В 1998 году, когда российская игровая пресса уже похоронила жанр тактических игр (за год до этого как раз закончился оригинальный XCOM, и начался позор), испанская студия Pyro выпустила игру про маленький отряд диверсантов, которые саботируют немецкие операции времен Второй мировой войны. Каждый герой обладал уникальным, неизменяемым набором навыков, что не придавало игре реалистичности, но это было и не нужно, потому что замысел работал блестяще.
Плавать мог только парень с аквалангом, водить — только водитель, стрелять из винтовки — только снайпер. Фашистов-часовых было много, они видели коммандос издалека и могли подолгу их преследовать — поэтому большую часть времени герои проводили в положении лежа, из оружия чаще пользовались ножами и старались не оставлять лишних следов на снегу и песке. Commandos была своего рода головоломкой, стелс-экшеном в изометрии — здесь не было ни параметров, ни базы, ничего того, с чем ассоциируются у вас XCOM или Jagged Alliance.
Удивительным образом ни самой Pyro, ни кому-то постороннему (была, например, Desperados от Spellbound) не удалось как следует раскачать изначальную концепцию Commandos. Уже во второй части появилась масса компромиссов — инвентарь, возможность плавать, водить и даже переодеваться во вражескую форму для всех героев; к третьей части стало скучно; в четвертой Commandos зачем-то превратили в шутер про войну; компания уволила кучу сотрудников и перепрофилировалась в разработчика мобильных игр.
Иными словами, первая и главная причина играть в Shadow Tactics состоит в том, что такие игры уже давно никто не делает.
Самурай, ниндзя, воровка и еще пара героев в кимоно маневрируют в густом потоке вражеских зеленых треугольников, распоряжаясь скромным и строго ограниченным инвентарем. От миссии к миссии состав участников теневых движений меняется: выбирать нельзя, игра сама определяет, кем вы будете управлять на следующем задании. Постоянные кадровые рокировки оправдывает сюжет. Первый сегун Токугава собирает верных бойцов, чтобы выследить и устранить заговорщиков, следы которых разбросаны по всей стране. Географически Shadow Tactics довольно непредсказуема и бросает из зимних лесов в летние скалы, все время предлагает новую детализированную картинку, которую интересно рассматривать и ковырять курсором.
Каждый уровень игры предлагает определенную ситуацию чаще не из вражеского тыла, а из повседневной жизни замков и местечек. Медленно кружит патруль, двое в соломенных шляпах у ворот, группа гражданских у алтаря; один иногда встает и ходит к колодцу. Визуально флегматичные события Shadow Tactics способны довести до исступления и заодно выработать в игроке железное терпение. Следить за повторяющейся анимацией охранников, ждать лучшей возможности проскользнуть в телегу, которая позволит сэкономить время (она тоже колесит туда-сюда) — одна сторона Shadow Tactics. Другая сторона — оперативные действия с элементарной возможностью программировать синхронные действия диверсантов, когда нужно, например, задушить двух следящих друг за другом врагов в разные кусты.
Shadow Tactics удобно описывать как «клон Commandos, но про ниндзя», хотя это, конечно, несправедливо. Это сильная жанровая игра — другое дело, что жанр в принципе представлен тремя продуктами, а по-настоящему помнят и любят всего один. И Shadow Tactics ближе всего к концепции той самой волшебной игры 1998 года. Но Commandos стала расти вширь, уже во второй части дала возможность обыскивать убитых немцев, использовать их форму и оружие и в целом злоупотреблять инвентарем. Shadow Tactics откатывает эти наработки и уводит изначальную идею шпионского пазла вглубь. Исходную стелс-механику обогатили другими частностями: врагами, которых может убивать только определенный герой; многочисленными гражданскими, которые обязательно настучат охране; коровами, которые лягают патрульных наповал; валунами, которые можно скидывать на головы прохожим.
Обилие подчеркнуто заметных рычагов, за которые можно дергать эту игру, рано или поздно заставит вас вспомнить Assassin’s Creed — и это совершенно нормально. В дизайне Shadow Tactics есть определенная предсказуемость, и происходящее ближе к аттракциону, чем к хардкорной тактической симуляции. На пути сегунских клинков все расставлено так, чтобы игроку было весело, и дорога к цели не требовала досконального изучения не очевидной карты — и без того неспокойно. В этом смысле Shadow Tactics подвергла первоисточник серьезной ревизии —возможно, именно эту формулу стоило применить Pyro Studios, чтобы спасти себя и свой коронный сериал.
Выключая глубокую аналитику и ностальгию, Shadow Tactics обладает еще одной важной особенностью: есть не нулевая вероятность того, что вы ни черта не знаете о японском ренессансе — вот прекрасная возможность погрузиться в (несколько романтизированный, но все же) контекст, а потом пойти и почитать что-нибудь по теме. На Disgusting Men эта игра уже заслужила серию эфиров, на которых мы говорим о Японии периода Эдо — в 2016 году далеко не каждая новинка способна дать повод для светской беседы.
Shadow Tactics в продаже с 6 декабря для Windows и OS X.