The Callisto Protocol — это идейный наследник Dead Space от, собственно, создателя Dead Space Глена Скофилда. С первых показов игру в сети почему-то начали страшно хайпить, сравнивая с прародителем. Вот только не с тем, который вышел в 2008 году, а с его ностальгической копией из замутнённых временем воспоминаний. В итоге The Callisto Protocol оказалась наследницей именно настоящей Dead Space — примерно с теми же проблемами и на том же уровне качества.
События The Callisto Protocol разворачиваются в космической тюрьме «Чёрная жесть»
Расположена она на спутнике Юпитера — Каллисто. Условия содержания в «Жести» — реально жесть. С надзирателями-мучителями и мутными медицинскими вмешательствами в тела заключённых. Главный герой — космической дальнобой Джейкоб — попадает за решётку случайно, но насладиться тюремной романтикой толком не успевает. В считанные часы после его прибытия на Каллисто случается что-то жуткое. В результате всё горит, заключённые и персонал порваны на части, а по коридорам бегают зомби-мутанты.
Поначалу цель простая — свалить подальше. Но со временем становится понятно, что перед побегом неплохо бы разобраться, что тут вообще происходит, а то и смысла «спасаться» нет. Как и в оригинальной Dead Space, сюжета в «Каллисто» минимум. Сценарий хоть как-то раскрывается только через издевательски короткие аудиодневники (некоторые длиной буквально в несколько секунд), разбросанные по всей тюрьме. Лишь под конец картинка складывается, вселенная игры обрастает лором и заделом на продолжение банкета. Спойлерить не буду, но сценарные повороты снова заставят вспомнить о Dead Space.
Можно ли в итоге критиковать игру за почти полное отсутствие сюжета? Ещё как! Особенно в контексте того, что разработчики наверняка потратили немалые деньги, чтобы привлечь на главные роли Джоша Дюамеля и Карен Фукухару и заставить Unreal Engine 4 выдавать фотореалистичные лица с живой анимацией. А толку? Но ведь с сюжетом и в оригинальной Dead Space всё было так же. Большую часть игры Айзек Кларк молча размазывал некроморфские бошки железными говнодавами, а вся эта телега с Церковью Юнитологии выплывала лишь под самый конец. И боевому хоррору это, честно говоря, простительно.
The Callisto Protocol пугает теми же методами, что и Dead Space — и они не работают
Тут мы тоже бродим по обшарпанным, забрызганным кровью и говном коридорам, пугаясь шорохов и выпрыгивающих монстров. Вернее, мы должны пугаться, но что-то не получается. Большой вопрос — почему?
Возможно, классические скримеры, подвывания тварей из-за угла и мигающие лампочки просто себя изжили, а то и никогда толком не работали. Или же дело в том, что я хорошо помню всё ту же Dead Space, и пугалки получаются слишком уж знакомыми. А может быть, дело и вовсе в дизайне.
Меня и оригинальная Dead Space не пугала, но неуютно в ней всё же было. И во многом благодаря дизайну окружения. Корабль «Ишимура» был спроектирован настолько грубо и утилитарно, что наверняка выглядел хоррорно и в свои лучшие времена — без кишков на стенах. Происходящее визуально напоминало фильм Event Horizon, высокотехнологичный, но какой-то грязный и безысходный сай-фай. С другой стороны, конечно же, некроморфы. Искуроченные переломанные человеческие тела, копошащиеся в темноте, жаждущие отрезать тебе ноги какими-то острыми наростами — это мощный плюс к атмосфере «Да ну нахер».
А The Callisto Protocol в этом плане — дженерик. Игра выглядит восхитительно, разнообразие и детальность локаций в порядке, но собственного яркого визуального стиля у неё нет. Это уже усреднённый современный сай-фай, местами вообще отдающий «Масс Эффектом». А монстры хоть и местами косплеят некроморфов, всё же проигрывают им в отвратительности и шока не вызывают. В этом плане игра ближе к Resident Evil, чем к Dead Space. Впрочем, за исключением неработающих пугалок — это не большая проблема. Потому что в случае с The Callisto Protocol пресность дизайна искупается великолепной работой со светом, шикарнейшим звуком (это почти ASMR) и действительно мощным графоном, который не стыдно называть «текущим поколением».
