лучшие игры 2022 года итоги 2022 отвратительные мужики disgusting men

Пикассо говорил: «Искусство смывает пыль повседневности с души». И в этом смысле игры — определенно, совершенно, вот-те-крест — искусство. В 2022 мы погрузились в него без былого юношеского жара, но с более взрослыми рефлексиями. Поэтому по большей части угорали от того, что давало пищу для бесед и размышлений, а не простого бессонного эндорфинового онанизма. Стареем!

Пётр Сальников
Weird West

В 2022 году не вышло ни одной игры, которая захватила бы меня до степени одержимости, но если выбирать среди новинок одну по абстрактному критерию общей увлекательности, то это будет Weird West — дебютная игра от студии WolfEye, с руководителем которой мне, да, посчастливилось вести подкаст. Но, послушайте, разве я виноват, что так совпало?

«Странный запад» — сеттинг, который предложил искусству писатель Роберт Говард. Кроме историй о приключениях Конана-варвара американец также исследовал тему мистики на юго-западе США. Вообразите себе безумие Лавкрафта в окрестностях Рио-Гранде. Где-то неподалеку разворачивается и действие Weird West — ролевого экшена с иммерсивными механиками. Здесь нередко начинаются вопросы: с какими-какими механиками? А вот такими: это когда можно использовать элементы игрового окружения согласно общечеловеческой логике: поджигать и тушить, швырять и хитрить, смешивать и взбалтывать.

В центре этой системы — то, что принято называть агентивностью и реактивностью геймплея, то есть способностью игры реагировать на действия игрока, не оставлять его поступки незамеченными и предоставлять ему доступ к наиболее возможному спектру решений, которые могут прийти в голову во время прохождения. Собственно говоря, вы только что прочитали краткое определение жанра immersive sim, дальше уже нужно вникать отдельно.

Так вот, Weird West — игра, в которой очень интересно разбираться именно с точки зрения ее функционирования, закономерностей и следствий. Это запутанная и мрачная история пятерых персонажей, у которых нет ничего общего, кроме клейма, которое однажды возникло на коже каждого. У них, конечно, и своих проблем хватает. Закрывая одну историю за другой, в действительности вы ничего не закрываете, потому что в каждой следующей главе Weird West сохраняет игровой мир в том состоянии, в котором его оставил предыдущий герой. Его дела завершены, но симуляция продолжает работать, и если вы где-то напортачили, это обязательно зачтется. Опыт, который дает Weird West, здорово бодрит, напоминая одновременно и об оригинальной Fallout, и о Dark Messiah of Might and Magic.

Игра со своим выраженным характером и неожиданными трюками, Weird West не очень-то нуждается в ультрасовременных консолях и видеокартах, чтобы уверенно существовать и вдохновлять. Weird West в этом смысле — настоящее инди; она изучает другую сторону видеоигр: вседозволенность в геймплее, симуляцию, цепные реакции и динамические события. И, как бывает в таких случаях, это одна из тех игр, которые слишком часто предлагают игроку развлекаться самостоятельно. Разработчики говорят игроку «да», хотя игрок особо и не спрашивал — отсюда протяженная серия недопониманий среди широких масс, которые иногда хотят есть попкорн обеими руками. Их трудно в этом винить, я и сам так хочу чаще, чем пристало!

Владимир Бровин
Pentiment

В аббатстве убийство! Ужасное, кровавое, немыслимое, убит сам..! Расследование в тупике, монахи и простой люд в панике. Кто же сможет разгадать эту тайну? Разумеется, ты, дорогой друг — несносный повеса, юный художник, бонвиван, кутила и забияка. Лишь юный (и слегка пропитанный оккультными знаниями) ум сможет разобраться в хитросплетении интриг, кровавых (а иногда и сексуальных) тайн этого аббатства. Если бы Умберто Эко жил в наши дни, он сделал бы «Имя Розы» для миллениалов примерно таким.

Pentiment — лучшая замена для тех, кто скучает по Disco Elysium. Как вам такой заход? По сути здесь вы занимаетесь тем же самым. Формально — расследуете убийство; на деле — исследуете живой и яркий мир, где самое крутое — это люди, их менталитет и уникальный взгляд на жизнь. Здесь нет никакой фантастики и альтернативной истории, все происходит в реальном средневековом монастыре и его окрестностях. Но представления людей о себе и божьем мире настолько своеобразны, что ты с огромным интересом исследуешь их, пытаясь понять, как мыслили люди в ту эпоху. Понятно, что это все современная фикция (увы, нам никогда по-настоящему не понять средневекового человека), но увлекает не меньше истории Ревашоля.

