Comix Zone вышла на Sega Mega Drive 2 августа 1995 года — буквально за месяц до американского релиза PlayStation. Это был термоядерный релиз для умирающей платформы, который шикарно смотрелся даже на фоне «некстгена» и моментально стал классикой. Отсутствие продолжений, спин-оффов и ремастеров лишь укрепило культовый статус игры. Сейчас самое время вспомнить, за что же мы любили Comix Zone в девяностых и почему за четверть века она не устарела. 

Comix Zone — это разработка экспериментальной студии, основанной Марком Церни, который сейчас отвечает за архитектуру PlayStation 5.

Церни основал компанию Sega Technical Institute в 1991 году. На тот момент у него был богатый опыт работы как с американскими, так и с японскими разработчиками. В стенах Technical Institute Марк мечтал объединить западный и восточный подход к играм. Формально студия принадлежала Sega, но в то же время она не входила в корпоративную структуру компании и имела большую творческую свободу. Technical Institute просуществовала всего пять лет, но успела выпустить несколько знаковых для Mega Drive игр: как минимум Sonic the Hedgehog 2, Kid Chameleon и The Ooze.

В разработке Comix Zone Марк Церни уже не участвовал — он покинул студию в 1994 году. К тому же в это время Technical Institute все-таки разделили на японское и американское отделения, так как не все разработчики уживались друг с другом. Зато на месте осталось выбитая еще Церни творческая свобода, которая и позволила Comix Zone появиться на свет. К тому же, именно Марк в 1992-м нанял начинающего разработчика Питера Моравеца, впоследствии — автора, программиста и арт-дизайнера Comix Zone. Не менее важной фигурой в разработке игры был друг Моравеца — Адриан Стивенс, ведущий программист проекта.

Марк Церни

Comix Zone вдохновлена не столько комиксами, сколько клипом на песню A-Ha — Take On Me.

Питер Моравец любил комиксы и частенько тусовался с коллегами в магазинах комиксов во время обеденных перерывов. Он не отрицает, что сама идея могла сформироваться во время этих походов. Однако в плане механик и визуального дизайна он черпал вдохновение все-таки из клипа A-Ha. На это видео, в котором герой попадает в нарисованный мир, вообще часто ссылаются в поп-культуре (например, в «Гриффинах» или игре Just Cause 4).

Чтобы впечатлить боссов Sega, Питер Моравец не просто запитчил идею — он разработал полноценную демку на Commodore Amiga. Она называлась Joe Pencil trapped in Comix Zone и наглядно показывала базовую идею будущей игры.

Comix Zone — это игра про крутого мужика, который попал в собственный комикс.

Главный герой Comix Zone — Скетч Тернер — художник и рок-музыкант. Одной ночью он как раз заканчивал свой новый комикс, но в в здание ударила молния и со страниц в реальный мир вырвался злодей Мортус, нарисованный самим Тернером. Мортус закидывает Скетча в комикс, из которого герою и предстоит выбраться. Простая затравка, которую, однако, после Comix Zone не повторила ни одна игра. 

Comix Zone использует свой сеттинг по полной. Каждый уровень здесь — это разворот; Скетч не просто перемещается между аренами, а буквально перепрыгивает между «окошками» комикса. При этом он частично сохранил свои силы из реального мира, не совсем «впечатавшись» в бумагу. Поэтому Скетч иногда буквально разрывает границы кадра, отрывает куски бумаги от фона и даже ненадолго превращается в супергероя. Да и сами враги появляются не из ниоткуда — их в комикс добавляет Мортус. Над страницей появляется огромная рука и рисует очередного мутанта. Это выглядит круто даже сейчас, а в девяностых совсем срывало крышу. До сих пор помню, как я офигел, когда однажды злодей просто поджег комикс и я бежал от огня.

Comix Zone — это визуальный слепок культуры девяностых. 

Но и без влияния восьмидесятых, конечно, не обошлось. Потому что Comix Zone — это одна большая отсылка ко всей поп-культуре середины девяностых. Лучше всего это демонстрируют локации Comix Zone. Комикс Скетча начинается в постапокалиптическом Нью-Йорке с уничтоженной статуей свободы на фоне и обязательными горящими мусорными баками. Потом он перемещается в канализацию, явно навеянную «Черепашками Ниндзя». Затем проходит через лабораторию с мутантами, в которых невозможно не почувствовать атмосферу «Чужих». А оттуда — в Тибет: кунг-фу, монахи и обязательная стычка на арене в духе Mortal Kombat. 

