На прошлой неделе игровую индустрию изрядно потрясло: в анонсах Steam обнаружили игру, по замыслу которой главный герой должен насиловать женщин. Под давлением общественности Valve игру удалила, но не смогла нормально пояснить, за что именно. Rape Day на самом деле не место в Steam, но она подняла один важный вопрос касательно игр.
Краткое содержание истории: в Steam появилась игра под названием Rape Day. По ее сюжету герой мужского пола во время зомби-апокалипсиса насилует женщин — и по правилам игры — чем больше, тем лучше. Такой заход логичным образом вызвал массу недовольства и петиций на Change.org. Постам на реддите с бурными спорами и возгласами типа «то есть, вы оправдываете изнасилования???» нет конца до сих пор. В итоге игру удалили из “Стима”, но и тогда пожар не утих — многих взбесила формулировка Valve. Она решила заблокировать игру после “подробного исследования фактов и обсуждения”, так как “Rape Day несёт в себе непредсказуемые потенциальные риски и убытки” — с пригаром на слове «непредсказуемые». Мол, Valve должна была напрямую сказать, за что запретила игру из-за сексуального насилия — тем самым его в играх запретив. По крайней мере, у себя на платформе. Но так как ее позиция по этому поводу до сих пор четко не озвучена, Valve решила таких заявлений не делать. Думаю, на этом истории достаточно.
Пока у нее есть только одно последствие, очень предсказуемое — к ней довольно вяло, но подключились политики. Тему подняли в британском парламенте. Я уже предвижу гыгыканье по поводу радужного флага у Ханны Барделл, но он тут не причем. Против игры выступили не только борцы за социальную справедливость, но и простые мужики. С очень понятных позиций, типа: «чуваки, у меня две дочери, и я считаю, что игра про изнасилования — это перебор».
Описание Rape Day по силе воздействия на сознание обычного человека, незнакомого с играми, сопоставимо с уже легендарной «Докой 2». В двух словах описываются ужасные вещи, которые в стократ усиляются, когда ты говоришь что эти вещи делаешь именно ты — ведь это игра! Не книга и не фильм, где про это рассказывается или показывается, а прямо игра — еще и слово-то какое. Кроме того, в какой-то степени Rape Day до смешного напоминает главную вымышленную игру последних лет:
“Это игра, где ты убиваешь зомби, или ты сам есть зомби, где ты убиваешь самыми изощрёнными способами людей” — Филипп Гросс- Днепров о “Доке 2”.
Самое лучшее в истории про Rape Day — то, что в нее никто не играл. Формально игры не существует. Ее не выпустили в Steam, а ее автор дал понять, что хотел бы ее продать, и сейчас уперся в то, что заблокировали на уровне платежных систем. Все, что известно о Rape Day — это то самое описание из Steam, плюс минута геймплея, который ищите сами. Как и сайт игры: там автор складывает ссылки на новости про Rape Day и говорит, что игра выйдет, только подпишите петицию, чтобы ее разблочил хотя бы Paypal. Подписало ее всего человек 200, и поделом.
Найти автора игры по понятным причинам не представляется возможным, но на том же сайте есть ссылка на его тред в 4chan где он отвечает на вопросы. По сути, единственное место, где можно понять, о чем именно эта игра, хоть и на слово. И она правда чудовищная — как и в случае с описанием Rape Day в Steam, тут с первых слов можно привести в ярость любого. Или хотя бы в недоумение.
Далее кому-то может стать не по себе? Пацаны, может, не надо? Вот лучше про кота в «Капитане Марвеле» почитайте.
“Цель игры — изнасиловать как можно больше женщин, прежде чем ты умрешь. Это зомби-апокалипсис и ты осознаешь что тебе ****** и ты умрешь, а еще ты до смешного склонен к суициду, поэтому тебе вообще все равно.
Подробности, которые вы не хотите знать:
“Ты не можешь насиловать своих родственников, но ты можешь насиловать мать и дочь, и заставлять дочь делать вещи ее отцу, который стал зомби, и которого ты только что убил. А можно сделать так, что мать-зомби может изнасиловать дочь.
Также автор показывает скриншот из игры.
На вопрос о том, насилует ли героя этот зомби, автор отмечает что зомби pretty much rapes you, что можно толковать и так, что до изнасилования героя дело не доходит.
