Disco Elysium хороша и как игра, и как книга. При ее радикально ограниченном геймплее (из механик тут только диалоги!) это отличная RPG с великолепным миром, отыгрышем и разными концовками. В свое время мы назвали ее одной из лучших игр 2020-го, но так получилось, что отдельного текста про нее у нас не было. Недавно у DS вышел великолепный перевод на русский, а на март намечается переиздание Final Cut — самое время исправить эту оплошность и отписать о величии этой игры.
Первое, что я сделал, закончив Disco Elysium — пошел на море, попутно с удивлением отмечая, как мой зимний город похож на Ревашоль из игры. Вдоволь нагулявшись, я зарулил в ближайший к морю бар, напился как тварь, зачитывал барменам отрывки из приключений Ясона (к несчастью, у меня с собой была книга). Поговорил с агрессивной женщиной, которая утверждает, что ее никто не любит; начал говорить окружающим, что я — детектив. Затем я снова пошел на море, где меня сначала чуть не покусала псина, после чего я два раза чуть не сорвался к чертовой матери, слезая в неположенном месте со скалы. Здесь, сидя в темноте у воды, я по-настоящему понял, что такое «Внутренняя империя». В какой-то момент мне показалось, что море — огромный труп рядом со мной. гигантский веселый мертвец, никогда не скучающий, орущий и такой же пьяный как я. Никогда в жизни я не чувствовал себя настолько глупым, сломанным и беспонтовым.
Disco Elysium — это по-настоящему необычный сеттинг (хотя поначалу так не скажешь)
Первое, чем берет игра — необычный сеттинг. На поверхности это фантастика, вернее, альтернативная история, чем сейчас никого не удивишь. Но на деле мир игры ужасающе реалистичен и близок к нашему. Люди в нем живут на иной планете и в иных условиях, но в итоге пришли к ситуации, которая чертовски похожа на наш XX век. Тут есть диско и амфетамины, коммунисты и неонацисты, либертарианцы и любители вспомнить царя, при котором они-то уж точно кушали бы эклеры, гуляя с тросточкой по набережной. Здесь даже есть видеоигры и прото-интернет!
Да, я понимаю, что одна из главных вещей, ради которых люди увлекаются видеоиграми (а также кино, книгами и оргиями) — это эскапизм. Зачем смотреть на реальность, которая местами до одури похожа на нашу? Затем, чтобы осознать, насколько наша реальность абсурдна, безумна и охренительно сюрреалистична. Это отрывает от земли даже круче эскапизма.
Единственные похожие детективы в альтернативной истории, которые я могу вспомнить — книга «Союз еврейских полисменов», где государство евреев в XX веке образовалось не в Израиле, а на Аляске, а также «Город и город» Мьевиля, где два восточноевропейских города из параллельных реальностей проникают друг в друга, что здорово осложняет работу полиции.
Ну и конечно, вся эта восточноевропейско-прибалтийская весенняя тоска. Кто еще поймет ее лучше, чем жители постсоветского пространства?
Disco Elysium — это метафизика
Метафизика в видеоиграх — это всегда круто. Ведь по-настоящему убедительная вселенная прописана по всей вертикали: от бытовых мелочей до вселенских законов. Игр, лор которых может дать тебе часы чтения о местной метафизике не так много (можно вспомнить Elder Scrolls, Pillars of Eternity и Warhammer). Так что для меня ее наличие всегда огромный плюс. В Disco Elysium абсолютно все упирается в метафизику и философию. Любая фраза тетки на улице, любая выпитая бутылка вина, любая беседа с собственным галстуком. Как вы уже поняли, я сделал упор на навыке «Внутренняя империя» и не пожалел — зрелище изнанки этого мира завораживало и едва не свело героя с ума.
