Мне довелось написать про каждую часть серии Gears of War, которая теперь называется просто Gears. И каждый раз я начинаю с одной мысли: Gears – это лучшие «позиционные шутеры». Дизайн карт и оружия, отдача от выстрелов, звуки, враги, узнаваемая брутальность и общий визуальный стиль – всё очень круто и узнаваемо. Между собой игры серии ещё могут поспорить, кто лучше, но каждая часть поборет любого внешнего конкурента. В том числе и Gears 5. Это отменный шутер, один из лучших в своём жанре и в этом поколении консолей.
Разработчики обещали, что пятая Gears будет самой масштабной в серии – так оно и вышло. Замечательная игра, но кое-что мне всё же не даёт покоя.
Gears напоминает мне уменьшенную модель франшизы «Звездные войны». Epic Games, создавшая оригинальную трилогию Gears of War, серией давно не занимается: её развивает студия The Coalition, специально для этого созданная. Старая трилогия завершилась твёрдо – враг разбит полностью, стёрт, все конфликты остались в прошлом. Но какой ценой? Цивилизации пришел конец, планета едва-едва восстанавливается после орбитальных бомбежек. Тут либо совсем заканчивать, либо стартовать с нуля. Новые разработчики начали многообещающе – сделали прямое продолжение, но поменяли, казалось, вообще всё. На смену угрюмому настрою оригинала пришли яркие краски, старые локации сменились новыми местами, саранчу заменил новый загадочный враг, а в центре истории встали новые молодые герои. Видите, сколько раз я применил слово «новый»?
Я ведь тогда поверил, что нас ждёт настоящая новая трилогия. Но старички быстро повылезали на сцену: притащили старые мотивы, словно команда Скуби Ду сорвали маску с «нового» врага и заняли пусть не главные, но значимые роли в сюжете. И это уже к середине четвертой части, а что же в пятой?
Старый враг вернулся, война людей и саранчи снова в разгаре, горят только-только отстроенные города, планета Сера как в старые времена покрыта руинами и выжжена. Былые победы будто ничего и не значили – а я-то надеялся, что слово war из названия не просто так исчезло, эх. Происходящее больше похоже на ремейк оригинальной трилогии. Хороший, но ремейк. Здесь тоже есть своя «Звезда смерти» и обязательно должен вернуться Палпатин.
Главными героями Gears of War 4 были ДжейДи Феникс (угадайте, чей сын) и девушка-изгой Кейт, как-то связанная с Миррой – королевой саранчи из оригинальной трилогии. В сюжетных тизерах пятой части разработчики ясно дали понять, что вот теперь-то мы выясним, что там за связь и кто такая эта Кейт. Попыткам разобраться в её прошлом посвящена примерно треть игры, и разработчики не увиливают, честно дают все ответы.
Самые прямолинейные и предсказуемые ответы.
Спойлерить мне запрещает совесть и эмбарго, но скажу так: если вы следите за Gears, то уже в четвёртой части обо всём догадались. Прошлое Кейт – не сюжетный поворот, а фансервис, с которым The Coalition работают мастерски. Это повод ещё разок прогнать фанатов по памятным, но изменившимся локациям, вспомнить былые деньки и чуть больше рассказать о саранче. Но и новички ничего прямо шокирующего не найдут – сценарные ходы в Gears 5 как по методичке, а все эти мутки с королевой саранчи что-то значат только для тех, кто в Хасинто с Маркусом воевал.
Всё остальное время герои будут восстанавливать систему спутников, чтобы опять использовать орбитальное лазерное оружие «Молот Зари», и отбиваться от саранчи в городах. Ещё будет один сложный выбор, который как-то скажется в будущем (это не точно), но на историю непосредственно Gears 5 не повлияет. Чем всё закончится не скажу, но оборвется история на полуслове, как и в четвертой части. Gears 6 неизбежна.
И всё это не то чтобы плохо. Я фанат серии и получил от прохождения огромное удовольствие. Мне приятно видеть в деле любимых героев оригинальной трилогии, вновь посещать знакомые места и скрещивать клинки с противником, которого я пытаюсь побороть сколько уже, двенадцать лет? Сердцем принимаю, но голова подсказывает мне, что будущего нет без развития, а сюжетно Gears уже вторую часть подряд топчется на месте.
Да и в целом хотелось бы видеть более глубокий сценарий, потому что сейчас серия качественно отрабатывает знакомые штампы и архетипичных персонажей – не более того. Признаюсь, за этим все равно интересно наблюдать. И даже героям легко сопереживать, все же такие понятные: вот грубиян с добрым сердцем, вот хороший парень, делающий плохие вещи, потому что запутался в себе, вот повидавший жизнь ветеран, с армейскими шуточками. Но всё это жвачка – новое прочтение зазубренной сказки из детства. Этого достаточно, чтобы было куда эффективную катсцену приземлить, чтобы у игрока была мотивация расстреливать и распиливать на части саранчу.
Но вселенная Gears достойна большего. У неё огромный нераскрытый потенциал, её лор позволит писать потрясающие, свежие истории, нужно только захотеть. И даже сама Gears 5 это доказывает, впервые в серии отправляя героев на территорию бывшего государства ОНР. Красная пустыня, руины городов, пропитанных одновременно и восточной утонченностью, и железным брутализмом, агитки, явно вдохновленные советскими плакатами, следы настоящей космической программы. И за всем этим история о патриотах-мятежниках, пытавшихся выиграть войну, которая уже закончилась позорным перемирием – вот на что способен мир Gears! Вот что спрятано за ширмой бесконечной возни с саранчой. Но это только бэкграунд, к сюжету он почти никак не относится — и это грустно.
