Битэмап — один из древнейших жанров, существующий еще с начала восьмидесятых. Это чистое воплощение понятия «видеоигра» в его классической форме. Идешь вперед, зрелищно мутузишь плохих парней и в итоге спасаешь город, королевство, мир, родную деревню — что угодно. Все это с элементарным геймплеем и управлением, позволяющим влиться в процесс за считанные минуты. При этом оторваться невозможно, ведь азарт — один из важнейших элементов хорошего битэмапа.

Изначально жанр расцвел на игровых автоматах благодаря вышедшей в 1987 году Double Dragon. Она не просто протолкнула битэмапы в массы, а заложила основы, которым жанр следует и сегодня. В битэмапы очень приятно залипать, отключая мозг, вытряхивая из него весь тяжелый мусор. С друзьями, или в одиночку — терапевтический эффект сработает в любом случае.

В эту подборку я включил свои любимые игры жанра из числа современных — скажем, не раньше 2015 года выпуска. И речь именно о классических играх в духе Double Dragon. А то некоторые ведь и Devil May Cry битэмапом называют. Классику трогать не будем, потому что тогда текст придется растягивать в бесконечность — одно время битэмапы были едва ли ни самым распространенным жанром в индустрии. 

Streets of Rage 4

Самая свежая игра в подборке, вышедшая буквально на днях. Она же стала поводом для этого материала. Streets of Rage 4 — прямое продолжение классической битэмап-трилогии, выходившей еще на Sega Genesis. Это были крутейшие для своего времени, очень контактные битэмапы. В них ты чувствовал каждый удар, прилетевший в челюсть очередному оборванцу с улиц. Это самое важное, но также самое эфемерное свойство игр жанра. Не важно, насколько в битэмапе навороченаяя боевка. В той же Streets of Rage она работает буквально на двух кнопках и никаких хитрых комбо там нет. Важно, получаешь ли удовольствие от мордобоя. Затягивает ли он тебя, забываешь ли ты в процессе о присущем жанру однообразии. 

Но в первую очередь игры серии Streets of Rage ценили все же за атмосферу. Утопающий в неоне мегаполис, грязные подворотни, бары, портовый район и прочие знакомые по боевикам 80-х локации. В качестве врагов: уличные оборванцы, панки, дамы с кнутами, мастера боевых искусств и криминальные авторитеты. Получался привлекательный сюр, немного отдающий «Робокопом». И все это под очень прилипчивую музыку, которую даже отдельно от игры, в шестнадцатибитном звуке, спокойно можно слушать. А ведь по сути это был всего лишь клон Final Fight. Клон, покоривший сердца детей в девяностых и ставший одной из самых успешных серий на платформе.

Я так много писал про оригинальную трилогию, потому что Streets of Rage 4 — это очень аккуратное продолжение без лишней отсебятины. Игра ровно о том же, только визуальный стиль сменился. Вместо пикселей теперь что-то на стыке грубоватого, но стильного комикса и мультсериала из девяностых. Боевая система практически идентична классическим играм серии и столь же проста. Главное отличие — применение спецприемов. Они, как и раньше, тратят здоровье, но его теперь можно восстановить, быстро перейдя в атаку, как в Bloodborne. Ну и для джагглов стало больше возможностей. Ударившись об стену, враги отлетают от нее и могут словить еще несколько тычков, прежде чем упадут на землю.

Сюжет такой же тупой, как и раньше — снова пережевывает знакомые клише, и это прекрасно. 

Streets of Rage 4 хороша для новичков, знать контекст не обязательно. Но создавалась игра все же для фанатов. Не зря же за набранные очки открываются ретро-скины для героев. Почти все локации здесь — переосмысленная классика. Почти все персонажи из оригинальной трилогии появляются вновь. За большую их часть и поиграть можно. Придраться хочется только к небольшой продолжительности — кампания длится всего пару часов… Но это нормально для битэмапов. К тому же поиск секретов прохождение нормально затягивает.

С музыкой, правда, вышло неоднозначно. Она не раздражает, есть цепкие мелодии, а главная тема по-настоящему крута. Но до уровня классических частей все же не дотягивает, хоть и писались темы под присмотром Юдзо Косиро, композитора оригинальной трилогии. Собственно, написанные лично им треки в саундтреке и получились самыми яркими. Но даже если новая музыка совсем не понравится, в меню можно включить классическую, из старых частей. В общем, со всех сторон вышло гораздо лучше, чем с четвертой Double Dragon в 2017 году. 

