2 сентября вышла The Last of Us Part 1 — ремейк обласканной всеми игры 2013 года о «грибном» зомби-апокалипсисе. Оригинальная The Last of Us уже получала ремастер для PS4 (и это лучшая игр про передвигание ящиков по версии Александра Каныгина), а сам ремастер — патч для PS4 Pro. Поэтому до релиза многие задавались вопросом, насколько ремейк вообще нужен. Но это не единственный острый момент — из ремейка вырезали мультиплеер (это очень плохо), а геймплей не стали менять вообще никак (это не так однозначно). Но что в итоге с основной игрой и графикой, ради которой всё и затевалось?
Графика в The Last of Us Part 1 — великолепная
Картинка ремейка на стадии его продвижения вызывала вопросы — не все скриншоты демонстрировали такую уж впечатляющая разницу в сравнении с ремастером для PS4. Иногда было не так просто определить, где старая версия, а где новая. И отчасти это связано с тем, что в некоторых случаях зачем-то сравнивались кадры из кат-сцен, которые в оригинальной игре — всего лишь пререндеренные ролики. Разумеется, в них уровень детализации выше, чем в самой игре! А вот в ремейке всё честно, всё на движке. Графика при этом всё же вышла на новый уровень, как и обещали разработчики. А если не верите — посмотрите огромный технический разбор Digital Foundry, который игру продает куда лучше самой Sony.
Детализация персонажей (особенно бороды Джоэла) и лицевая анимация в ремейке «в среднем» на впечатляющем уровне второй The Last of Us, которой мы как-то посвящали целый выпуск подкаста. А где-то и лучше. Местами игра бьёт прямо в фотореализм (особенно бородой Джоэла), так что будущие фанаты сериала от HBO, ради которых ремейк очевидно и выпущен, разочарованы не будут. А вот фанатов оригинала всё-таки может разочаровать не просто более графонистая, но и действительно постаревшая подруга Джоэла — Тесс. В основном герои в ремейке просто прибавили в деталях и стали выглядеть реалистичнее, но у Тесс почему-то совершенно другое лицо.
The Last of Us ещё на на PS3 выделялась освещением — разумеется, в ремейке оно стало ещё лучше, а значит и каждая сцена прибавила в глубине. Локации стали куда детальнее. Да, их «читаемость» в некоторых случаях снизилась, некоторые места вообще изменились до неузнаваемости, но игра-то предельно линейная — заблудиться в ней особо негде, даже если очень стараться. А выглядит всё гораздо насыщеннее и красивее — всё не зря.
Разбирать графические улучшения The Last of Us Part 1 можно долго, но главная мысль — это одна из самых красивых игр на консолях сегодня. И если в 2022 году вы изголодались именно по дорогому визуальному ААА-лоску — на ремейк точно стоит обратить внимание.
А вот производительность ремейка лично меня не порадовала
Специалисты из Digital Foundry в отдельном ролике говорят, что у The Last of Us Part 1 с производительностью в целом порядок и стабильность. Но я почему-то увидел другую картину. Не буду утверждать, что с игрой что-то не так — просто почитайте, какой опыт был у меня и имейте в виду, что и такое бывает.
В режиме той самой «производительности» игра большую часть времени работает в разрешении 1440p, но не при «точных» шестидесяти кадрах в секунду — она в них только целится. И у меня не попадает! Очень редко ремейк работает гладко, куда чаще возникает ощущение, что он еле выдаёт тридцать кадров. Но что ещё хуже — кадровая частота постоянно скачет, что для глаз крайне неприятно. Особенно это заметно, когда выходишь из закрытой локации на свежий воздух. Конкретно на моём телевизоре и мониторе глаз режет ещё и ужасный тиринг — изображение постоянно «рвется», как при выключенной вертикальной синхронизации.
Режим «качества» ещё хуже — в нём игра работает в 4К, но целится уже лишь в сорок кадров на экранах с частотой в 120 Гц (как в моём случае), и в тридцать на 60-герцовых экранах. Чёткость, само собой, заметно выше и выглядит всё восхитительно, но кадровая частота скачет так же бодро, как и в режиме качества. Просадки иногда такие, что хочется сказать просто и прямо — игра тормозит. И это при том, что The Last of Us Part 2 вполне себе стабильно работает на обычной советской PS4.