И это лишь малая часть примеров. А ведь отсылки можно найти и в дизайне персонажей, и в диалогах, и в сюжетных поворотах. 

Все уровни в игре нарисованы с максимальным вниманием к деталям. 

Каждая арена была уникальна и заставляла работать Mega Drive на пределе возможностей. Картинка Comix Zone для своего времени была техническим чудом — учитывая разнообразие и яркость цветов, детализацию героев и количество анимаций в каждом кадре. Так, в горах дует ветер и идет снег, а на арене для «смертельной битвы» толпы мутантов беснуются и чантят на заднем плане.

Прохождение игры не просто так занимает всего два-три часа — и надо понимать, что больше такого роскошного контента просто не влезло бы на картридж.

Первый разворот-уровень целиком

Comix Zone — это отличный битэмап: сложный, разнообразный, переполненный деталями и секретами. 

В игре просто приятно драться — а что может быть важнее в битэмапе? Скетч умеет наносить удары по голове, телу и ногам противника, а также бить в прыжке или из приседа и ставить блок — вот на этом нехитром наборе все и было построено. Но как это часто бывает в битэмапах, все решает само ощущение от ударов. В Comix Zone они сочные, мощные — ты чувствуешь отдачу, видишь, как от противников летят клочки бумаги. А уж когда ты проводишь комбо и в финале так швыряешь врага, что он рвет границы кадра — ух! До сих пор круто. 

Но на заучивании таймингов и атак в Comix Zone далеко не уедешь: нужно включать голову. Многих врагов победить проще и быстрее, чем молотя кулаками. Часто такие секреты завязаны на использовании предметов — особенно динамита. Скетч мог таскать с собой до трех предметов, но один слот стабильно занимала крыса Роадкилл — без нее в бой отправляться нельзя. Она умеет находить предметы на уровнях, помогает решать пазлы и пугает некоторых врагов. Да и вообще, это самый верный друг Скетча — как его бросить?

Несмотря на уже упомянутые 2-3 часа на прохождение, на зубрежку игры во всех мелочах уходило намного больше. А ведь есть еще и развилки на уровнях! Но в этом заучивании — кайф Comix Zone. Ощущения от ее освоения уникальны для экшен-игр — они больше напоминают удовольствие от прохождения квеста. 

Comix Zone — это гранж и рок, и дело не только в ее великом саундтреке.

Первоначальный герой игры — Джо Пенсил — выглядел как худощавый гик. Но когда разработка вошла в активную стадию, будущего Скетча Тернера решили сделать более выразительным. В итоге получился мужик, воплощавший в себе одновременно и металлиста из восьмидесятых, и гранж-рокера из девяностых. Здоровый, накачанный с длинными светлыми волосами, в стильных темных очках с круглыми линзами, в джинсовой жилетке, шортах и кожаных ботинках. Облик Скетча — еще один нестареющий элемент Comix Zone. Как было круто, так и осталось.

Под стать герою была и музыка. Композитор Говард Дроссин написал очень яркие треки на стыке гранжа и хэви-метала. Это не просто запоминающаяся музыка — она создавала нужную тяжесть силами шестнадцатибитного звука «Сеги». В детстве я часто запускал игру, просто чтобы послушать ее музыку, а сейчас от друзей и знакомых я узнаю, что так делали многие. На саундтрек Comix Zone до сих пор активно делают каверы. Ну а ее автор Говард Дроссин чаще выступает как дирижер и больше работает над кино. Хотя в 2010 году он выдал еще один мощнейший метал-альбом, на сей раз — тяжелый треш в саундтреке перезапуска Splatterhouse

Занятный факт: в американскую версию Comix Zone клали бонусный CD с музыкой в стиле саундтрека игры. Двенадцать треков от разных групп — почти все гранж и хэви. Но спустя год Sega подготовила кое-что покруче — CD Sega Tunes: Comix Zone с шестью полноценными гранжевыми песнями, записанными в студии, с вокалом. Все треки написаны Говардом Дроссином по мотивам музыки из самой игры — узнаются мелодии моментально. Исполнил все тоже лично Дроссин, подписавшись именем Roadkill. Сегодня найти Comix Zone с этим диском в комплекте будет сложно!


Comix Zone 2 была в планах, но разработчики просто не смогли придумать, как перевести серию в 3D. Особенно на технологиях того времени. Но как уже говорилось, отсутствие сиквелов и ремастеров Comix Zone не вредит — только повышает легендарность первоисточника.