Главная проблема современного веганства — это не надоедливость веганов, приписываемая им стереотипно, и даже не то, что всем, в действительности, наплевать на чужое меню. Главная проблема веганства — это тот факт, что сейчас оно в своей совокупности является обычным проявлением консумеризма, то есть, попросту, потребительства в его самом пресном и унылом виде.
Как человек, который года четыре не ел мясо и был в связи с этим преотвратным вместилищем хвастовства (и кишечных газов), имею полное право на брюзжание.
Изначально вегетарианство было связано исключительно с религиозными практиками и ритуалами. От мяса отказывались индийские архаты и джайны, перейти на растительную пищу мог какой-нибудь монах, ищущий умерщвления плоти, или шаман, пытающийся слиться с тотемным зубром или гусем. Позже, с развитием общества и гуманистических идей, появились персонажи вроде Льва Толстого или мумифицированного шалопая Иеремии Бентама, которым претило есть зверей из-за эмпатии и моральных установок. Все в духе времени.
Потом настало общество потребления и вегетарианство удалось привить и в нем. Загвоздка в том, что все проблемы потребительства как псевдо-идеологии отразились и на желании отказаться от мяса. Точно так же, как яблочные ветви, привитые на грушевое дерево, приносят плоды, соединяющие в себе вкус обоих видов, здесь получается нечто подобное.
Главная опора системы ценностей общества потребления — это демонстративное потребление товаров. Причем, особенно стоит сделать акцент на слове «демонстративное». Важную роль играет повсеместное убеждение в том, что потребляемые человеком блага и вещи характеризуют его как личность и определяют положение в обществе.
И вот тут вегетарианство, подстроившееся под веяния времени, попало в серьезную ловушку. Консумеризм и вегетарианство ужасно удачно дополнили друг друга в комбо. Общество потребления склоняет человека к демонстративному потреблению, а веганизм — идея, которая была завязана на потреблении еще до того, как это стало мейнстримом. Только здесь перед нами пример мышления от обратного: то, что ты не потребляешь характеризует тебя и твое место в иерархии не меньше, чем то, что ты потребляешь.
Веганизм стал до обидного простым проявлением консумеризма. Всего лишь моделью потребления, пользователь которой пытается убедить всех остальных, что он — ого-го, а все остальные — ну, так. Здесь будет уместно привести цитату из Пелевина, даже если вы его терпеть не можете, (окей, никто не любит Пелевина):
«Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции».
Проще говоря, быть веганом — это нисколько не серьезнее и не моральнее, чем быть фанатом Apple или сникерхедом или нердом, угорающим по настольным играм. Но с одним отличием: когда нерд или сникерхед начинает строить всю свою идентичность на основании своего потребления, над ним смеются.
Задроты, чью девственность защищают правила D&D и бабулины свитера и «яблочники», впадающие в религиозный экстаз после анонса нового девайса, вызывают смешок и легкое чувство собственного превосходства (ага, ведь ваша модель потребления гораздо лучше и правильнее). Но над веганами смеются меньше (или, по крайней мере, чаще оскорбляют, чем подшучивают). В чем причина такого перекоса?
Отказ от мяса все еще несет в себе остаточно излучение религиозных практик и моральных метаний великих гуманистов. В нем еще остался пафос и даже оттенок мессианства. Поэтому это парадоксальным образом дает веганам (в отличие от сникерхедов, к примеру) мощную фору. Ведь ты уже не просто выбрал себе модель потребительства и суешь ею людям в их личное пространство, твой консумеризм как бы более морален по определению.
Представьте себе ситуацию, в которой геймеры и любители Apple имели бы козырь в виде «моральности» их потребления. Вообразите, как Лев Толстой рассуждает о высокой нравственности шутеров, а Будда заявляет о том, что количество ачивок в Steam непосредственно влияет на карму. Насколько напыщенными жертвами собственного снобизма были бы геймеры!
Что в итоге?
Веганизм как идея неплох, даже чертовски хорош, но, став массовым, он растворился в консумеризме, словно одинокий кусок мяса в щах из столовки. И у нас тут особо тяжелый диагноз: демонстративное потребление с осложнениями в виде нравственного превосходства. Слишком простой способ почувствовать себя выше и лучше других. Примерно как в первые пару недель моды на крафтовое пиво, когда было достаточно попробовать на пару сортов больше, чем кореша и тут же начать указывать им на то, что они вообще не смыслят в пиве.
Веганизм и общество потребления
Как и положено, людей, которые не едят мяса и при этом не строят на одной только этой детали биографии всю свою идентичность, мало. Нормальных веганов просто по определению не должно быть видно и слышно, они заняты вещами поинтереснее, чем хвастовство котлетами из нута. Как не видно нормальных любителей видеоигр, футбола, хип-хопа, геронтофилического порно и черт знает чего еще. А вот мощная консумеристская прослойка задает тон, как ковер Чувака-Лебовски. Потому что так работает демонстративное потребление: оно никому не сдалось, если у него нет зрителей.