FAR: Changing Tides — это очень скромная инди-игра, продолжение отличной, но не особо хитовой FAR: Lone Sails, вышедшей в 2018 году. Её прохождение я долго откладывал — и зря. Changing Tides — это волшебное одинокое путешествие по опустевшему миру в попытке найти хоть кого-то. На несколько часов оно выдёргивает из реального мира, гипнотизирует, а под конец пробивает на настоящие эмоции.
В своей основе Changing Tides — это пазл-платформер в духе Limbo и Little Nightmares
Только никакой хоррорности и откровенной жести тут нет. В Changing Tides совсем нет врагов и в принципе невозможно умереть, а из тяжёлых чувств — только меланхолия и одиночество. Главный герой игры — это буквально крошечная песчинка в огромном, покинутом всеми мире. Он просто идёт вперёд ни на что особо не надеясь. Удивительно, но на деле это совсем не так мрачно, как звучит.
Иногда на его пути попадаются физические препятствия, для их преодоления нужно либо решить что-то элементарное в духе «подвинь ящик, чтобы прыгнуть выше», либо разобраться с работой не слишком хитрого механизма — такое происходит куда чаще. Подсказок Changing Tides не даёт, так что приходится дёргать все рубильники и нажимать все кнопки, смотреть, что происходит и делать выводы. В этом даже есть свой шарм, разработчики выдержили баланс и не перемудрили — решения приходят в голову быстро. Но не слишком!
Но главное в Changing Tides — само путешествие
Уже в самом начале игры мы найдём причудливое судно, которое станет нашим транспортным средством и домом. Большую часть времени мы проведём именно на нём, а управление кораблём — это главная механика Changing Tides.
Изначально корабль может ходить только под парусами. Но чтобы ими воспользоваться нужно проделать целую цепочку действий: подняться на палубу, нажать на кнопку, чтобы поднять мачту, залезть за неё и спуститься с тросом, расправив паруса, закрепить трос. Теперь можно хвататься за рычаг, контролирующий положение парусов — нужно аккуратно двигать его вперёд-назад, чтобы корабль шёл быстро. Если же пустить всё на самотёк, то сильный ветер может паруса просто порвать. А можно и об какое-нибудь препятствие мачтой приложиться — придётся чинить.
И это только начало. Со временем корабль обзаводится двигателем — тут уже надо всякий мусор запасать в специальном отсеке, кидать его в топку, контролировать температуру движка и скорость работы вёсел. А потом ещё и возможность уходить под воду появляется (и даже это ещё не всё, но не будем спойлерить).
С одной стороны, мы наслаждаемся самим фактом умиротворяющего путешествия в неизвестность, наблюдая как наш кораблик прыгает по волнам. С другой, мы постоянно заняты управленческой рутиной. Однако она только поначалу кажется сложной и лишней — со временем все действия доводятся до автоматизма и ты в них тонешь, погружаешься в транс. А ещё когда снаружи бушует буря и сверкают молнии, а ты спокойно в кочегарном отсеке раздуваешь меха и мусор в топку подкидываешь, создаётся какой-то очень приятный уют.
В Changing Tides нет сюжета, но есть лор — подаётся он только через окружение
Мир игры очевидно пережил какую-то катастрофу — это единственное, что понятно сразу. Но вот что конкретно произошло и куда делись все люди — загадка. Однако декорации, разрушенные затопленные города, затонувшие заводы и прочие памятники прошлого потихоньку выстраивают картину. Законченной она, правда, не будет. Многое так и останется в области догадок, но в этом нет ничего плохого.
Всё-таки куда важнее личные эмоции от этого бесцельного путешествия. Да и финал у него очень эмоциональный — он легко прошибёт на слезу тех, кто знаком с первой частью.
Но чтобы проникнуться игрой, ничего о первой части знать не надо. Changing Tides создаёт очень плотную атмосферу, она проникает в душу моментально. В игре очень простая картинка из рубленых полигонов, но этими инструментами она всё же создаёт потрясающие пейзажи, пропитанные духом гигантизма. В ней нет голосов и диалогов, но есть великолепный эмбиент, который не стыдно сравнить с великой музыкой из Journey — на нём держится добрая половина атмосферы.
Changing Tides не сильно напрягает, но и не отпускает игрока — ты постоянно что-то делаешь, а поэтому не выпадаешь из действа. Под конец корабль становится твоим лучшим другом, с которым горько расставаться.
Death’s Door: трагикомедийное приключение о круговороте жизни и смерти