Night In The Woods притворяется инфантильной игрой про зверей, которые живут в своем милом городе в атмосфере пушистого веселья. В действительности же здесь вам расскажут историю о всем нашем поколении, безрассудной юности и жестокой ломке взросления. А когда вы едва отдышитесь, отрежут конечности и оставят подыхать в пустыне метафизики, где безразличный Бог лично скормит вас Дьяволу.
В истории каждого поколения двадцатилетних есть книга. Ей даже необязательно быть гениальной или хотя бы интересной. Но она описывает эту генерацию молодых настолько точно и емко, что если начать подчеркивать верно подмеченные моменты, то подчеркнутой окажется каждая строчка и слово. У поколения X, которому было двадцать лет в 90-е, есть книга с одноименным названием. У тех, кто встретил двадцатилетие в нулевые, есть «J-Pod» все того же Коупленда. Но у тех, кому от 20 до 30 сейчас, не появилось настолько острой и точной книги поколения, которую можно было бы назвать культовой.
Точнее, так получилось, что подобной всеобъемлющей вещью стала видеоигра, и это — Night In The Woods, которая предельно правильно и предельно достоверно передает дух времени. Разве могло быть иначе в пресловутом «2к17»? Обратитесь к Night In The Woods, если душа просит скорее интерактивную книгу, чем игру. Читая диалоги и монологи, вы получите и великолепную историю, и атмосферу, и пищу для рефлексии.
Night in the Woods начинается с того, что в город Поссум Спрингс приезжает кот. Кота зовут Мэй Боровски и ему (потом станет ясно, что «ей») 20 лет, ее выперли из университета где-то там, в Большом Мире, и теперь она вернулась домой. Маленький шахтерский городок сразу начинает душить воспоминаниями и кажется враждебным и уютным одновременно. Мэй селится в родительском доме и встречает своих корешей, с которыми она панковала, пока все они были тинейджерами. Но за прошедшие пару лет друзья, знакомые с детства, повзрослели — у них работа, планы на будущее, бизнес, семейные дрязги, трагическая смерть близких и первые признаки усталости от жизни, которая отравила поколение их родителей.
Мэй осталась большим и, в прямом смысле, лопоухим ребенком, вернувшись в дом, в котором все катится к чертям, но никто не знает, что с этим делать. Единственным знающим человеком (окей, котом) был ее дед, но он умер и своей смертью запустил в сознании Мэй странные пугающие сны и первые по-настоящему взрослые размышления.
Поначалу обманчивый внешний вид игры пытается обмануть вас еще больше. Первые пару игровых дней вы будете гогоча развлекаться с друзьями, перемещаться по этому миру вприпрыжку и надеяться на новые порции веселья и угара. Но в какой-то момент мир игры и история начнут становиться все более и более мрачными и жестокими. Однако произойдет это настолько плавно и постепенно, что сперва вы этого даже не заметите. В конечном итоге это погружение в хтоническую трясину Поссум Спрингс захватит вас настолько, что вы будете с головой захвачены сюжетными поворотами, а в свободное от игры время начнете размышлять, как поступили бы на месте героев.
Еще одна ошибка — мысль о том, что Night In The Woods — это платформер. В действительности перед нами интерактивная книга с сюжетными развилками. 80% времени вы потратите на чтение и только чтение. Вас ждут массы диалогов и объем текста, сравнимый с книгой среднего объема. Остальные 20% — это исследование города (которое все равно связано с диалогами), прогулки с друзьями и мини-игры.
Последние, кстати, многочисленны и захватывают не меньше основной истории. Например, нужно попробовать запустить аккумулятор, вытащенный из машины, или собрать жуткое чучело для хулиганской выходки, или украсть крендели у уличного торговца и накормить ими шелудивых крыс. Большая часть этих упражнений — невероятно глупа и безумно смешна. Кидать тако в морду прожорливому другу-лису — это, возможно, лучшее, что случилось и случится с играми в 2017-м.
Изобразить серьезных и даже глубоких героев забавными зверьми — прием, который вы могли видеть в «Бо Джеке». За внешней наивностью он скрывает две важных вещи. Во-первых, вам гораздо проще сразу понять характер героя, если он привязан к какому-то животному образу. Во-вторых, вам по какой-то неведомой причине, проще сопереживать персонажу-лису или героине в виде нелепой взлохмаченной кошки, чем людям. Вы сразу же начинаете сравнивать их со знакомыми и находить невероятное сходство в поведении. Вы испытаете к ним такую эмпатию, какой, возможно, прежде не испытывали ни к одному персонажу видеоигр.
Все ваши приключения привязаны к тому или иному дню. Здесь вы проживаете день за днем вместе с героиней: просыпаетесь, проверяете соцсети, спросонья чешете мохнатую кошачью задницу и идете шляться по городу, попадая в нелепые истории. Здесь нет никаких заданий, никаких миссий или планов на день. Вы просто идете и каждый день беседуете с каждым попавшимся жителем города. В какой-то момент это может утомить, но игра отблагодарит прекрасными рассказами. За каждым, даже самым второстепенным, персонажем скрывается личная история — обязательно веселая и мрачная одновременно — таков мир Night in the Woods.
Впрочем, вы можете остановиться только на общении с корешами — они и есть двигатели сюжета, — игнорируя даже задушевные беседы с матерью и ежевечерние пару слов перед телевизором с батей. Так вы, скорее всего, пройдете игру за один не слишком долгий вечер. Но реальных историй здесь так много, и они настолько глубоко раскрывают историю города, что хочется узнать все. Часто вас будут вознаграждать за это прогулками по странным местам и знакомством с прекрасными персонажами. Поленившись залезть на крышу, вы лишите себя друга, с которым можно побеседовать о фильмах ужасов. Отказавшись идти в гости к старой подруге, вы никогда не узнаете, насколько в действительности она близка к самоубийству.
Атмосфера, царящая в Поссум Спрингс — это завораживающая смесь «Твин Пикса» и первых «Клерков» Кевина Смита — по-хорошему дурацкие шутки и остроумные беседы о жизни, которые всегда попадают в точку, идут здесь на фоне мрачной безнадеги, обязательно творящейся в маленьких вымирающих городках.
С какого-то момента доля Кевина Смита будет снижаться, оставляя чистую линчевскую тоску и психоделику. Однажды вы обнаружите, что вас незаметно погрузили в историю, полную ужаса и размышлений о метафизике. Вас оставят наедине с мыслями о ничтожности сознания, природе боли и даже смысле религии. Инфантильная Мэй, к которой вы привяжетесь как к милой кошке-дурешке, будет вынуждена искать ответы на фундаментальные и пугающие вопросы бытия. А самое захватывающее в том, что вы даже не поймете, как пришли к этому через массу приключений и веселых моментов, вроде прогулок по кладбищу или шуток о сексе и наркотиках с такими же молодыми, но вынужденными резко повзрослеть кидалтами.
Метаспойлер: сюжет Night In The Woods — это история о Боге, которому безразличен мир, и Дьяволе, который есть, хотя и не существует. Но это неточно.