И это важно! Один из самых популярных аргументов против Rape Day состоит в том, если бы в игре не было акцента именно на изнасиловании женщин, все было в порядке. Для баланса надо просто добавить возможность насиловать мужчин.
На том же сайте игры есть FAQ, где автор всячески оправдывается и среди прочего отвечает и на это. «[В игре не насилуют мужчин], потому что я сам не гей, а рендер каждого нового кадра занимает время, и проект нужно было как-то лимитировать». Если бы чувак знал, как далеко это зайдет, то времени бы точно не пожалел.
Там же автор рассказывает историю, которая подтолкнула к созданию игры. По его словам, в детстве его родители страшно напрягались от любых намеков на секс, так что даже фраза that sucks выводила их из себя и они его колотили. При этом он не замолкал и как следствие, «превращался в грушу для битья». И с тех пор решил, что любой сексуальный контент должен быть свободным — за что он типа и сражается.
Каким бы слезливыми, банальными или фальшивыми не были эти заявления — такова авторская позиция. Дальше уже можно оценивать, насколько она чудовищная, но она есть. Как и сюжетная завязка Rape Day с зомби-апокалипсисом — тупая, безумная, но отрывающая нас от реальности, что часто оправдывает физическое насилие в играх. Ее можно трактовать так, будто автор тем самым пытался подстелить себе соломку и оправдать действия героя, но похоже, это та же самая вера во вседозволенность. Кроме прочего он рассказывает, что раньше рисовал веб-комиксы про изнасилования — и ему ничего за это не было — и вот, просто переделал один из них в игру.
Другими словами, условный озабоченный графоман из раздела «По принуждению» с условного сайта с порнорассказами решает выйти в свет и выпустить книгу, причем сразу в самом центровом издательстве, но его оттуда гонят с тумаками. Я думаю, в такой трактовке ни у кого не возникает вопросов, почему. Автора игры можно принять за обычного дрочилу, который не подумал о том, что эти фантазии лучше держать при себе — за такую «искренность» в интернете-2019 стреляют в упор (и правильно делают).
С другой стороны, не оставляет ощущение, что автор — просто тролль. Valve могла бы с таким же успехом заблокировать игру по правилам платформы, обвинив ее в троллинге, и была бы права — но она просто выбрала другие слова. Улик не так и много, но для формальности — достаточно. Скандал с игрой происходит в преддверии 8 марта — а AMA на 4chan автор вообще провел ровно в этот день. Сам автор позиционирует ее как «черная комедия». И я понимаю, что это может быть чистая случайность, но в той самой минуте геймплея Rape Day в центре кадра фигурирует девушка с синими волосами: образ, по своей клишированности сравнимый с бородой хипстера. Если Rape Day на самом деле троллинг, то автор получает по заслугам.
Все бесконечные SJW-срачи в интернете происходят из-за того, что одна социальная группа не может оставить в покое другую — а такие темы только подливают горючего в и так обширные пожары. История с перцовым баллончиком в фемкафе — она ведь про то же самое. Сорян, но поддержать тех чуваков с тюльпанами тут никак нельзя — жаль, что они огребли, но огребли-то они за троллинг, причем не самый тонкий. Цветы фемкам на 8 марта, гы-гы. Или вот игру выпустить про изнасилования. Джизас, неужели нельзя придумать что-нибудь более остроумное, если так чешется. Кажется, нельзя — ведь все эти тролли хотят просто позлить определенные группы людей. А эти группы уже так измотаны, что ведут себя как загнанные звери, и отбиваются из последних сил.
Выйдет Rape Day или нет, уже не имеет значения. Ясно, что ей лучше оставаться в той нише, из которой она собралась вылезти на свет. Но сам факт появления такой игры на горизонте актуализировал как минимум одну интересную тему — место сексуального насилия в играх. Это, кстати, не первая игра про изнасилования — в Японии еще годы назад успели наворотить массу такой дичи, которую здесь благополучно перебанили. Но с тех пор столько всего изменилось. Общество гораздо острее стало реагировать на табуированные темы. Точнее, оно и раньше реагировало, но сейчас получило возможность эффективнее выступать единым фронтом. И это важно, потому что в то же время появилась невероятная свобода самовыражения, на которой еще и можно что-то заработать — и Steam с ее обтекаемыми правилами и политикой невмешательства в контент ей только способствует. Свобода — это хорошо, но бывают моменты, когда ты должен остановиться сам, верно?