Игра стоит на двух столпах: погружении в средневековье (быт, нравы, обычаи, все воссоздано прекрасно, словно сходил в музей и узнал уйму нового) и расследовании. Расследование увлекает не меньше: время ограничено, невозможно успеть все, выбирать, как проведешь день приходится с умом. Причем за рутиной всегда открывается что-то да эдакое. То сексуальная жизнь монахов и монахинь, то финансовые махинации, то задушевная беседа с крестьянами. Каждый человек в городе станет вам родным. Мир Pentiment — это место, в которое хочется вернуться (и игра вам это позволит, ваш герой возвратится в монастырь спустя годы). Но берегитесь, как и Disco Elysium, она может разбить вам сердце.

Денис Майоров
Neon White

Neon White для меня — главный инди-хит года, затмивший даже Vampire Survivors и Rogue Legacy 2, в которые я, кстати, все еще продолжаю играть, настолько хороши. Neon White — это и отличный шутер, и потрясающий трехмерный платформер с видом от первого лица, и даже неплохая головоломка. И все жанры в рамках игры неразделимы.

Суть Neon White в том, чтобы быстро проходить маленькие уровни. Нужно просто добежать до финиша и по пути убить всех демонов. При этом каждый уровень проходится  буквально за пару минуту, а чаще и того быстрее. Оружие валяется на уровнях в виде карточек. Карточки эти можно «потратить», просто из них стреляя и расходуя боезапас, или «сбрасывая» их из колоды — тогда сработает альтернативное применение. Например, если сбросить пистолет, то получится двойной прыжок.

На каждом из уровней нужно прикинуть идеальный маршрут, спланировать правильное применение карточек и успеть этот план реализовать на бешеной скорости. Ну и целиться тоже нужно точно! На словах это звучит сложновато (из-за чего игру, собственно, трудновато «продавать»), но на деле в Neon White все настроено настолько близко к идеалу, что ты моментально ловишь волну и начинаешь идеально щелкать уровни один за другим. А если где и застреваешь, десятки попыток пробежать уровень без ошибок даже не бесят — баланс, скорость, минималистичный дизайн и бодрая музыка погружают в транс. Спустя пару часов ты пересматриваешь повторы своих забегов и не можешь поверить, что это сделал ты! Neon White любого превращает в спидранера — без страданий, чересчур долгих заучиваний и СМС.

А ведь помимо этого в Neon White есть и сюжет, выполненный в стиле максимально простенького (очень простенького!) дейтинг-сима. Там, конечно, навалено аниме-кринжухи, но и юмора с достойными вайфу хватает, так что скоростные забеги история разбавляет неплохо. У нее даже получается подталкивать к поиску скрытых на уровнях подарков, помогающих развивать отношения с другими героями.

Виктор Зуев
Victoria 3, Total War: Warhammer III, Songs of Conquest

Самая простая номинация для меня. Берешь, открываешь статистику Steam и смотришь: Victoria 3, Total War: Warhammer III, Songs of Conquest. Вот топ 3 игры, в которых я провел больше всего времени в этом году. И, как удачно, все они 2022 года рождения. Victoria 3 — это больше сотни часов в диком угаре XIX века. Опиумные войны, дележка Африки, социалисты и фашисты в парламенте, первым используешь отравляющий газ на полях сражений… 

Total War: Warhammer III — идеальное завершение трилогии, которое объединяет все вышедшие части в один гигантский парк развлечений имени Warhammer. 

Songs of Conquest — правильное переосмысление «Героев», где упор делается на, собственно, героях и сюжете, а не на абстрактных фэнтезийных армиях. Даже наличие того или иного юнита в ростере — все это объясняется по лору! Жаль, игра все еще находится в треклятом «раннем доступе», что не помешало мне убить десятки часов. 

Отдельно хочу отметить Vampire Survivors, как главный консольный релиз для Xbox (вот такой год у Майкрософт) и, пожалуй, Darktide получает от меня премию «Нестыдный WH40K». В кой-то веки дождались.

Дмитрий Соколов
Mortal Kombat 11

Да, игра не самая новая, и да, я начал в нее играть еще в 2021-м, когда перешел на PS5. Но именно за этой игрой я провел больше всего часов в уходящем году. И это тот случай, когда количество переходит в качество. В 2022-м я открыл для себя немало очень разных, но одинаково интересных игр (от Quarry до Shredder’s Revenge), однако во вселенную «МК» возвращался чаще всего. 

Здесь в идеальных пропорциях перемешаны эклектичный (но при этом тщательно продуманный) стиль, выверенная механика боев и ОЧЕНЬ МНОГО контента. Впрочем, обилие шмоток и снаряжения в одиннадцатой части не главное. Самое важное — это чувство первобытной ярости, сопровождающее каждый онлайн-матч. Удар, блок, еще удар, комбо — и ты наконец выдираешь позвоночник из тела беззащитного врага. По сравнению с десятой частью МК11 в разы сложнее именно в сетевых сражениях, неважно рейтинговых или обычных. В этом смысле одиннадцатый «Мортал» играет на нервах просто виртуозно: только здесь после каждого поражения хочется швырнуть геймпад в стену, а после каждой победы — налить бокал вина. 