В плане производительности мой личный опыт таков — в ремастер для PS4 играть приятнее. Он на PS5 работает идеально и выдаёт стабильные шестьдесят кадров в любой сцене. К картинке более низкого качества после ремейка привыкаешь быстро. К «тормозам» же привыкать приходится значительно дольше. Мой телевизор не поддерживает модную технологию VRR, с ней-то фреймрейт игры вообще разблокируется — возможно, в таком режиме игра будет работать куда плавнее, а тиринг исчезнет, как слёзы под дождём. Но отмечу, что с другими эксклюзивами Sony у меня таких проблем не возникает и без VRR.
Что же до геймплея — он действительно не изменился вообще никак
Не считая настроек доступности и совсем уж мелких обновлений вроде полной поддержки особенностей геймпада DualSense, возможности разглядывать модельки персонажей и включать режим «полной смерти» (любимый самыми ярыми хардкорщиками пермадет). Разработчики говорят, что иначе пришлось бы вообще переделывать игру, не ограничиваясь одной только картинкой. И я им верю, учитывая, насколько в первой The Last of Us компактные локации (ползать тут просто негде) — да и структура игры более линейная, чем во второй части.
Обвинять ли разработчиков в связи с этим в лени — вопрос философский. Ремейк не обязательно подразумевает полную переделку игры. Такие ремейки бывают, лучший пример — Resident Evil 2. Но бывают и такие, как, собственно, The Last of Us Part 1 — «всё то же самое, но с новой графикой». И это путь в никуда, если игровой процесс оригинальной игры безнадёжно устарел. Но The Last of Us — не совсем тот случай.
Ещё во времена оригинальной версии для PS3, мне нравились медленные, тяжёлые перестрелки игры. Когда каждый патрон на вес золота, оружие оглушает своим грохотом, а пули пугающе брутально разрывают плоть противников. Да и драки механически хоть и были такими же элементарными, как в Uncharted 3, но визуально и тактильно долбили нормально.
В ремейке всё это работает и выглядит точно так же — и даже лучше, учитывая новую, более реалистичную картинку. Да и звук явно стал качественнее, хоть Sony этот аспект ремейка при его продвижении почти и не затрагивала. Игра не скучная. Разве что совсем уж простенький левел-дизайн на «боевых аренах» иногда выдаёт её возраст. В этом плане Naughty Dog успели подрасти.
Ну а напоследок остаётся сюжет и атмосфера
Вот уж где игра точно не состарилась ни на день. Историю израненного жизнью контрабандиста Джоэла, которому ещё не успевшая спаскудиться Элли (посмотрите эссе о её ПТСР) во время тяжёлого путешествия становится дочерью, по-прежнему работает и на эмоции пробивает как надо. Новая лицевая анимация тут идёт игре на пользу, добавляя и без того драматическим сценам больше жизни. Особенно хорошо разработчики поработали с анимацией и рендерингом глаз, благодаря чему эффект «зловещей долины» из кат-сцен почти полностью испарился.
На мой взгляд, сценарий The Last of Us не нуждается ни в какой деконструкции и переосмыслении — и уж точно ему не нужны никакие дополнения. А игра их, к счастью, и не вносит. И, кстати, она успешно напоминает, что Джоэл вовсе не такая безнадёжная мразь, какой нам его пытается показать вторая часть. Осуждаем.
А цену в 70 долларов оставим на совести Sony и Naughty Dog — только им решать, сколько стоит их труд. Мы же решаем, готовы ли мы заплатить такие деньги — я вот уже заплатил. Но и критикующих такую ценовую политику игроков я могу понять. Труда в ремейк явно вложено много, а в комплекте идёт сюжетное DLC Left Behind и куча бонусного материала о создании игры. Но из стоимости разработки логично исключить цену проработки сюжета и механик, которые уже были сделаны почти десять лет назад.
Однако разводить споры вокруг того, нужен ли вообще этот ремейк — бессмысленно. Если не нужен — просто игнорируйте его и ждите следующую большую игру Naughty Dog.
The Last of Us Part 2 — рецензия Disgusting Men
The Last of Us Remastered: лучшая игра про передвигание ящиков