Когда дело доходит до автосимов — я максимально казуальный игрок, что я уже подчёркивал в тексте про Gran Turismo 7. Без автопилота и GPS я ездить, конечно, могу, но у меня нет гоночного руля. Да и сотни часов проводить на треках я не готов. Поэтому о физике машин я говорить не буду. Хотя о бессмысленности износа шин в Forza Motorsport и безобразной системе повреждения авто поговорить бы стоило! При расслабленной игре на геймпаде она, за исключением нескольких нюансов, не особо отличается от всё той же Gran Turismo 7. У новой «форцы» есть и другие проблемы, мешающие мне её полюбить.

Главная проблема Forza Motorsport — прокачка

Видимо, разработчики с её помощью решили достучаться до более широкой аудитории, но получился какой-то анекдот. Чтобы выигрывать заезды в игре, мало хорошо водить — нужно ещё и заниматься тюнингом. Под тюнингом я имею в виду не только подкачку шин и настройку подвески, но и работы непосредственно под капотом авто. Почти все ключевые узлы автомобиля в Forza Motorsport можно заменить, но запчасти буквально спрятаны за гриндволлом.

Начиная новый чемпионат, мы покупаем под него новую машину. И каждый раз это самая базовая её версия. Если не заниматься тюнингом, уже на втором-третьем заезде будешь плестись в десятых местах. Но чтобы появилась возможность как следует улучшить машину, авто нужно прокачивать. «Очки опыта» дают за сами гонки и выполнение всяких мелких целей вроде установления рекордов на участках трассы во время тренировочных заездов. Добрался до второго уровня — молодец, можешь поменять выхлопную систему! Прокачался до восьмого — вот тебе возможность покопаться в двигателе, но раньше — ни в коем случае!

За один чемпионат модернизировать все узлы машины невозможно. Так что если есть желание настроить всё под себя (и это понятное желание, учитывая жанр игры) — гоняй чемпионат по кругу. А потом начнётся новый — и ты тоже всё начнёшь заново. Не уверен, нужно ли объяснять, насколько такая механика противоречит базовым принципам жанра. Вы только вдумайтесь: вам нужно прокачивать машины в автосимуляторе! По отдельности. И это не говоря о том, что замена узлов автомобиля влияет всего на четыре простых параметра вроде разгона и управляемости. Выглядит и ощущается всё это как геймплей в какой-нибудь фритуплейной гоночке для мобилок.

Скриншот из ПК-версии Forza Motorsport (2023). Обзор Forza Motorsport 8

Forza Motorsport в целом ощущается как фритуплейная гонка для мобилок

Срабатывает сразу комплекс факторов. Например, вступление — непропускаемое обучение, в котором тебя силой заставляют нажимать определенные кнопки после гонок. Вот так делается автоматический тюнинг — жми Х! Что значит, ты не хочешь автоматический? Что значит, хочешь в подвеске сам поковыряться? Давай, жми Х и не выпендривайся. Я до последнего буду стоять на своём: вступление — важнейшая часть любой игры, с ним так обделываться нельзя.

Другой фактор — интерфейс. Чрезмерно крупный и аляповатый. Обожающий закидывать тебя визуальными уведомлениями. Плюс сто к опыту! Вы достигли нового уровня! Вжух — и на экран красиво выскакивает циферка! Подобным мусором экран засоряется каждые тридцать секунд.

Ну и последний момент — самый спорный. Это графика. Многие от неё в восторге, но я этих восторгов разделить не смог. При сравнении нос к носу с Gran Turismo 7 новая «форца» во многом выигрывает — на чистых технологиях. И оно неудивительно, игра-то вышла позже и только на актуальном «боксе» (многие забыли, но GT7 доступна и на PS4).

Но что-то с картинкой в Forza Motorsport не так. Gran Turismo не настолько технологичная, но она стильная и чёткая в каждом кадре. В «форце» есть рейтрейсинг, но какой-то жухлый. Игру пережгли контрастом, а экран во время гонок застилает мыльная пелена. В трейлерах такого не было, но даунгрейдами нас уже не удивишь. Запускать «форцу» после Gran Turismo 7 — всё равно что возвращаться в пережатую апскейлерами Star Wars Jedi Survivor после кристально чистой Final Fantasy 16.

Да и детализация машин, а особенно их салонов, в GT лучше, а что в гоночной игре может быть важнее?

Скриншот из ПК-версии Forza Motorsport (2023). Обзор Forza Motorsport 8

Искусственный интеллект соперников — это смешно, но грустно

Гонщики из новой «форцы» раньше, видимо, гоняли во FlatOut — они обожают устраивать дерби. Если стартовать не с первых позиций (за старт с невыгодного места полагаются бонусы), то гонка превращается в ад. Все таранят друг друга и агрессивно бортуются, а за влетевшего тебе в бочину лихача игра по ошибке может и штраф ко времени выписать — «необязательное столкновение», извините.

Из-за такого поведения гонщиков вырваться вперёд, стартовав в хвосте, можно только если максимально вкачать машину. Потому что пока ты пытаешься объехать безумных реднеков на «Феррари», ребята на первых позициях уже проехали половину круга, а ошибок они не допускают даже на средней сложности.


Но самое печальное: Forza Motorsport просто скучна. Ничего, кроме машин и трасс в ней нет. Даже нет нормального режима карьеры — просто серия чемпионатов с эфемерными трофеями в конце. Но что же ещё можно требовать от автосимулятора? И тут Forza Motorsport опять будет уместно сравнить с Gran Turismo 7, в которой нормальной карьеры тоже так-то нет.

Однако Gran Turismo 7 — это не только автосим, но и виртуальный музей, посвящённый не столько самим автомобилям, сколько любви к автомобилям, которую столько лет лелеет создатель серии Кадзунори Ямаути. Игра пропитана трепетом разработчиков перед машинам, и этот трепет им удаётся передать игроку. Через ту самую кристальную картинку, через лаконичные исторические и технические выжимки, через потрясающий фоторежим, музыку и даже стильный интерфейс. А «форца» только изредка что-то бубнит на фоне загрузки очередного чемпионата — ей как будто вообще нет дела до всех этих машинок. Ну, тогда и мне тоже.

Уже не игрушки: рецензия на фильм «Гран Туризмо»