Искусство знает самые дикие примеры изображения насилия — и реакции на него. Пазолини в «120 днях содома» перенес сюжет Де Сада в 40-е годы XX века — и вот уже нам показывают, как люди едят экскременты с пола под одобрительные возгласы фашистов, а затем их режут, как скот. Это был его последний фильм — режиссера жестоко убили, и хотя мотивы убийц до конца не ясны, я бы не стал отметать его творчество как одну из причин. Балабанов в «Грузе 200» показал такой жуткий закат СССР, что кассирши в кинотеатрах отказывались продавать билеты даже взрослым людям. Спустя десятки лет Фон Триер до жути правдоподобно показал мир серийного убийцы в «Доме, который построил Джек» — и возможно, поэтому сцена с вышкой и детьми вышла такой дикой в самом худшем смысле этого слова. Только на моем сеансе с нее ушло несколько человек, и я так понимаю, это обычная практика. Действия убийцы подаются с такой обыденностью, что становится совсем не по себе. Возникает совсем жуткий эффект присутствия. Кажется, что дальше уже некуда.
Но «дальше» — это, например, если взять управление на себя.
По иронии, сегодня сделать игру и продать ее миллионам в сто раз проще, чем снять фильм и выпустить его в широкий прокат. Но любой, даже самый схематичный интерактив — это и в сто раз больше ответственности. Тут уже не стоит вопроса, как и что изображается, и с каким подтекстом, и отождествляет ли себя зритель с героем. Тут все начинается не с призыва к действию, а с самого действия. И отождествление себя с героем не вызывает никаких сомнений — на этот раз ты им управляешь. И объяснить какие-то действия «сатирой» уже не так просто. Слишком тонкий лед.
Вся сложность — в этом участии. Тысячи лет человечество писало про убийства и сексуальное насилие самые невообразимые вещи. Уже больше ста лет — показывает эти вещи в кино. Но что бы ни подразумевалось в тексте или на экране — сатира, поучительный натурализм или обычная чернуха — все это время по другую сторону был безучастный наблюдатель. И надо сказать, что за всякими мерзостями он наблюдал не только с отвращением, но и с любопытством.
Но в играх ситуация меняется. Наблюдатель теперь может делать эти гадости сам. И тут же начинаются вопросы: о призывах, помыслах, намерениях. Как обстоит дело с насилием в играх? Создаются условия, которые его вроде как оправдывают. Тут мы можем убивать, так как мы американские солдаты, а это вьетконговцы. Или мы русские, а они фашисты. Или мы полицейские, а они бандиты. Или я больной на голову уголовник Тревор, поэтому могу пытать этого чувака, подведя ток к его соскам… Ну, может быть и могу, но в организации «Свобода от пыток» эту типа «сатирическую» по версии Rockstar сцену в GTA V не оценили. Да и люди, которым пришлось пережить пытки, наверняка не кайфанули от этой сцены.
Игра про изнасилования женщин — пусть даже в зомби-апокалипсисе, или любых других фантастических условиях — логичным образом затронула интересы гораздо более широкой социальной группы. Слишком напряженной, чтобы терпеть такие приколы, случайные или намеренные — не важно.
Игрок — это не просто наблюдатель, который впитывает (или обтекает) и осмысляет увиденное. Игрок наделен невиданными ранее полномочиями — он может действовать. И вот уже которое десятилетие всем миром пытаются понять, как далеко этот игрок может зайти и что ему можно позволить. Список уже внушительный, но там все время поднимаются новые вопросы. Просто взять и запретить что-то уже тяжело: лишний раз пойдешь навстречу условным SJW, руководствуясь здравым смыслом или базовыми понятиями о добром и светлом — заголосят противники цензуры. Пойдешь навстречу одним — понятно, что не поймут другие. При таких раскладах возможно, что предложение добавить в Rape Day изнасилования мужчин — идея не такая и плохая. Если расширять границы дозволенного, то с учетом интересов всех социальных групп. Чтобы и те, и другие — и тех, и других.