Серия Gears of War вырастила целое поколение игроков — боевых братьев, привыкших сражаться плечом к плечу, и нам есть за что быть благодарными. Составляющие игры вечны: движок Unreal, резня бензопилами, божественный кооператив и неизменный Маркус Феникс. Даже в Gears of War 4, которую сделали уже совсем другие люди, седовласому ветерану нашлось обязательное и важное место.
Для многих Gears of War всегда была привлекательной благодаря своему брутальному обаянию. Это чисто мужская игра про то, как большие дяди мочат других плохих больших дядь. Все гипертрофированно, мускулисто, обколото и жестко. Но на все это положена еще и довольно серьезная драма; ты только что распилил десяток уродливых качков, стоишь в чужой крови, шмыгаешь носом и отираешь рукавом глаза. Потом поднимаешь с пола друга, и вы идете дальше — пилить, кромсать, уничтожать и спасать. Именно поэтому «гирзы» — это всегда про товарищество, поддержку, дружеское плечо, и чтобы все в крови и чипсах.
Виктор Зуев, Игорь Белкин, Илья Овчаренко и Андрей Подшибякин последовательно разбирают каждую часть знакового сериала и вспоминают славные деньки.
GEARS OF WAR
2006
Маркус Феникс
Нетипичный герой для видеоигр того времени: бывший заключенный, довольно угрюмый и жестокий. Но именно такой человек и нужен для борьбы с куда худшей угрозой — подземными тварями, мечтающими уничтожить человечество. В предлагаемые обстоятельства Gears of War веришь сразу и без оглядки.
Мрачная и недружелюбная планета Сера, разрушенные бесконечной войной города людей, полчища подземных тварей, и в центре всего — спокойный Маркус Феникс, разрывающий врагов цепной пилой. Представьте себе все это в 2006 году: вы бы просто охренели от увиденного. Первое знакомство с Маркусом и Gears of War — это, конечно, сильнейшее впечатление на всю жизнь.
Клиффи Би
В те благословенные времена почти за каждой успешной игрой стояло имя. Не коллектив безымянных продюсеров, как это часто бывает сейчас, а вполне конкретная и, чаще всего, выдающаяся личность.
Gears of War плотно связана с именем игрового дизайнера Клиффа Блежински, который всегда был (и до сих пор остается) рок-звездой от игровой индустрии. В середине нулевых его лицо могло украшать обложки журналов, а интервью с ним вполне тянуло на сенсацию.
Даже несмотря на то, что он ушел из Epic Games, а сами «эпики», в свою очередь, занимаются уже не Gears of War, его наследие живет и процветает.
Многоствольные дробовики, пулеметища, которые превращают врагов в отбивные — это все он.
Gears of War как приговор отечественной игровой индустрии
Существует байка, которую часто можно услышать в кулуарах игровых мероприятий, что Gears of War в свое время оказала сильное и где-то даже деструктивное влияние на отечественный игропром. Звучит вполне правдоподобно.
В 70 выпуске подкаста «Адовая кухня» Дмитрий Бурковский рассказал, как в 2006 году на выставку Е3 приехала делегация российских издателей и разработчиков, полных энтузиазма и гордости за свою продукцию. Небезосновательно: на рынке хардкорных ПК-игр разработчики из СНГ приблизились к мировым стандартам. Казалось бы, еще чуть-чуть — и догоним, и перегоним. Но вот показали Xbox 360 с Gears of War — и этот момент уничтожил все, во что верила российская разработка. В 2006 году Gears of War смотрелась ошеломляюще. Вернувшись на родину, разработчики со спокойной совестью взялись за «Бумер: Сорванные башни».
Перекаты и укрытия
Можно бесконечно рассказывать всем, что механика стрельбы из-за укрытий появилась не в Gears of War, но с таким же успехом можно говорить, что первой RTS была не Dune 2, а какое-то несусветное ископаемое дерьмо мамонта.
Gears в 2006 году изобразила систему укрытий и перемещений между ними совершенно революционным образом, положив начало новой школе стрельбы в играх. В Gears of War можно было стрелять из-за ящиков, не высовываясь, как в кино, а простая пробежка до следующего рубежа выглядела, как репортаж из горячей точки.
