7 февраля вышел ремейк одной из самых значимых игр эпохи PlayStation 2 — Shadow of the Colossus. Рассказывать о величии этой игры — все равно что пытаться объяснить насколько высок Эверест человеку, который ни разу не был в горах. Дело это пустое и бесполезное. А вот постараться вникнуть в сюжет трилогии, частью которой и является Shadow of the Colossus — куда интереснее.
Мы расскажем о том, как поняли аллюзии Фумито Уэда, и что за ними скрыто, а вы уж сами решайте справедливо это или нет.
Скромный японец Фумито Уэда похож на Дэвида Линча тем, что никогда не разжевывает фанатам сюжеты своих игр. На первый взгляд, его истории — очень простенькие и умещаются в одно предложение. Но поклонники игр Уэда, начиная с выхода первой части, вышедшей в 2001 году под названием Ico, не перестают искать в них второе дно.
Возможно, его там и нет, а возможно, есть. Связь, которую обнаружили фанаты между Ico и Shadow of the Colossus, и которую позже подтвердил сам Уэда, предполагает скорее второе. Да и то, что создатель серии Souls Хидэтака Миядзаки вдохновился на создание своих игр именно Ico, тоже намекает на небезосновательность совпадений. Поэтому мы осмелились выделить кусочки пазла из трех игр: Ico, Shadow of the Colossus и The Last Guardian и сложить их в цельную картину, которая хотя бы немного прояснила происходящее.
Внимание, далее будет много спойлеров к игре, вышедшей 13 лет назад. Срок годности на них давно вышел, но если вы до сих пор не прошли ее, пеняйте на себя.
История Shadow of the Colossus начинается с того, что молодой человек по имени Вандер везет мертвую девушку в храм, стоящий в проклятых землях, где обитает некая сущность, именуемая многими как Дормин. Юноша заключает с ней соглашение: он убьет 16 колоссов, а Дормин оживит девушку. Естественно, в итоге обещание оказывается не тем, чем кажется: Дормин использует тело Вандера как сосуд для своего освобождения, и только шаман, прибывший под самый конец ритуала, изгоняет демона. Стоп. Кто такой шаман и откуда он взялся? Обо всем по порядку.
Представьте, что в мире существует сила, обладающая беспрецедентной властью. Она способна подчинять себе существ, наделять вечной жизнью или безграничным могуществом своих прислужников. Для нее практически нет пределов, кроме одного — чтобы существовать ей нужен источник, а источником служат человеческие жизни.
Представителем такой силы и является Дормин, и он же отсылает нас к Библии. Если перевернуть имя Дормин, то получится «Нимрод» — именно так звали царя, решившего построить Вавилонскую башню, дабы посрамить могущество Бога. Храм, расположенный посреди проклятых земель, напоминает башню, своим центром стремящуюся к небесам. В этом храме заключен дух, противостоящий шаману, который олицетворяет собой связь с божественным началом. Так Дормин подобно Нимроду бросает вызов всеми признанному богу. Но тогда кто такой этот шаман?
Во вступительном ролике Вандер, положив девушку на алтарь, говорит, что ее принесли в жертву. Когда в проклятые земли пребывает шаман в сопровождении свиты, он подходит к мертвой Моно очень близко. Очевидно, что он знал ее. Не исключено также, что его рукой она и была умерщвлена (иначе зачем бы он скакал в такую даль?), а седые волосы на голове шамана говорят о том, что он мог приходиться ей отцом, что, в свою очередь, напоминает трагедию Еврипида «Ифигения в Авлиде».
По сюжету этой пьесы царь Агамемнон собирается принести родную дочь в жертву. Этого, по словам провидца, требуют боги для успешного похода на Трою. Агамемнон решается убить собственное дитя, но передумывает, когда становится слишком поздно. Жена и дочь, приехавшие к царю, узнают о его планах и уличают в жестокости.
Ахилл, желающий защитить Ифигению, в приступе ярости намеревается убить своего господина, но дочь Агамемнона, не желая междоусобицы, добровольно идет под нож. Однако вместо того, чтобы стать очередной безвольной жертвой, она возносится к богам, а паруса ахейцев наполняет попутный ветер.
