10 лет назад вышла игра Shadows of the Damned: безумный ремикс «Божественной комедии» от мэтров японского геймдева — Гоити Суды, Синдзи Миками и Акиры Ямаоки. Игра получилось такой, будто разработчики просто проверяли, насколько далеко они смогут зайти, не получив при этом отказ от издателя. Самое время вспомнить самые яркие детали Shadows of the Damned, сделавшие ее незабываемой. 

Бешеное вступление

Shadows of the Damned во всем ходит по грани. Это и жуткий хоррор, и черная комедия, а ее главный герой — гротескно, по-дурацки крут. Игра в первые же минуты четко показывает, что она собой представляет. Гарсия Хотспур — охотник на демонов, с первых секунд он мочит монстров и грязно матерится, подмешивая в английскую речь испанские словечки, словно карикатурный бандито из фильмов про наркокартели. 

Вернувшись с охоты домой, он видит свою девушку повешенной: ее плоть рвется на части и наружу лезут демоны. А еще через минуту появляется сам хозяин ада — Флеминг, забирающий девушку собой. И Гарсия незамедлительно ныряет за ним. Он несется по «адскому шоссе» на байке под хард-рок и чуть ли не с ноги вышибает адские врата. Все это помещается буквально в первые пятнадцать минут Shadows of the Damned.

Демон Джонсон и его Big Boner

Самый яркий персонаж Shadows of the Damned — демон Джонсон, лучший друг главного героя. Он его Вергилий — проводник и наставник, который при необходимости еще и в стволы превращаться умеет. Ну и вместо философских стихов у Джонсона матершина под стать самому Хотспуру и саркастичные комментарии для любой ситуации — все сцены с ним прекрасны.

По ходу игры Джонсон расскажет все про ад, который в Shadows of the Damned выглядит как уютный, но мрачный европейский городок. Он с удовольствием поведует, как тут все устроено: почему демоны боятся света, который источают козлиные бошки, почему головы младенцев любят есть клубнику и мозги. Ну и про свою оставшуюся в аду родню Джонсон с радостью поболтает, например, про одноглазого Уильяма — приемного сына первого мужа тетушки Джонсона, который родом из Украины. 

Но пик связанных с местным Вергилием шуточек — оружие Big Boner, или попросту «большой стояк». Чтобы его активировать, нужно всего лишь позвонить в адский секс по телефону. Джонсон так возбуждается от грязных разговоров демонесс, что превращается в неприлично длинную пушку — настоящую, способную валить гигантских демонов.

Боссы и их поучительные истории

Боссы в Shadows of the Damned выглядят дико — в лучших традициях Silent Hill и подзабытой хоррор-серии The Suffering. Сначала об этих ребятах мы ничего не знаем, мы встречаем их внезапно и просто офигеваем от сумасшедшего облика и повадок. Но со временем игра подробно раскрывает истории этих существ. Делает она это в формате крайне мрачных, но поучительных «детских» сказок в духе «Девочки, наступившей на хлеб» Ганса Христана Андерсена. Так мы и узнаем, как обычный человек может попасть в ад и превратиться в столь жуткое создание. 

К примеру, Джустин Диванджело — молчаливая танцовщица с огнеметами — в прошлом была популярной оперной певицей, которая считала себя уродливой и не могла смириться со своим лишним весом. Ее комплексы зашли так далеко, что она прокляла себя, решив, что ее «голос может отправляться в ад» — взамен на красоту. В итоге Джустин была найдена мертвой с разорванным горлом и собственными голосовыми связками в руках. Зато в этот момент она была удивительно стройна и красива. 

Дружелюбный торговец Кристофер

Серия Resident Evil доказала, насколько может быть важен харизматичный торговец в игре. Можно забыть детали сюжета или даже целые уровни Resident Evil 4, но фраза: «What are ya buying» не выветрется из головы никогда. 

В Shadows of the Damned главная валюта — это кристаллы. Их пожирает Кристофер, помесь демона и человека (при этом человек он по папе), жуткое человекоподобное создание с рогами, огромным ртом, полным острых бритва зубов, и отвратительно длинной шеей. Кристофер обладает спокойным высоким голосом и «простачковым» южным акцентом. Рядом с ним всегда безопасно, он готов помогать Гарсии и направлять его. Правда, при виде кристаллов Кристофер так жадно набрасывается на них, что может запросто проглотить руку главного героя по локоть — хорошо, не откусывает! Роль Кристофера в сюжете мала, но запоминается он похлеще самого главного злодея Shadows of the Damned. 

Дурацкий сайд-скроллер

Shadows of the Damned иногда меняет жанр и ненадолго превращается в простенький сайд-скроллер — Гарсия летит слева направо и расстреливает врагов, лавируя в воздухе. Элементарно (и даже немного кривовато) в плане геймплея, но стилистически — великолепно. Выглядит все словно немного неряшливый картонный театр. При этом в таких эпизодах включается уморительно-идиотское звуковое оформление — забавная, но в то же время меланхоличная музычка, и звук детского пистолета на батарейках во время стрельбы. 


Но все перечисленные и оставшиеся за рамками текста безумства не отменяют того факта, что Shadows of the Damned — еще и просто хорошая игра. Она удачно построена на разогнанной и прокаченной механике Resident Evil 4 — в ней приятно стрелять и взрывать демонам головы, в ней хватает интересных врагов, она достойно поставлена и даже бывает жуткой. Да и все сумасшедшие детали не разваливаются на набор гэгов, а создают цельное произведение — чем глубже погружаешься в ад Shadows of the Damned, тем больше веришь в эту абсурдную, но работающую систему.

Shadows of the Damned — это настоящий ААА-артхаус, что как раз в стиле Гоити Суды, который руководил проектом и писал для игры сценарий. Впрочем, получившаяся игра лишь отчасти отражает оригинальную задумку, ведь в процессе разработки она поменялась так сильно, что Суда и Миками были даже расстроены результатами. Страшно представить, какой Shadows of the Damned могла бы быть!