Основа местной метафизики — Серость, нечто вроде вроде китайского Дао, но гораздо мрачнее (Лавкрафт, к слову, тоже считал Дао ужасающим, в духе своих Древних богов). Серость — это субстанция без физических свойств и формы. Не только человеческая психика, но даже законы математики выделывают в ней сумасбродные фортеля, стоит лишь погрузиться в этот туман. Однако Серость — не какая-то редкая аномалия. Она составляет ⅔ всей планеты, окружая каждый материк и распространяясь на большую часть океана. Преодолеть пелену можно, но она сильно задержала эпоху Великих географических открытий в мире игры. Многое здесь завязано на Серости. Даже прущая отовсюду ностальгия в Disco Elysium имеет метафизическое объяснение — так, исподволь, на общество действуют ее отголоски.
Мир игры обречен. Серость сжимается и вскоре поглотит все континенты. Это неизбежно, как любая энтропия. Создатели Disco Elysium как-то обмолвились, что Конец света в здешнем сеттинге наступит через 28 лет после событий игры — хотя кто знает, сколько осталось нам, может, еще меньше?
Disco Elysium — это катарсис
Я начал этот текст с рассказа о гнусном вечере у моря не ради бахвальства (тем более, хвастаться тут нечем). Disco Elysium и вправду задевает какие-то запылившиеся струны, вытаскивает довольно стремные сгустки вашего Эго, которые вы наверняка мечтали бы позабыть. При должном настрое это может привести к такому же катарсису, как и у главного героя. Он — гипертрофированная версия всех нас. Он сломлен настолько, что обретает в этом силу. Он пьян даже когда трезв. Он хочет послать все к черту, взорвать весь этот мир, а в итоге просыпается с похмелья в разгромленном номере.
А еще у него в голове живут 24 субличности. Каждый хотя бы немного прокачанный навык начинает встраиваться во внутренний диалог. Слишком перекачанные навыки начинают доминировать и даже могут сделать вашего героя психопатом. Вкачали «Авторитет» — и он стал эгоманьяком, вкачали «Сумрак» — параноиком, «Эмпатию» — суицидальным меланхоликом, «Сопротивление боли» — мазохистом. И так далее. И все они не просто влияют на прохождение, но и начинают галдеть в вашей голове как стая крылатых обезьян. Каждая черта характера пытается стать единственным диктатором, который заменит личность главного героя. Как у всех нас.
В общем, это отличная игра об экзистенциальном кризисе. Много ли таких игр? Max Payne, Firewatch, Night in the Woods, Stanley Parable, Papers Please. Напишите еще, если вспомните.
Disco Elysium — это наконец-то адекватное отражение политики
Еще одна приятная деталь — сложное и до печального реалистичное отражение политики. Игра вынуждает вас выбрать, кому вы больше симпатизируете — левым, правым или ультралибералам. Но оказывается, что все они — примерно одного поля ягоды. Все они замарали себя убийствами, интригами, жестокостью, продажностью и лицемерием. Конечно, есть еще один путь — дистанцироваться от всех. Но тогда игра причислит вас к «морализму» — идеологии мягкого реформаторства, баланса и ненасилия. Правда, представители этого самого морализма несколько десятилетий назад вторглись в страну, почти уничтожили Ревашоль и прославились тем, что практиковали бомбардировки жилых районов и массовые расстрелы.
Страна управляется из-за моря иностранными державами Моралинтерна — «ради общего блага». И наш герой, по-сути — коллаборационист, жандарм, работающий в подчиненной иностранцам полиции. Иначе говоря, выбор стороны, который нам дают — почти забытый и милый сердцу выбор между сортами мерзавцев. Никаких хороших против плохих. Нет даже нейтральных. Все это заставляет ностальгировать по первым двум Fallout и Tyranny.
У Disco Elysium 91 балл на Metacritic, победа в четырех номинациях на Game Awards 2019 и более миллиона проданных копий. Готовится выход на консолях (в том числе на Switch). Проект, несмотря на свою авангардность, оказался успешным, так что стоит ждать новых игр от ZA/UM. Тем более, Роберт Курвиц, идейный лидер компании, признался, что мечтает создать не одну игру во вселенной Disco Elysium. Причем он рассматривает возможность сделать протагонистом беременную женщину и разработать геймплей, при котором основным инструментом игрока была бы бумага и ручка. Настоящий безумец.