15 марта на GDC 2016 в Сан-Франциско Sony показала устройство, которое очаровало многих еще в момент анонса — очки виртуальной реальности PlayStation VR. Аксессуар поступит в продажу в октябре текущего года и ознаменует собой настоящий технологический прорыв на потребительском рынке: в обозримом будущем устройства виртуальной реальности могут стать главными посредниками между видеоиграми и игроками. На сегодняшний день это самая перспективная и оригинальная технология со времен появления трехмерной графики.
Но есть и альтернативная точка зрения: вполне возможно, Sony презентовала девайс, который с радостью купят несколько миллионов человек, чтобы потом забросить в пыльный ящик, где его уже дожидаются PlayStation Camera, PS Move и Vita. Отвратительные мужики вспоминают, что стало с другими революционными устройствами, совместимыми с PlayStation.
2003 год, PlayStation 2 и EyeToy
Вроде бы большой успех: с 2003 по 2008 год было продано больше 10 миллионов камер EyeToy. Всего для нее было выпущено около 30 игр, и еще некоторые, изначально не предназначенные для камеры, получили своеобразную совместимость вроде мини-игр и возможности сфотографировать лицо пользователя для аватарки. Стоит ли говорить, что почти все эти и последующие игры для всех камер были сделаны в жанре «быстро попади по движущемуся объекту»?
Всего в мире было продано больше 150 миллионов консолей PlayStation 2. EyeToy, при всей перспективности технологии, купили менее 10% владельцев приставки.
2007 год, PlayStation 3 и PlayStation Eye
Камера в два раза круче, чем EyeToy, а игр, сделанных специально для нее, — в два раза меньше. Зато вышло гораздо больше игр, где ее можно использовать, но не нужно и не хочется. О коммерческом провале говорить не приходится, поскольку без PlayStation Eye не работали контроллеры PlayStation Move, которые спасли ситуацию.
2010 год, PlayStation 3 и Move
Увидев, что людям нравится тыкать палкой в экран (играть в Wii), Sony дала своеобразный ответ Nintendo, попутно создав для Move около 40 игр. Еще примерно в сотню игр была добавлена поддержка аксессуара, но проходить с помощью мигающей палки, например, Heavy Rain — это то еще развлечение.
Игры для Move были довольно веселые; их запускали в пьяных компаниях, включали детишкам (см. серию Wonderbook) и по праздникам, когда надо было чем-то занять толпу гостей.
Со дня премьеры было продано больше 15 миллионов светящихся жезлов PlayStation Move. Тем временем, PlayStation 3 показала результат в 80 миллионов проданных консолей.
Примерно 65 миллионов человек плевать хотели на новаторские решения Sony в управлении весельем.
2013 год, PlayStation 4 и PlayStation Camera
Компактная прямоугольная камера позволяет показать всему Twitch свою комнату во время трансляции, управлять интерфейсом устно и делать другие приятные, но бесполезные вещи. Помимо этого поддержка PlayStation Camera осуществляется парой десятков игр.
За три года — более миллиона проданных экземпляров аксессуара. Сама PlayStation 4 на данный момент достигла отметки в 35,9 миллионов проданных приставок. Большинство игроков вновь не поддерживает передовую технологию. Так в свое время было с PS2 Network Play, в прошлом году — с PS Vita, для которой Sony больше не делает игры, и недавно стало с приставкой PlayStation TV, которую перестали доставлять в Европу и Северную Америку в конце 2015 года.
На общей волне популярности устройств виртуальной реальности Sony анонсирует, что PlayStation VR будет работать только в связке с камерой, а некоторые игры — только с PlayStation Move, будто желая освободить склады, забитые невостребованной футуристической электроникой, заодно оправдывая давние покупки, которые многие пользователи сочли бесполезными. Ах вот оно зачем я все это покупал! Теперь-то заживем! Обещают более 50 игр, и есть основания полагать, что таким это количество и останется на весь цикл жизни устройства — как было с камерами и Move.
Шлем виртуальной реальности — штука не для всех; у кого-то глаза вытекут, кто-то после пяти минут игры будет блевать дальше, чем видит. А кто-то просто не захочет платить 399 долларов + стоимость камеры + стоимость PlayStation Move + стоимость игры, чтобы получить новые впечатления от каких-нибудь Little Big Angry Birds VR. В конце концов, вы можете быть просто не готовы отключиться от реальности — тут все превращается в целый комплекс проблем: нельзя просто так встать и пойти выключить чайник.
Да, наверняка будет несколько достойных игр, но достаточно ли это покупки целой системы устройств, которые вы будете доставать из шкафа раз в два месяца? При всем оптимизме, технологии не стоят на месте, и PlayStation VR может занять достойную нишу между EyeToy и Kinect на наших балконах.