River City Ransom: Underground

История файтингов неразрывно связана с именем Ёсихиса Кисимото и компанией Technos Japan. В стенах Technos Кисимото придумал и разработал Double Dragon, а еще раньше он сделал игру про разборки школьников — Nekketsu Kōha Kunio-kun. Она в итоге запустила огромную серию Kunio-kun (Кунио — главный герой), которая на пережила саму Technos. Именно в в этой игре впервые появились признаки битэмапов, какими мы их знаем: движение по трем осям, комбинации ударов, захваты и броски. На западе игра в сильно измененном виде вышла под названием Renegade. 

River City Ransom в оригинале называлась Downtown Nekketsu Story и была продолжением той самой игры про Кунио-куна. Это революционный и жутко недооцененный битэмап, вышедший на NES в 1989 году. Если на оригинальную Double Dragon опираются все битэмапы вообще, то эта игра — снова от Ёсихисы Кисимото — стала основой для RPG-битэмапов. Еще тогда, больше двадцати лет назад, в River City был нелинейный открытый мир и прокачка, позволяющая своими руками формировать арсенал атак героя. 

Да и динамика боев в игре была дикая, c невероятной для того времени интерактивностью. Кроме кулаков, дубасить врагов можно было с помощью подручных предметов: от стальных труб и цепей до мусорных баков и покрышек. Всем этим еще и швыряться можно было! Причем если тот же мусорный бак отрикошетит от одного врага и прилетит в другого — тот тоже получит урон. Мелочь, но благодаря этому можно было очень зрелищно жонглировать одновременно и врагами, и подручными предметами. Игра даже сегодня ощущается бодро, годы обошли ее механику стороной.

В узких кругах River City Ransom стала культовой сразу, ну а широкие массы распробовали ее постепенно. Благодаря этому она получила несколько переизданий, но до полноценного продолжения именно битэмапа (в серии были еще и спортивные игры, и много чего еще) на западе дело дошло только к 2013 году. За разработку наследника взялась канадская студия Conatus, деньги собирали на кикстартере. В качестве консультанта позвали самого Кисимото. В итоге получилось идеальное и очень масштабное продолжение. Возможно, это самый масштабный и богатый битэмап вообще. Поспорить с ним может разве что Castle Crashers. 

Базовая формула перекочевала из оригинала без изменений. Однако сверху разработчики добавили сразу десять героев и более пятьсот новых приемов. Открытый мир остался на месте, как и ролевые элементы, при этом игра растянулась более чем на сто уровней. Картинка из восьмибитного стиля шагнула в шестнадцатибитный, но стилистику оригинала сохранила полностью. В том числе и в музыке, хоть оригинального композитора к работе и не привлекали. При этом детальность локаций и анимаций для героев, конечно же, соответствует уже нашему времени. Шестнадцатибитная картинка с максимально плавной и детальной анимацией — это завораживающий контраст. 

Самым ярким продолжателем идей River City из более-менее современных игр стала Scott Pilgrim vs. The World: The Game, выпущенная Ubisoft в 2010 году. И пусть это было приложение к фильму, из игры получился действительно отличный, очень стильный битэмап, геймплейно сильно напоминающий River City. Правда, визуально игра от прародителя сильно отличалась — «Скотт» был мультяшным и пиксельным, но не таким минималистичным. И отдельных восхищений, конечно же, заслуживает саундтрек. Над ним работала отличная чиптюн-группа Anamanaguchi, получилось образцово. Игра стояла бы в этом списке отдельной позицией, но поиграть в нее сегодня можно только на PS3 и Xbox 360. Да и то — если вы успели купить ее лет десять назад. Потому что из цифровых магазинов она уже пропала, а на дисках и не выходила.

Но и сама River City на Underground не закончилась. В 2019 году вышел достойный спин-офф про девушек главных героев серии — Ransom City Girls. Его делали уже силами WayForward — создателей Double Dragon: Neon, шикарного возвращения легендарной серии. Честь Underground игра не посрамила. Она даже в количестве контента не сильно отстала — на расслабленное прохождение с открытием всего уйдет часов десять, а это для битэмапа очень много. Ну и визуальный стиль сменился — в Girls он напоминает как раз «Скотта Пилигрима». Забавная преемственность.