Ни одна файтинг-франшиза в мире (включая другие проекты Netherrealm Studios) не способна дать столь же мощную гамму ощущений за столь короткое время. Как говорили когда-то в журнале «Великий Dракон»: «Есть другие игры. Но все это ДРУГИЕ игры». Аминь.

Павел Зенцов
Total War: Warhammer III и Warcraft 3 Reforged

В этом году меня особенно порадовали две игры. Первая — вышедший в начале 2022 года Total War: Warhammer III с его веселыми пузанами-ограми, кучей демонов и сляпанным на коленке Катаем. Конечно, бальзамом для сердца стал Кислев, соединивший в себе черты многих славянских народов. К тому же радует, что у Total War: Warhammer III есть свое небольшое, но довольно дружное комьюнити, которое не только общается, но и устраивает турниры по игре, которые я с удовольствием смотрю. Например, сейчас идет (или уже закончился?) чемпионат России.

Вторая вещь — Warcraft 3 Reforged, который я для себя открыл именно в этом году. В сам «варик» я играл еще с первой части, поэтому вселенная была мне близка. Но когда я увидел все это в новой графике, да еще и узнал, что идут международные турниры, я был в восторге. Смотрю записи с турниров и радуюсь как ребенок.

RCKTfngrs
Songs of Conquest

«Герои Меча и Магии» года. Один из лучших ранних доступов на моей памяти и первый проект студии Lavapotion. Команда из четырёх шведов слышит обратную связь и грамотно прокачивает «Песнь Завоеваний». Нужны одновременные ходы? Сделано. Генератор случайных карт? Не вопрос. Жалобы на баланс и экспойты? Пересчитано, улучшено. Новый режим, только про тактические бои? Получите и распишитесь. Командные поединки? Пожалуйста! Список можно продолжать.

В будущее проекта веришь, когда каждое обновление это хорошая новость. Пошаговые стратегии, пытающиеся быть «Героями», выходят нечасто, тем более толковые, а Songs of Conquest увлекла сразу и надолго. И несправедливо обделена вниманием игроков! Да, недостаёт разнообразия существ и артефактов. Но подобного наполнения почти всегда недостаточно. Думаю, отгрузят ещё контента, как и оставшиеся сюжетные кампании. Встречаются баги, но для раннего доступа это (уже) на редкость стабильный и качественный продукт. Уж простите за вульгарную попытку обыграть название, но «Песнь завоеваний» на вершине моего хит-парада в этом году, безусловно.

Алексей Евглевский
Return to Monkey Island и NORCO

Если смотреть на сухую статистику, то моя игра года безусловно Elden Ring — больше сотни часов. Если судить по тому, насколько сильно «отбилось по эмоциям», то это снова Elden Ring. Ничто другое я столько не обсуждал в этом году. Но такой вердикт был бы слишком простым, потому что Elden Ring, как стихия — сметает все на своем пути. Хочется же чуть приглядеться и найти то, что уцелело после этой штормовой волны. Оно и окажется тем, что запало в душу. 

Если покопаться, то внезапно на первый план выходят две абсолютно разные и в то же время невероятно близкие друг другу игры. Они словно братья, выбравшие разные дороги в жизни. Это Return to Monkey Island и NORCO — два квеста, схожие по сути, но противоположные по форме. «Остров Обезьян» — это возвращение тех сатирических искрометных point-and-click приключений, которых мне так недоставало последние годы. Я невероятно скучаю по саркастической парочке Сэму и Максу. По их остротам и ненавязчивой шутливой атмосфере. Последнее творение Рона Гилберта вернуло мне это почти забытое чувство. В такое время именно доброй, но злободневной комедии мне так сильно не хватало. 

NORCO — совсем другое дело. Она не пестрит яркими цветами и не сыпет шутками в каждом диалоге героев. Напротив, эта игра медленно раскручивает перед вами мистические тайны богом забытого городка в вязкой атмосфере киберпанка. Авторы не обделены юмором, но настроение их произведения не про радость жизни, а про неизбежность ее невыносимого тления. Вайбом первого сезона «Настоящего детектива» здесь пропитаны музыка, блестяще написанные диалоги и пейзажи вечно угрюмого серого города. Оторваться от этого меланхоличного транса очень сложно. 

Владимир Самойлов
Norco

Великолепная адвенчура, увлекательная в своем безумии как лихорадочный сон. История девушки, ищущей пропавшего брата на просторах луизианских болот, к шестому часу прохождения превращается натурально в трип Филипа Дика. Сюжет такой, будто Дик насмотрелся «Настоящего детектива», после поиграл в «Петьку и Василия Иваныча» и решил сделать свою игру — с роботами, дурацкими культистами и божественными откровениями. И шуточками про экскременты — не без этого! Описать NORCO как-то иначе довольно трудно.

И все же игра уютная, планирую перепройти ее на праздниках. Чего и вам советую.

игоры

фильмы

музыкл