27 октября вышла Halo 5: Guardians — программное произведение для всех владельцев Xbox One. Продолжение эпической саги о спартанце Джоне-117, где ему впервые придется потесниться, исполняя привычную для себя роль спасителя человечества. На сцену выходит новое поколение спартанцев.
Главное и самое важное, что нужно знать про Halo — это последний честный sci-fi шутер. Термин, думаю, нуждается в пояснении.
Вообще, все, что связано с Halo, в нашей стране нуждается в пояснении. Традиционно наш игрок не знает о Halo ничего, потому что оригинальная игра вышла в 2001 году на консоли, которая никак и никем не была представлена в России.
Честность в шутерах — явление довольно редкое. Типичная ситуация в абстрактной игре искомого жанра: балкон на недосягаемой высоте, там устроились два ублюдка-снайпера и поливают вас огнем так, что не поднять головы. Единственный вариант: извернуться ужом, прошить им головы из-за укрытия, выдохнуть и двинуться дальше. Вот Halo вообще не про это. На любой балкон, любую возвышенность, любое укромное место, которое облюбовал вражина, вы добираетесь в три прыжка из множества позиций. Если враг куда-то забрался, значит, и вы сможете — основное правило всей серии Halo. Запомните, это важно.
В Halo 5 именно в таких местах спрятаны самые жирные пушки, секретики и «пасхалки». Шутерная честность этим не ограничивается. Враг поливает вас из всех стволов каким-то серьезным дерьмом? Возрадуйтесь, эту пушку у него можно отжать. Вражеское оружие — потенциально ваше оружие. Не бывает такой ситуации, что вы грохнули чувака с пулеметом, а он не оставил после себя даже патронов (привет всем грядущим дорогостоящим милитари-шутерам). При убийстве оппонент оставляет ровно то, с чем бегал. Расценивайте поля боя как передвижной арсенал. Не хватает снайперки? Так вот же она: шакал сидит на уступе и выцеливает вас через всю карту. Планируем маршрут, достигаем точки, ломаем хребтину уроду, поднимаем выпавшую из слабеющих лап снайперку. В этом суть Halo.
Каждый элемент игры, будь то оружие, враг, архитектура уровня — все имеет значение и расставлено не просто так. Не говоря уже о многотомном бэкграунде, где про каждую инопланетную пукалку, про каждый элемент доспеха какого-нибудь Мгалекголо (тяжело выговорить, еще сложнее убить) написаны простыни текста.
Любая боевая сцена в Halo 5, подчеркиваю, любая, изнутри выглядит как пористый сыр, где возможности обходов, сверху и снизу, справа и слева, представлены в солидном количестве. Таким образом 343 Industries учли недоработки «четверки», существенно расширив уровни. В качестве новшества — пробиваемые стены, расположенные в неприметных местах. Обнаружив стену с ярко выделенными текстурами другого цвета, следует сразу прошибить ее головой. За обломками и клубами пыли обнаружится если не секретный проход, то склад с оружием. Типичная сцена: уничтожив врагов, я шарюсь по пустому уровню, обнаруживая все новые и новые щели, через которые можно было забраться в тыл к противнику. Запоминаю на будущее — пригодятся на уровне сложности Legendary.
Повествование Halo 5 строится по схеме Halo 2 (в которую вы все равно не играли). Как многие рецензенты уже отметили, 343 взяли за основу лучшую часть сериала. В активе у игрока две команды с противоположными целями: Синяя команда под руководством Джона-117 ведет свою собственную игру, за ними по пятам следует команда Осирис во главе с Джеймсоном Локком. На противостоянии двух лидеров построена вся PR-кампания вокруг Halo 5, и надо отметить, сделано это слишком навязчиво.
Сделав акцент на борьбе старого и нового спартанца, игроков серьезно настроили на эпичную схватку. Спешу разочаровать: противостояние есть, но является далеко не основным конфликтом. Пересечение Локка и Чифа случается в первой трети игры, после чего они оказываются, по сути, на одной стороне, не сильно разнясь в оценке ситуации. Возможно, такое решение связано с желанием авторов скрыть истинного антагониста Halo 5. Отчасти это удалось, и главный злодей Halo 5 может вас несколько удивить.
Молчаливые и пугающие копии Мастера Чифа, что следовали за нами в предыдущих частях при игре в кооперативе, ушли в небытие. Каждый напарник — это личность. Характер. Один Натан Филион в роли Бака чего стоит. Ваши напарники комментируют все подряд, противники не отстают. Над полем боя слышны окрики командиров, визг грантов, оскорбления в сторону игрока сразу от всех.
Случайный Элит, заметив, что ты подобрал энергетический меч, достает свой и бросается навстречу с ревом: «Ты слаб для этого оружия, человек!». Пробирает. Озвученные напарники удваивают веселье не только от битвы. Когда перестаешь нестись как бронепоезд по уровням, можно услышать множество занимательных диалогов.
Напарники обсуждают происходящее, строят догадки. Вообще, с исследованием в Halo 5 все значительно лучше, чем в «четверке», да и в предыдущих частях. На станции «Меридиан» и на базе Сынов Сангхелиоса так вообще выстроены типичные локации для RPG. Вокруг ошивается множество озвученных NPC с кучей смешных и не очень реплик.
Механику значительно облегчили даже в сравнении с предыдущей частью. В Halo 4 разработчики экспериментировали как с возможностями спартанцев, так и с врагами. Мастер Чиф получал дополнительные способности, мог выставлять щит, использовать дрона, ускоряться. В Halo 5 от всего этого отказались в пользу динамики. Спартанцы в Halo 5 прыгают, как Армстронг на Луне, умеют ускоряться по кнопке B и бомбически обрушиваться на головы врагов. В предыдущих играх серии можно было встретить серьезное сопротивление в случайной сцене посередине уровня: утыканная рыцарями локация, что хочешь, то и делай. Теперь насыщенность врагами и сопротивление противника нарастают постепенно, заканчиваясь либо логичной битвой с боссом, либо крупной перестрелкой с толстыми врагами.
Фракцию предтечей довольно сильно отредактировали. Рыцари прометейцев теперь появляются в качестве тяжелой пехоты, а роль обычных противников выполняют солдаты, новый вид врагов. Раздражающие наблюдатели, которые мухами роились в четвертой части, воскрешая мертвых, теперь появляются реже, да и летают не так резво. Ковенант, в свою очередь, подтянул текстурки, выучил новые ругательства и проклятья, но остался старым добрым цирком разношерстных уродцев со столь знакомыми приемами. За что и любим.
Guardians — действительно новое поколение серии Halo, крепко держащее знамя. Как написано выше, это программное произведение для всех владельцев Xbox One. Что важнее, коммьюнити-образующее. Параллельно с Halo 5 стартует крупный киберспортивный турнир с трансляциями и миллионным призовым фондом. Не говоря уже о встроенном в игру Halo Channel, где транслируются матчи, новости, юмористический сериал Red vs. Blue и даже анимационный многосерийный фильм Fall of the Reach. Другими словами, Halo 5 — это абонемент в бело-зеленый фанатский сектор Xbox One. Если вы еще не там, значит, у вас какая-то другая платформа.