Десять лет назад вышла Dead Space 2. По сравнению с первой частью она немного растеряла хоррорную размеренность — стала быстрее, больше ударившись в сторону экшена. Но именно благодаря этому в Dead Space 2 была масса ярких моментов, навсегда застрявших в голове.

Побег из психушки

Оригинальная Dead Space представляла игрокам вселенную игры впервые и не могла позволить себе лишние вольности. Поэтому там все происходило постепенно и аккуратно. А вот Dead Space 2 не расшаркивалась и не щадила игроков с первых же секунд. 

Главный герой Айзек Кларк в смирительной рубашке на допросе — он не понимает, чего от него хотят и страдает от жутких видений со своей давно мертвой девушкой… И тут Айзек приходит в себя в жуткой клинике. Вокруг хаос и кровь; Кларка пытается освободить незнакомый мужчина, но через считанные секунды спасителя насквозь пронзает некроморф, обращая в себе подобного. Для знакомых с расширенной вселенной Dead Space это дополнительной шок — ведь в первые же секунды игры гибнет герой спин-оффа Dead Space: Ignition Франко! А когда он наклоняется к Айзеку, в то время как с его лица слезет и кусками отваливается кожа — становится натурально противно.

А ведь после этого еще полчаса предстоит носиться по клинике в попытках понять, что происходит. При этом вокруг творится очень даже классический хоррор — с залитыми кровью палатами и брошенными инвалидными колясками. При этом отбиваться от монстров поначалу можно только с помощью телекинеза — оружие еще нужно найти. Очень потное, насыщенное и беспощадное вступление.

Первая встреча с некроморфом-младенцем

События первой части разворачивались на корабле-потрошителе «Ишимура». Судно предназначено для разлома планет с целью добычи из них ресурсов — в некроморфов на нем превратились в основном ученые и инженеры. А вот в Dead Space 2 кошмар происходит на космической станции «Скопление» на Титане, где не только работают вахтовики, но и живут обычные люди. Это значит, что ужасы творятся в больших масштабах, и в более «бытовой» обстановке, что пугает гораздо сильнее.

Но по-настоящему некомфортно в Dead Space 2 становится, когда ты доберешься до детского сада. Разруха даже здесь, что само по себе наводит на неприятные мысли. А потом случается сцена, впоследствии вызвавшая немало споров. Мы видим как потерявшая рассудок женщина зовет к себе ребенка, но уже поздно — он обращен: жутко деформирован и раздут, отрыгивает какую то слизь, но все же ползет к женщине. Та берет его на руки, «ребенок» прижимается к ней… и взрывается. До этой сцены мы уже встречаем некроморфов-подростков и это страшно, но сцена с младенцем перебивает вообще всё.

Впрочем, пугать нас зомби-младенцами для разработчиков из Visceral Games было не впервой — они уже проворачивали такое в игре Dante’s Inferno в 2010 году. Критики по этому поводу было много, но разработчики говорили честно и прямо — некроморфы-дети в игре нужны, чтобы вас шокировать. Вы же в хоррор играть пришли?

Поездка на «метро»

Первая большая цель в Dead Space 2 — добраться до местного «метро». Когда Айзек его находит, поезд, разумеется, никуда ехать не хочет. Но Кларк все-таки инженер: находит панель управления, взламывает — двери закрываются, а мы выдыхаем. 

И тут игра обманывает ожидания — ты ждешь спокойной поездки, во время которой грузится новая локация, а вместо этого в вагон начинают отовсюду лезть некроморфы. Паника накатывает моментально — пространство узкое, маневрировать негде, а щемить начинают со всех сторон. Приходится отстреливать и бежать, перепрыгивая из вагона в вагон. Ну а заканчивается все это ожидаемо катастрофично — поезд сходит с рельс, Кларк чудом выживает и вынужден отстреливаться от монстров, вися вниз головой. 

Протыкание глаза

Dead Space 2 подарила нам сцену, которая переживет саму игру. Уверен, люди будут описывать сам момент, пытаясь вспомнить, где же он был изначально — как сцену с лезвием и глазом из фильма «Андалузский пёс». Речь, конечно же, о моменте, когда мы должны проткнуть зрачок Айзека Кларка длинной иглой, чтобы активировать определенные участки его мозга. Очень напряженная и визуально отталкивающая сцена, в которой еще и промахнуться можно, просто убив героя. Позже режиссер игры Райт Багвелл признался, что и сам с трудом может смотреть эту сцену. 

Возвращение на «Ишимуру»

В какой-то момент Айзек Кларк ненадолго возвращается на «Ишимуру», отбуксованную к станции на Титане после событий первой части. Оригинальная Dead Space была отличной игрой — достаточно пугающей и крайне напряженной. Поэтому несмотря на то, что Dead Space 2 вышла всего спустя два года, возвращение на «Ишимуру» в ней воспринимается как сильный ностальгический удар. Мы тут такое пережили, что эмоции сдержать не получается. Буквально загривком чувствуешь дрожь Айзека Кларка — даже после уже случившихся событий второй части возвращение туда, где кошмар начался, воспринимается очень сильно. 

С другой стороны, уровень на «Ишимуре» дает понять, как выросли масштабы ужаса в Dead Space 2. Узкие коридоры корабля-потрошителя, сильно контрастируют с густонаселенной станцией, захваченной некроморфами. 


Разумеется, памятных сцен в Dead Space 2 куда больше пяти — мы выбрали лишь самые яркие. У игры и проблем хватало, но она все же была отличным космохоррором. Да и экшеном тоже — именно во второй части баланс хоррора и боевых сцен был близок к идеалу. Ну а после Dead Space 3 история серии закончилась. Ни о новых частях, ни о перевыпуске старых пока ничего не слышно — а студию-разработчика Visceral Games издательство ЕА и вовсе закрыло в 2017 году. 

Впрочем, финал у истории не такой уж и грустный. Создатель Dead Space Гленн Скофилд с некоторыми другими разработчиками из бывшей Visceral Games прямо сейчас трудится над космическим хоррором The Callisto Protocol в новой студии. Трейлер неуловимо напоминает про Dead Space, и не просто так. Скофилд признал, что его хорроры всегда отличались особым почерком — и новый не будет исключением: по его словам, он намеревается сделать «самую страшную игру в истории».