The Callisto Protocol — игра тупая, но весёлая
В этом плане она не проигрывает Dead Space, хоть в ней и нет своей мощной селлинг-механики вроде отстреливания конечностей монстрам лазерным резаком. Тут мы шмаляем в мясо из грубого грохочущего оружия и остервенело лупим по нему сначала ломом, а потом футуристической полицейской дубинкой. При это кровища льётся литрами, а конечности всё равно разлетаются во все стороны. Также игра позаимствовала из Dead Space возможность топтать побеждённых врагов, чтобы из них сыпался лут. И это чертовски приятно! Потому что тактильно сочно и воспринимается как мощнейший победный жест. Невозможно устоять и не затоптать в фарш побеждённого босса.
Но есть в боевой системе и неоднозначный момент. The Callisto Protocol долгое время напирает именно на ближний бой, а потому в ней ей система уворотов, которая понравилась не всем. Ещё до атаки врага нужно держать вправо или влево и персонаж гарантированно увернётся. Если вы увернулись влево, но монстр фигачит комбо и снова замахивается, то теперь нужно нажать вправо — и так далее. Есть ещё идеальные увороты, контратаки и блоки, но без них можно прожить — суть вот такая элементарная.
Некоторым игрокам не понравилась простота этой механики — даже направление атаки врага угадывать не нужно! Но для динамичного боевого хоррора такие упрощения подходят вполне себе — это линейная одиночная игра про веселье, а не солс-лайк. Другие же отметили, что такая система уворотов не работает в боях с толпами врагов — уворачиваться-то Джейкоб может только от одного врага, а другие в этот момент ему спокойно могут спинку почесать. Отчасти это так, но не совсем.
У принятия боевой системы The Callisto Protocol три стадии
Поначалу враги редко ходят группами, битвы случаются преимущественно один на один. В этот момент боевая система кажется просто странноватой. Да, есть ощущение, что всё как-то слишком просто. Впрочем, лупить со всей дури по зомби-бошкам чем угодно в The Callisto Protocol очень приятно, это становится понятно сразу. Свою кровавую яростность игра продаёт успешно.
Затем враги начинают гоп-стопать Джейкоба группами, а у него только дубинка и хилый непрокаченный пистолетик. Если дропнуть игру в этот момент, то можно так и остаться с мнением, что она — говно, а боевая система в ней сломана. Но длится это не так уж долго — буквально час.
А затем Джейкоб разживается дробовиком и кинетическим модулем, вот тогда-то The Callisto Protocol и раскрывается. Если совмещать весь арсенал героя, то в боях с толпами никаких проблем нет: кого-то хватаешь телекинезом и швыряешь на шипы, в кого-то пуляешь взрывным газовым баллоном, кому-то отстреливаешь ногу, а кого-то бьёшь по башке дубиной — эффектно и весело! Ближний бой становится частью «большой» боевой механики и перестаёт быть её основой.
Впрочем, это не значит, что проблем совсем нет
В ближнем бою камера фиксируется на противнике и не хочет от него отлипать, пока ты его не добьёшь — увороты работают тоже только против него. Фактически, вступив в ближний бой, ты полностью теряешь возможность хоть как-то контролировать толпу — само-собой в массовых замесах это раздражает и мешает. Ну а при попытке убежать от стада мутантов, становится очевидно, что атаки врагов слишком уж сильно магнитятся к герою. Это делает некоторые сражения душными. Но фана в игре всё-таки значительно больше, так что сильно впечатления не смазываются.
Однако во второй части (если она будет, у первой результаты пока скромные) определённо есть, что доработать. И речь не только о контроле толпы — было бы неплохо добавить и хоть какую-то геймплейную постановку. В игре нет ровно ни одной интересной ситуации. Просто арены с зомбаками. Если зомбаков много — обязательно будут шипы, резаки и пропасти, чтобы их туда швырять. Вот и вся фантазия. К десятому часу прохождения это начинает немного утомлять.
Ну и хорошо бы в следующий раз увидеть нормальную оптимизацию. Сейчас проблемы со статтерами и падением кадров на ПК и Xbox уже не такие серьёзные (после парочки-то патчей весом в десятки гигабайт), но и до идеала пока далеко.
The Callisto Protocol ощущается как игра из эпохи Xbox 360. Это брутальный кровавый боевик — не очень продолжительный, не обременённый какими-то прорывными идеями и абсолютно линейный.
На самом деле, при всех минусах The Callisto Protocol, она и вправду тянет на звание мессии одиночных игр в 2022 году, потому что вот именно так сейчас уже особо не делают. Разве что сезонный пропуск немного картину портит. Ну а в том, что мессия — это тупой, но красивый боевичок на семь из десяти, есть определённая ирония, в такие времена живём.
Невозможно развидеть: пять великих (и мерзких) сцен из Dead Space 2