С годами отношение к такой боевой системе поменялось: каждый 3D-шутер считал своим долгом включить в увеселительную программу укрытия и перекаты, и это до сих пор модно (см. The Division). Десятилетие эксплуатации одной идеи привело к тому, что от нее все устали, однако винить в этом только Gears of War было бы несправедливо. Несмотря на то, что эта система является неотъемлемой фирменной частью Gears of War, в четвертой игре ее серьезно доработали.
Короли коопа
Когда мы говорим о прохождении Gears of War, то подразумеваем совместную игру. Пожалуй, нет другой игры, которая было бы так тесно связана с совместными переживаниями. Кооперативный режим не редкость, но именно в Gears of War он возведен в ранг обязательного.
Побегать с братюней в Gears of War можно по-разному: это и кампания, и мультиплеер, и конечно, разделенный экран. С одной стороны «сплитскрин» — это анахронизм в эпоху повсеместного онлайна, но играть в одном помещении, постукивая товарища по коленке — невероятный кайф! Плюс, конечно, очевидная экономия денег.
Лансер
Лансер — универсальная винтовка, снаряженная цепной пилой. Одна из самых известных пушек из видеоигр наравне с BFG из Doom. Лансер сближает вселенную Gears of War с миром Warhammer 40 000 на расстояние столкновения. Атлетичные бойцы, распиливающие уродов бензопилами — почти что космодесантники. Несмотря на обилие разнообразного оружия, все части Gears of War можно пройти с одним лишь лансером. В процессе прохождения можно найти и перепробовать огромное количество винтовок, пистолетов, дробовиков, но все равно вернуться к табельному автомату. А уж в мультиплеере это незаменимое и самое веселое оружие.
Резонатор
Одно из самых ярких воспоминаний — совместное прохождение пещер, где героям надо установить резонатор для саботажа вражеских планов. Там есть момент, где игроков разделяют, и каждый, вроде как, сам за себя. Если смотреть только на «своих» врагов, можно застрять на пару часов (особенно на максимальной сложности), и только тогда до тебя доходит, что расставание с напарником — не повод перестать орать в гарнитуру «осторожно, слева сверху на тебя бежит говно с дробовиком» и отстреливать угрожающих другу противников, спрятавшихся за булыжниками и сталактитами. Очень крутой уровень, отбивает по эмоциям пять раз.
GEARS OF WAR 2
2008
Внутри гигантского червя
Бой с гигантским червяком, разворачивающийся где-то в первой половине прохождения, делает Gears of War 2 по-настоящему великой и запоминающейся игрой. Ну представьте: вы по колено в говне, крови и внутренностях буквально прорезаете себе дорогу к свободе через пищеварительный тракт и кровеносную систему, чтобы в итоге намотать кишки на локоть и вынырнуть наружу в фонтане вышеупомянутых жидкостей. Не было больше в играх подобных боссов ни до, ни после.
Сюжетный поворот
Битва с уродливыми подземными жителями казалась логичной и не требующей дополнительных объяснений. Все понятно: есть прекрасные и благородные люди, а есть вонючие и уродливые подземные твари. Ни о каком мирном существовании не может быть и речи, дави гадину! Тем не менее, во второй части простое и естественное противостояние было поставлено с ног на голову.
Оказывается, во вторжении виноваты в первую очередь сами люди. А точнее — жадность корпораций, которые добывали из-под земли эмульсию. Неограниченная и безудержная добыча этого ценного природного топлива привела к тому, что эмульсия разлилась по пещерам, где обитали локусты. Вещество оказалось не просто токсичным, но и вирусным, и оказывало влияние не только на локустов, но и на людей. Изменения были необратимы: живые существа превращались в ламбентов — неконтролируемых тварей. Такое беспардонное поведение людей надоело королеве локустов Мирре и послужило поводом к войне, которая закончится только уничтожением одной из сторон.
Затопление Хасинто
Один из канонических моментов всей серии Gears of War — гибель столицы людей, которую «Шестеренки» (но ведь так и переводится!) мужественно защищали на протяжении двух частей игры. Нельзя назвать отступление из столицы проигрышем, отнюдь, это чудовищная цена победы. Затопив Хасинто, люди получили шанс выжить.