Dragon’s Crown Pro

Первая версия Dragon’s Crown вышла еще в 2013 году и с тех самых пор игра держит звание одного из лучших битэмапов. А еще одного из самых красивых, стильных и сложных. И говоря об этой игре, нужно снова заглянуть в историю. Dragon’s Crown выпустила японская студия Vanillaware, также известная по другому битэмапу эпохи PS2 — Odin Sphere. Основана студия Джорджем Камитани, который в прошлом успел поработать в Capcom над рядом файтингов и, собственно, битэмапов. Это солидная строчка в портфолио: ведь Capcom когда-то были настоящими королями жанра. 

Камитани еще с начала девяностых был фанатом Golden Axe и мечтал сделать что-то похожее. Идею Dragon’s Crown он вынашивал больше десяти лет. Golden Axe — это фэнтезийный битэмап, вышедший в 1989 году на Sega Genesis. Игра создала нишу фэнтезийных битэмапов и сама же в ней воцарилась, превратившись в целую серию. Вес у нее был не меньше, чем у Streets of Rage: найти человека, который знает слово «Сега», но не слышал про Golden Axe — почти нереально.

Dragon’s Crown в итоге и стала идеальной «Golden Axe от Камитани». Сеттинг — нехитрое темное фэнтези, где-то немного отдает Средиземьем, а где-то «дарк соулсом». На выбор шесть классов: амазонка, воин, гном, колдун, эльфийка-лучница и чародейка. У каждого свой стиль боя, разные варианты прокачки и горы уникального лута. Dragon’s Crown — это еще и подражатель Diablo, но на битэмап-механике. Тут у классов даже роли для группы изначально заложены: кто там хилить будет, а кто дамажить. Игра вообще сильно заточена под прохождение вчетвером, в одиночку ее одолеть очень сложно. 

Но сильнее всего Dragon’s Crown запоминается своей визуальной частью. Локации — это красивейшие, нарисованные вручную пастельные пейзажи. В то же время на их фоне орудуют персонажи, нарисованные в гипертрофированном детальном брутализме. Таких огромных, едва прикрытых грудей и настолько массивных, готовых взорваться мышц вы ни в одной другой игре не увидите. Контраст сумасшедший. Редкий случай, когда в игру тянет возвращаться из-за картинки, хотя и с музыкой (в Pro-версии записали настоящий оркестр), и с геймплеем там тоже полный порядок. 

Wulverblade

Еще одна игра, которую можно смело записывать в продолжатели идей Golden Axe. Разработчики и сами называет классику Genesis среди источников вдохновения. Только в основе не фэнтези, а исторические события — приготовьтесь разматывать девятый римский легион в Британии начала нашей эры.

Wulverblade — это чистая дань классике от инди-разработчиков. В плане механики очень простой, спартанский битэмап. Но сложный настолько, что и легкая сложность спасает едва-едва. Даже тройка классов здесь напоминает о Golden Axe и отличаются герои только своими базовыми характеристиками. Вот этой своей олдовостью игра и ценна. А еще кровавой брутальностью и очень приятным визуалом, напоминающим другой выдающийся современный битэмап — Shank.

Fight’N Rage

Если говорить об оригинальных играх, не продолжающих культовые серии, но работающих на их идеях, то Fight’N Rage будет ультимативным вариантом. Это максимально классический шестнадцатибитный битэмап, вобравший в себя все черты жанра из начала девяностых. Кроме всех перечисленных выше игр Fight’N Rage сильно напоминает еще и Battletoads с «Черепашками ниндзя» времен NES. Все благодаря постапокалипсису с антропоморфными животными. Да и черепашка-ниндзя среди врагов, кстати, тоже есть! А за одного зверя — минотавра —  можно даже поиграть. Но, судя по отзывам, все выбирают быструю девочку-ниндзя Гал с неприлично детальной анимацией груди. А ведь играть за нее труднее всего.

Боевой системой игра здорово напоминает Streets of Rage 4. Только Fight’N Rage показалось мне более медленной и менее хаотичной в большинстве схваток — времени на тактику она оставляет побольше. Если вам это, конечно, вообще нужно. Контентного богатства River City тут нет, зато есть бодрый металический саундтрек. Кампания в Fight’N Rage всего на пару часов, но если все же захочется позадротить подольше — поводы есть. Открывать новые режимы, секретных персонажей и развратные скины для Гал можно довольно долго.