Юсеф Фарес — геймдизайнер-синефил похлеще Хидэо Кодзимы и Дэвида Кейджа. В отличие от них, он не просто любит кино. Он его снимал — и достаточно успешно. Однако карьеру в кинематографе Юсеф с легкостью променял на видеоигры. И делать бы ему киношные экшены в духе The Last of Us, но Фарес горит экспериментами, даже если существует риск обанкротиться. Но его идеи стоят риска: It Takes Two доказывает это уже в третий раз.

It Takes Two — это романтическая комедия

И это смело, потому что в игровой индустрии жанр не окучен совершенно — ориентироваться толком не на кого. Уже за это стоит кинуть респект Фаресу и его студии Hazelight — легких путей они не ищут и двигают игры вперед.

It Takes Two рассказывает о семейной паре: Коди и Мэй устали друг от друга и собираются разводиться. Страдает от этого, как это часто бывает, их маленькая дочь. Но благодаря детским слезам и внезапной магии сознание непутевых родителей переносится в двух крошечных кукол: теперь, чтобы вернуться в свои тела, они должны действовать сообща. Что потенциально может разжечь былые чувства, но это не точно. При этом «помогать» (на самом деле — мешать) им будет ожившая и очень раздражающая книга о психологии отношений. 

При этом It Takes Two — еще и безумно разнообразная игра

Юсеф Фарес горел идеей сделать игру, которую все точно пройдут до конца. Поэтому It Takes Two не эксплуатирует одну или несколько механик — буквально каждый час базовый геймплей серьезно меняется. Поначалу это просто хороший 3D-платформер, потом герои получают новые способности — Коди кидает и призывает обратно гвоздь, а Мэй лупит по всему молотком. Затем они катаются по проводам, как герой InFamous, раскачиваются на веревках, как Человек-паук, расстреливают ос, летают на самолетике, дерутся с белками и делают много чего еще. В какой-то момент игра превращается в гонки и изометрический экшен в духе Diablo.

Почти под каждую механику придумано свое окружение: завалы хлама в сарае, огромное дерево во дворе дома, комната дочери главных героев и даже космос. Каждую локацию разработчики гиперболизируют: так сарай превращается в лабиринт из проводов и пылесосных трубок, а игрушечная железная дорога в доме — это самый настоящий мини-город. Глаза в It Takes Two тоже не устают.

Но важно, конечно же, не само нагромождение всех этих механик, а их исполнение. Все, за что взялись разработчики, сделано почти идеально. Даже непосредственно платформинг тут выполнен на уровне лучших игр Nintendo и по отзывчивости управления напоминает эталонную Super Mario Odyssey. Касается это как «больших» механик, так и необязательных соревновательных мини-игр (из них вообще можно собрать отдельную игру для вечеринок) — в It Takes Two есть и такое. Заскучать в ней невозможно, а желание узнать, как же разработчики изменят игру дальше действительно успешно ведет к финалу. 

А вот именно комедия из It Takes Two вышла скверная

Попытка засчитана, но результат вялый. Причин много, но начать стоит с главных героев, ведь они — одна из самых бесячих парочек в истории видеоигр. Игра проходится примерно за десять часов, из них часов восемь мы будем слушать бесконечные скандалы и препирательства героев — они задирают друг друга буквально на ровном месте. Это логично, учитывая, что они на грани развода, но легче от этого не становится. При этом плавного развития отношений между ними игра не показывает, пережитые вместе трудности их не закаляют и почти ничему не учат — они просто ругаются и ругаются, а под конец игры вдруг перестают. Даже финал получился размытым и бессмысленным, хотя напрашивался четкий хэппи-энд. 