Вода хлынула в пещеры и переходы, расположенные под городом, и затопила сразу всех. Финальный кадр, когда выжившее население столицы уносится прочь на вертолетах — одна из сильнейших сцен.
Дом и Мария
Gears of War можно по праву назвать одним из самых трагических сериалов, так как количество смертей друзей и близких, выпавших на долю главных героев, тянет на рекорд. Взять хотя бы Доминика Сантьяго, друга и соратника Маркуса. Он сражается не только за человечество: у него есть вполне конкретная цель — найти и спасти свою жену Марию из грязных лап локустов.
Большую часть игры Дом и Маркус ищут хоть какие-то зацепки о местонахождении Марии. В какой-то момент им удается напасть на след, и в конечном итоге герои обнаруживают Марию в концлагере. Кажется, что в этом аду бесконечной войны наконец-то забрезжил лучик надежды. Куда там!
Вместо сцены спасения игрокам показывают душераздирающий эпизод прощания с Марией, которая не смогла выдержать истязаний. Дому ничего не остается, кроме как избавить любимую от страданий. Дом с остекленевшим взглядом произносит знаменитую фразу: «Я хочу убить их всех».
GEARS OF WAR 3
2011
Отцы и дети
Видимо где-то в недрах студии Epic Games хранится чертеж Gears of War, составленный еще Клиффи Би. Основные моменты понятны: обязательные битвы с подземными тварями, кооператив, схватки на бензопилах. Но есть еще один секретный и неизменный элемент, назовем его «отцы и дети». В каждой части Gears of War обязательно проскользнет тема взаимоотношений с родителями.
На протяжение всей трилогии Маркус Феникс гоняется за тенью отца, чтобы в третьей части наконец-то воссоединиться с ним — и немедленно его потерять. Точное такие же мотивы встречаются и в Gears of War 4, где сын Маркуса Феникса идет по следу отца. Казалось бы, кровавый экшн про стрельбу и расчлененку.
Кармайн должен умереть
В каждом боевике у главного героя есть неприметные напарники, задача которых — красиво умереть в определенном моменте. Таких статистов легко узнать по опущенным забралам, типовой экипировке и эпизодическому участию в сюжете. Эту роль в Gears of War исполнили братья Кармайны: в каждой серии кто-то из отпрысков этой благородной семьи погибал ради общего блага. Смерть очередного Кармайна стала чем-то вроде визитной карточки Gears of War.
Но перед третьей частью разработчики провели среди фанатов голосование, которое должно было определить судьбу Клея Кармайна — третьего из братьев. Игроки поддержали его и решили снять проклятие с рода. В итоге, несмотря на то, что Клей Кармайн выглядит как типичный смертник — обычная модель пехотинца в закрытом шлеме — в третьей части ему уделено немало внимания и, главное, он выживет!
Первый и последний кооп на четверых
Кооперативный режим всегда был важнейшим и неотъемлемым элементом серии Gears of War. Появившись в первой части, он развивался и креп, пока не дошел до апогея — Gears of War 3. Впервые в истории серии игрокам разрешили проходить сюжетную кампанию вчетвером. В 2016 году это может показаться не слишком существенной и громкой опцией, но это как посмотреть. Даже на сегодняшний день существует не так много игр с сюжеткой на четверых. Взгляните хотя бы на Gears of War 4: игра вернулась к прежним стандартам и сократила количество игроков в кампании до двух. Так что Gears of War 3 в этом смысле была уникальной игрой.
Смерть Доминика
Важнейший момент не только в истории Gears of War, но и игр в целом. Эпизод с трагической гибелью одного из главных персонажей Gears of War вошел во все учебники по интерактивной драматургии. Вместе с Домиником мы прошли всю войну с локустами, побывали в такой заднице, что и описать сложно, и почти в самом конце, когда до победы осталось совсем немного, он погибает. Именно с этого момента и без того жестокий Маркус Феникс становится совсем нелюдимым.
