем без лишней мути (да, за такое в последнее время хочется хвалить отдельно). Игра радует глаз, бодрит свежими эмоциями, занимает пальцы и не успевает надоесть. А ещё она в целом проще и понятнее других игр ACE Team (не считая, разве что, Rock of Ages), так что как раз с неё можно въехать в своеобразное творчество студии.
От Batman Doom до приключений булыжника: гид по сумасшедшим играм ACE Team