В Shadow of the Colossus Вандер, как и Ахилл, противится жестокой церемонии. В отличие от последнего, он не поднимает руку на повелителя, но нарушает ритуал и похищает девушку. Вместе с ней он похищает волшебный меч, явно зная о его необычных свойствах. Этот меч станет ключом к освобождению Дормина и его великой силы, а значит имеет к ней прямое отношение.
По сути, мы с самого начала играем за злодея, но узнаем об этом только в конце. Игра на это тонко намекает, постоянно терзая подспудным вопросом: «А все ли я правильно делаю?». Огромные величественные колоссы, внушающие страх издалека, вблизи, когда вы на них забираетесь, смотрят в камеру добрыми аквамариновыми глазами. И ощущение того, что ты здесь настоящее зло лишь усиливается. Впрочем, такое ли уж зло — это мы еще посмотрим.
Темой Shadow of the Colossus, как и двух других игр, стал договор между человеком и бесформенной всемогущей тьмой. Вандер заключает сделку с Дормином, и, когда та срывается, часть тьмы остается в рогатом младенце, в которого превратился Вандер.
Скорее всего (дальше пойдут исключительно мои рассуждения) мальчик вырос и каким-то образом выбрался из проклятых земель вместе с Моно, или же оставил ей потомство. В любом случае, от него родились дети. Часть из них несла «ген» тьмы, который переходил к наследникам вместе с рогами. Эти потомки попали и обосновались в деревне, жители которой посчитали рога проклятьем и стали приносить таких детей в жертву темной королеве, носившей тот же отпечаток власти, что и Дормин. Они как бы заключили с ней договор: проклятые детей в обмен на неприкосновенность.
Королева высасывала из детей жизненные соки, чтобы продлевать себе жизнь, и оставляла в них только тьму, доставшуюся им от Дормина. «Проклятые» превращались в призраков, служащих той же силе, от которой они сами произошли. Откуда взялась эта сила? Никто не знает, но все, кто к ней причастен, носят один и тот же знак, который как печать остается с ними навсегда — это рога.
Рогатыми были и Дормин, и Ico, и Трико. Из многочисленных картинок, показанных во время загрузки The Last Guardian, несложно догадаться, что существа, похожие на Трико, были выведены путем долгой селекции и скрещивания различных видов животных. Их светящиеся голубым рога также говорят о том, что эти существа подчинены все той же темной силе. Голубым светились глаза Дормина, голубой ореол окружал королеву, голубое сияние испускал Повелитель долины.
Тьма накладывает на людей свой отпечаток, но и люди принимают от нее дары, несущие часть безграничной власти, которой та обладает. И, как правило, только эти дары могут погубить тьму. В Ico — меч королевы (и рогатых рыцарей), убивающий черных призраков. В Shadow of the Colossus — ритуальный меч шамана, способный как освободить, так и заточить Дормина. В The Last Guardian — магическое зеркало, управляющее силой Трико. Получается, что тьма всегда отдает часть своей силы приспешникам. Она делится ей с теми, кто ей благоволит. Что же тогда в ней такого злого? Получается, что ничего.
За все три игры тьма никогда не была инициатором насилия. Темная королева жила в своем замке и ни на кого не нападала, пока из саркофага не выбрался Ico. Дормин был заточен в телах 16 колоссов. За что? Мы не знаем. Совершил ли он преступление или шаман однажды решил избавиться от тьмы? Игра нам об этом не сообщает. Долина в The Last Guardian построена людьми — об этом говорят многочисленные лифты и проходы человеческого размера. А значит те, кто строили башню, знали о жертвах необходимых Повелителю долины. Все изменил безымянный мальчишка. Мораль в данном случае относительна.
Идея, которая, на мой взгляд, прослеживается в трилогии заключается в том, что не бывает абсолютно хороших или плохих материй в принципе. Что есть зло? Власть? Сила? Но разве не сила правит миром? А другие могут лишь приспосабливаться к ней до тех пор, пока не убьют ее, подаренным ей же оружием. Но и сила — ничто без тех, кто ее кормит. Вечный дуализм тьмы и света, представленный в необычной форме. И если вы его еще для себя не открыли, срочно приобщайтесь и бегите за ремейком Shadow of the Colossus.