Как не меняется сюжет Gears, такой же неизменной остается и её базовая механика. К счастью!
Это по-прежнему шутер с укрытиями, который – парадокс – делает всё, чтобы игрок как можно больше двигался. Врагов много, и они всегда нападают большими группами: снайперы поддерживают легкую пехоту, создающую заградительный огонь, а бойцы в броне выдавливают противников из-за укрытий и навязывают ближний бой. Это классическая схема, а ведь к веселью могут подключиться быстрые монстры-камикадзе, заражённые саранчой роботы, невидимые охотники, гранатометчики и другие тяжелые ребята, которые по крепкости частенько тянут на мини-боссов.
Бестиарий в Gears 5 обширный и все его твари могут взаимодействовать друг с другом, так что комбинаций масса и каждая формирует свои тактические задачи. Одно и то же сражение может протекать по-разному в зависимости от того, на каких врагах ты сфокусируешься в самом начале. Когда тут скучать? От укрытия к укрытию в таких условиях приходится бегать каждые десять секунд, а иногда и в открытый бой вступать. Благодаря этому в Gears безумная динамика, которой как раз и не хватает её подражателям.
Тут, конечно, и карты помогают – просторные и математически выверенные: на них всегда есть куда отступить, а все тактически-выгодные позиции считываются интуитивно и очень быстро. Благодаря такому дизайну в Gears, кстати, довольно живучий мультиплеер.
Про лязг «Лансеров», потрясающее чувство каждого выстрела (так же дико плоть врагов пули рвут, наверное, только в DOOM) и суровую тяжесть персонажей писать бесполезно. Это нужно чувствовать, но и ролики неплохо передают суть – посмотрите любой. В Gears всегда приятно стрелять – в кого угодно и чем угодно, а для шутера ничего важнее нет.
В Gears of War 4 разработчики обогащали базовую механику исключительно новыми пушками и типами врагов, но в Gears 5 пошли гораздо дальше. Героям снова помогает робот Джек – прямо как во времена приключений Маркуса Феникса – правда, на сей раз он не только замки с дверей спиливает, но и полноценно участвует в бою. Джек умеет поднимать павших товарищей, таскает с поля боя оружие и жарит врагов шокером, сканирует местность и помечает противников, кидает на игроков щиты и невидимость. А если надо – выкурит саранчу из-за укрытия вспышкой, приведёт на электрическую ловушку или вообще возьмёт под свой контроль. Навыки открываются постепенно и улучшаются с помощью разбросанных по уровням деталей.
На легкой сложности про способности Джека легко забыть (как и про укрытия, между прочим), на средней они требуются куда чаще, а вот на высокой и дальше без них просто не выжить. В классический геймплей Gears новая механика вписалась идеально – работает интуитивно, базу не перегружает, а разнообразие вносит. Правда, иногда геймплей начинает напоминать Mass Effect (тут еще и музыка в меню прокачки очень похожа), но это разве плохо? Джеком, кстати, можно играть в кооперативе и это будет совсем другая Gears – более размеренная и тактическая. Всю игру так проходить заскучаешь, но попробовать для разнообразия точно нужно.
А ещё навыки Джека – главный повод исследовать открытый мир. Да, в Gears 5 он есть.
Во второй главе нас отправляют исследовать ледяную пустыню, а в третьей – песчаную. По пустыням предстоит рассекать на чём-то вроде парусных саней – хороший способ расслабиться между перестрелками, без шуток! Но учтите – это действительно пустыни, большие пустые зоны, по которым раскидано несколько точек со второстепенными миссиями, которые ещё нужно отыскать. Задания не особо выбиваются из ритма Gears – приехал на точку, зачистил, поехал дальше. Исследуя карту, можно найти больше деталей для Джека, а выполняя сайды – открыть для его навыков уникальные улучшения: вспышка, например, начнёт замораживать врагов, а электрическая ловушка сама будет преследовать врагов. Приятно, но без этого можно и обойтись.
Насколько подобное вообще уместно в Gears? Вопрос открытый, но меня всё устраивает – разработчики подошли к вопросу максимально аккуратно. Без проблем можно игнорировать исследование карты и ехать сразу на сюжетный квест. Так вы сэкономите часа три-четыре своего времени (но на прохождение все равно придется потратить чуть больше десятка часов) и потеряете не так уж много. Cюжет не ускользнет, деталей для Джека хватает и на сюжетных уровнях. А если хочется ещё больше перестрелок – то вот, все для вас. Честная сделка.
Gears 5 – это блокбастер. Потрясающе выглядящая игра, которая умеет развлекать. Лучшее, что можно сделать – отключить голову и просто пройти ее. Не копаться в сценарии, не разбирать механики. Просто кайфануть. А потом можно пару раз в месяц возвращаться на бодренькое PvP и в легендарный режим «Орда» (там у каждого персонажа теперь ульта есть – еще больше веселья), чтобы не забывать, что такое крутые шутеры. Или не возвращаться – Gears 6 через пару лет все равно напомнит.
Gears 5 выйдет 6 сентября на Xbox One и PC.
Лучшие Gears в истории: Белкин, Зуев, Овчаренко и Подшибякин вспоминают славные деньки