8 февраля в российский прокат выходит новый фильм режиссера Пако Пласа («Репортаж», «Ромасанта: Охота на оборотня»), мистический хоррор «Уиджи: Проклятие Вероники» про неудавшийся спиритический сеанс, плавно перетекающий в классический случай одержимости.
Дмитрий Соколов, хоррор-эксперт «Отвратительных мужиков», объясняет, почему это кино определенно заслуживает внимания.
Мадрид, самое начало 1990-х. Вероника (Сандра Эскасена) — вечно занятая старшеклассница, живущая с матерью-одиночкой и постоянно погруженная в заботу о двух младших сестрах и брате. Однажды во время солнечного затмения Вероника и две ее подруги решают поиграть со спиритической доской Уиджа, но что-то идет не так, и девушка испытывает странный приступ, когда пытается поговорить с духом умершего отца. С этого момента ее жизнь становится все более пугающей, поскольку кто-то (или что-то) из загробного мира теперь пытается завладеть ее душой.
Пако Пласа — яркий представитель новой волны в испанской школе хоррора, поднявшейся во второй половине 2000-х благодаря его собственному фильму «Репортаж». Тот, в свою очередь, стал самым известным жанровым продуктом киноэкспорта из Испании за последние десятилетия, породив не только вереницу сиквелов, но и голливудский ремейк.
Испанские хорроры Уиджи: Проклятие Вероники
В своем новом фильме Пласа, однако, избрал не только классическую для хоррора тему — одержимость злыми духами — но и традиционную форму, без заигрываний с «найденными пленками» или псевдодокументалистикой. При этом сюжет основан на реальной истории испанской девушки, умершей вскоре после спиритического сеанса, хотя многие детали в сценарии, конечно, изменены или опущены. Пласа, впрочем, и не стремится к максимально точному воспроизведению всех подробностей дела. В его руках (а он здесь не только режиссер, но и сценарист) вся история приобретает довольно неожиданный оттенок.
В числе главных достоинств ленты, безусловно — отличный кастинг: молодая Сандра Эскасена отлично справилась с ролью обычной девушки, медленно проваливающейся в мистический кошмар, которому нет никакого разумного объяснения. Ее мать, в исполнении известной актрисы Аны Торрент («Дипломная работа»), хотя и задвинута сюжетом на второй план, тоже играет вполне убедительно. Второй успех фильма — грамотно нагнетаемый саспенс. В отличие от типичных американских хорроров, полагающихся на jumpscares, здесь работают с персонажами и атмосферой. Про классические «пугалки» режиссер, конечно, не забывает, но нам довольно быстро дают понять, что это история, в центре которой — люди, а не призраки или демоны.
Из более мелких плюсов — запоминающийся саундтрек (за песни отвечают испанские рокеры Heroes del Silencio) и операторская работа: снято все красиво, местами даже очень, и нередко используются не вполне ожидаемые в жанровом кино приемы: от игр с картиной в квартире до прохода Вероники по улице, когда страницы книги превращаются в тротуар под ее ногами.
Что до недостатков, то глобальных проблем у фильма нет, хотя кое-где чувствуется плохая проработка некоторых сценарных деталей. И если слабое присутствие матери в сюжете еще как-то разумно объяснено, то поведение подруг, внезапно исчезнувших с горизонта, объясняется мимоходом, что в контексте истории смотрится странно. В некоторых важных моментах героиня совершает не вполне понятные поступки. Но это, опять же, в большинстве случаев получает дальнейшее объяснение.
Эти досадные мелочи, к счастью, не портят общее впечатление, и многие вряд ли вообще их заметят. Пако Пласа смог внятно рассказать не просто очередную байку про опасности спиритических сеансов, а весьма мрачную историю о взрослении, отнюдь не случайно поставив превращение девушки в женщину в параллель с одержимостью. «Уиджи: проклятие Вероники» — это отличный slow-burner, который, определенно, стоит посмотреть всем неравнодушным и к хоррору вообще, и к его европейской (в частности, испанской) разновидности.