Но слабый сценарий еще можно терпеть, а вот отвратительный садистский юмор игры — едва ли. Игра, может, и выглядит как оживший пиксаровский мультфильм, но внутри она темнее Hatred. И это становится понятно уже в первый час игры, когда герои сражаются с несчастным ожившим пылесосом. Не вдаваясь в подробности — пылесос и так жертва, аллюзия на лень и безучастность героев. Но ему от них еще достается: в процессе сражения с ним Коди и Мэй буквально высасывают его глаза с помощью его же шлангов, в то время как пылесос вопит от боли и бьется в агонии. 

Такой здесь юмор — Коди и Мэй не раз будут творить дичь с героями, которых по-настоящему жалко. В какой-то момент дойдет до убийства и даже пыток беззащитного персонажа, который будет молить о пощаде и неуклюже убегать от нашей парочки. На этот моменте хочется выключить игру и забыть о ней навсегда, но увиденного не развидеть. У всех разный уровень резистивности к таким вещам, но я после It Takes Two чувствую себя грязно. И советую подумать дважды, если захотите пройти ее с ребенком.

It Takes Two можно пройти только вдвоем — и это самое правильное решение

Играть в It Takes Two можно либо локально, за одним экраном, либо по сети — как с рандомами из интернета, так и с друзьями. Причем, другу копию игры покупать не обязательно. Решение в некоторой степени экстремальное, но иначе глубокий кооп-геймплей просто не сделаешь. Если бы заранее обсуждалась возможность отдать управление одним из героев компьютеру, многие механики в игре пришлось бы упрощать или убирать вовсе.

В It Takes Two буквально каждая способность героев заточена под совместную игру. Коди стреляет нектаром, а Мэй его взрывает. Коди вонзает гвоздь в стену, а Мэй на нем раскачивается с помощью молотка. Часто от игроков требуется очень тонкий контроль ситуации. После It Takes Two кооператив с стиле «иногда нужно подсадить товарища» вызывает лишь смех.

Но новичка за It Takes Two не посадишь

Я видел много отзывов, в которых авторы утверждали, что игру лучше всего проходить со своим романтическим партнером (что логично, учитывая сюжет) и, дескать, даже если партнер не геймер — игра зайдет и затянет. Может, с нее у человека начнется увлечение играми. Это не так и я убедился в этом лично. It Takes Two очень красивая, отзывчивая и в меру сложная — для тех кто регулярно играет в игры. Для абсолютных новичков многие геймплейные пазлы будут слишком сложными.

Довольно часто в It Takes Two нужно совершать очень точные прыжки или делать что-то очень быстро. Да, герои по сути бессмертны. Но застряв на каком-нибудь особо сложном эпизоде или битве с боссом неподготовленный человек быстро устанет от игры, разозлится и не захочет продолжать. И это не столько претензия к разработчикам, сколько просто подчеркивание факта. Выдержать баланс сложности, при котором и бывалому игроку будет интересно, и новичок справится — практически невозможно. Но в таких играх к этому нужно стремиться. 

Да и постоянное разделение экрана — все еще спорная вещь. В локальной игре от него никуда не деться (хотя экран разделен и при игре по сети), но удобным это не назовешь. Чтобы проходить It Takes Two с комфортом нужен реально большой телевизор и опыт игры в сплит-скрине — потому что если когда-то к такому не привык, будешь постоянно отвлекаться на вторую половину экрана.


Юсеф Фарес уже восемь лет возрождает в видеоиграх кооператив. В Brothers: A Tale of Two Sons играть, как бы странно это ни звучало, приходилось играть с самим собой — левым стиком управляя одним братом, а правым другим. Опыт был уникальный, ощущения как от коопа при игре соло. В A Way Out кооператив стал настоящим и обязательным, но с геймплеем не заладилось — когда игра не была интерактивным кино, она становилась плохим шутером. А в It Takes Two все встало на свои места. Она выглядит и поставлена как ААА, целиком завязана на командной работе, а механик в ней хватит на десяток игр и все они сделаны хорошо. Оговорки есть, но все же это лучшая кооперативная игра на сегодня.

Мужской разговор с Юсефом Фаресом