Сейчас уже кажется удивительным, что никто не сделал настолку по Jagged Alliance раньше — в оригинальной игре есть все, что нужно для хорошего застолья, достаточно просто перенести существующие правила на бумажные карточки. Тем не менее, настольная версия легендарного тактико-стратегического ролевого боевика готовится к выходу только в 2018 году — и ее разработка финансируется через Kickstarter.
Если на днях вам наконец-то официально разрешили покупать алкоголь, знайте: культовой Jagged Alliance 2 тоже 18 лет, и она гораздо лучше, чем вы. Вышедшее в 1999 году приключение в жаркой стране Арулко, охваченной хаосом, настолько глубоко и детально отработало тему тактических боев на стыке стратегического планирования, ролевой игры ипутешествий в открытом мире, что даже современные части XCOM выглядят несерьезно.
Jagged Alliance — это многообразие механик. Главный герой игры — нанятый беглым президентом военный эксперт, который сидит за ноутбуком и распоряжается долларами, вкладывая их то в найм новых бойцов, то в тренировку ополчения, то в покупку чего-нибудь полезного. На карте Арулко отмечены города и военные базы, интересные места и дороги, по которым бродят вражеские отряды. Захватывая города, игрок, во-первых, бесит своим присутствием злую королеву, во-вторых, получает доступ к шахтам, которые есть в нескольких населенных пунктах, и поднимает лояльность трудящихся — повышая и показатель выработки.
Основной объем средств, конечно, уходит на зарплаты наемникам: они тут главная движущая сила, неповторимые и навеки родные персонажи с именами, биографиями, растущими характеристиками и интересными отношениями друг с другом. Пулька, за которой следует камера, медленно летит в торс любимому Ивану Долвичу — и вы уже грызете ногти, вслух молясь, чтобы пронесло, даже если никогда в жизни ни во что не верили. Никаких абстракций: все военные специалисты нанимаются через социальную сеть A.I.M., могут отказаться сотрудничать из-за высокой смертности под вашим командованием, а если погибают — то навсегда.
Это не внезапный приступ массивного старческого пердежа или какие-то преувеличенные выдумки. Jagged Alliance 2 была моим главным летним увлечением, когда актуальных блокбастеров традиционно мало, а душа все равно требует медитаций. Удивительно, как игре 1999 года до сих пор удается быть удобной, захватывающей и неповторимой. Где та канадская Sir-Tech, и чем занимаются люди, сделавшие одну из лучших жанровых игр всех времен, мне не известно. Создать «свой JA» пытались многие: в понятных кругах это культ на уровне «русского Fallout» — и за минувшие 18 лет на эту тему было выпущено множество продуктов-подражателей весьма паскудного качества. Jagged Alliance 2, кстати, все еще продается и отлично работает даже без многочисленных модов.
Так к чему все это? К тому, что настольная Jagged Alliance — возможно, наш единственный шанс в принципе увидеть новый Jagged Alliance.
Почитайте, что обещают: модульная карта, кооперативная игра для четырех бойцов (но можно и одному, если совсем прижало), бесконечный потенциал при повторных прохождениях, увлекательный микроменеджмент наемников, карты, техника, Дейрдранна и гигантские жуки-людоеды в дополнении (вспомните «фантастический» режим в JA2).
Кстати, обратите внимание, что Jagged Alliance – The Board Game разрабатывается с разрешения THQ Nordic, которой принадлежат права на бренд. Не премьеру ли новой «Джаги» планировали устроить на «Игромире»?