Оригинальная Blasphemous была чертовски поэтична и красива, как полуистлевшая средневековая фреска. Но игралась она настолько душно, что тогда мы вместо рецензии выложили просто подборку гифок из игры — и это был лучший способ познакомиться с ней. А вот про вторую часть уже можно рассказывать. Теперь это не только аудиовизуальный кайф, но и крайне приятная метроидвания. Хотя суть Blasphemous 2 по-прежнему не в геймплее.
Во-первых, Blasphemous 2 — это затягивающая хтонь
Здесь все жутко страдают, божественное Чудо — это на самом деле ужас, а счастливого финала ни для кого не будет. В этом вторая часть просто хватает идею первой и продолжает её высиживать ещё более старательно. Blasphemous 2 не только как Dark Souls, но и как Limbo с Inside, как Soma, как несчастные создания на картинах Гигера, как Иисус на картинах Эпохи Возрождения. Для Blasphemous страдания, проявляющиеся в том числе и в физической форме — это красота и поэзия, а не что-то страшное. Её герои словно наслаждаются своим безысходным положением. И игра здорово заражает этим мазохизмом!
Само собой, настолько заразне Blasphemous 2 не просто так. Разработчикам почти нигде не отказывает чувство вкуса, толковый пиксель-арт с плавными анимациями — это всегда стильно, религиозные отсылки вместе с эпическим размахом действа работают прекрасно, легкая хоррорность и разумная претенциозность на месте, а меланхоличная музыка всё это соединяет. Во второй части разработчики добавили ещё больше родной для них «испанскости», что ожидаемо заиграло с псевдорелигиозным сеттингом.
Слушать и смотреть Blasphemous 2 до жути приятно. В самом важном уровень первой части она выдержала. Почти. Магия рушится только в кат-сценах, которые во второй части почему-то решили сделать в рисованном «мультяшном» стиле, который и по формату выбивается, и чисто технически сделан слабо.
Во-вторых, Blasphemous 2 — история с заделом на интерпретации
В Blasphemous 2 хватает роликов и разговорчивых персонажей. Но говорят все так витиевато, будто бы сами с собой, что приходится интерпретировать и додумывать. Да, прямо как в Dark Souls (а ещё в Blasphemous 2 «костры» есть) — тут все знают о мире больше главного героя, который вообще молчит. Вот и тыкаешься по углам вслепую, наощупь складывая картину в собственной голове. И это тоже часть атмосферы Blasphemous.
У такого подхода хватает и фанатов и противников — я, скорее, в первом лагере — но Blasphemous 2 небезуспешно старается держать баланс. Ее сюжет — не совсем уж набор бессвязных образов, намеков она дает немало. Ключевые повороты игра и вовсе обрисовывает довольно четко, проговаривает, только выводов не делает — тут уж сами. Но даже если лень копаться в лоре, складывать пазлы и лично дорисовывать недостающие фрагменты — следить за историей как за дикой, артовой, фантасмагоричной чепухой тоже будет увлекательно. Не обязательно ее понимать, это просто часть арта.
Но теперь Blasphemus — это ещё и приятная игра
У первой части были понятные, конкретные проблемы: неотзывчивое управление, ваншотящие шипы, дрянной платформинг, однообразные «солсные» бои, почти никакая прокачка. Всё это разработчики исправили.
Прокачку прокачали дополнительными пассивками и способностями. Бои разнообразили тремя видами оружия — со своими комбухами и особенностями, которые ещё и при исследовании мира пригождаются. Управление и платформинг починили — с двойными прыжками и дэшами жить в разы веселее. И шипы больше не ваншотят!
Даже дикую сложность оригинала разработчики аккуратно подобрали, а заодно доработали и логику локаций. В итоге получилась приятная стандартная метроидвания без откровений… сказал бы я, не будь у Blasphemous 2 её дикой атмосферы изящных страданий и сеттинга прекрасного «страдающего ренессанса». Такой комбинации больше нигде нет.
Metroid Dread: хорошая, но очень олдскульная метроидвания с дурацким стелсом