GEARS OF WAR: JUDGMENT
2013
Есть работающее правило: анонсировали не номерную игру в серии — жди беды. А если подключают сторонних разработчиков — уж точно не жди ничего хорошего. В этом смысле Gears of War: Judgment был заранее обречен, как необязательный «приквел» от компании People Can Fly. Нам пытались рассказать историю Берда и Коула, соратников Маркуса Феникса, но вышло слабо: между видеовставками из зала суда герои просто бегали по комнатам и кромсали врагов, которые наступали волнами. Недовольство вызывал и мультиплеер. Блогер Антон Логвинов честно назвал свой обзор Judgment «Что за GOWно?» — хотя отметил, что PCF прекрасно переосмыслили базовую механику игры, и в качестве дополнения за меньшие деньги Judgment показала бы себя лучше.
Мировая пресса отнеслась к этому явления в целом прохладно; средняя оценка на Metacritic у Judgment — 79, в то время как другие части GOW никогда не опускались ниже 90. В блистательной истории Gears of War должен был случиться хотя бы один прокол.
GEARS OF WAR 4
2016
В рейтингах «Лучших Gears» предпоследнее место обычно занимает третья часть — сильнее ругают только Judgment. Причины для этого, скажем прямо, есть: в сюжете к этому моменту не могли разобраться даже самые упорные последователи серии, модный кооп испортил всю безупречную логику первых двух игр, Маркус Феникс шага не мог ступить без роящихся вокруг него второстепенных персонажей. Все это было довольно странно и сомнительно; по общему мнению, серия устала и нуждалась в перезапуске — первой попыткой которого была уже упомянутая (и провальная) Judgment в исполнении польской People Can Fly.
Потом случились известные события с покупкой студии Epic китайской Tencent, переходом бренда Gears of War в собственность Microsoft и так далее, — все, кто читают эти строки, наверняка в курсе.
Так или иначе, в первые же минуты Gears of War 4 стало ясно, что по духу и идеологии она ближе всего именно к третьей части, и это, на самом деле, отлично.
С самого начала и по сей день доминирующей сквозной темой Gears была семья — от личной трагедии Доминика до неизменного слогана Brothers to the End. Это очень понятная, очень близкая любому история — в отличие от тяжелой эзотерики Halo, где основным контрапунктом был и остается христианский символизм смерти и воскрешения. Так вот, к третьей части Gears of War неосознанно нащупала формулу настоящей семьи — не глянцевой пары из рекламы майонеза и не слегка гомоэротической концепции мужского братства, а разрозненной, но все равно тесно связанной общности совершенно разных людей, занимающихся всякой веселой и временами идиотской фигней (см. также великий фильм «Горько!»). В рецензии на Gears 3 для «Афиши» я в свое время писал следующее: «титульный Маркус Феникс отошел на второй план; на поле боя суетятся какие-то телочки, дед в ковбойской шляпе и шкафообразные негры, одному из которых обитатели игры зачем-то построили гигантский памятник. Для человека, вскользь следящего за происходящим во вселенной Gears of War, третья часть с первых же минут становится почти непроницаемой — все куда-то бегут и обсуждают непонятное».
Именно это, как заметит внимательный читатель, происходит на любом по-настоящему веселом семейном празднике.
Так вот, Gears 4 это, кажется, по-настоящему осознала и начала отрабатывать семейную историю на совершенно новом уровне. Здесь все друг другу родственники; в определенный момент появляется мощный старик Маркус Феникс, чтобы надрать уши не в меру резвому сынуле Джею Ди; в первые же полчаса на первый план выходит посторонний похмельный дед-анархист, сразу сообщающий, что вообще-то он после вчерашнего до сих пор в говно; и так далее.
Без шпаргалки невозможно (и не нужно) разобраться, кто кому кровный родственник, а кто просто так зашел на огонек, ах эта свадьба-свадьба-свадьба-пела-и-плясала. Вместо Сердючки играет новая песня дуэта Run the Jewels «Panther Like a Panther (I am the Shit)», но это тоже объяснимо — чей-то мелкий сучонок-племянник пробрался к колонкам и включил свой айфон, а взрослым уже не до этого.
Чудо, конечно, невероятное. Brothers to the End, братан.