Скажем сразу: мне прекрасно известно, что Blizzard делала до первой Warcraft; в Blackthorne я даже в свое время много играл на SNES и особенно хорошо помню, как герой не глядя стрелял там за спину из шотгана в орков, — из таких мелочей вырастают потом многомиллиардные компании с четвертьвековой историей (что, собственно, и произошло). Про все, что было до Warcraft, вы можете прочитать в википедии — узнаете оттуда, например, что Blizzard в свое время сделала сайд-скроллер The Death and Return of Superman. Поэтому на все вопросы в комментариях «А как же Lost Vikings????» можно мысленно автоматически отвечать «А никак». Но зато:

1994
Warcraft: Orcs & Humans

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

У всех нас был одноклассник, у которого был компьютер (если у вас не было такого одноклассника, то вы были таким одноклассником) и у которого можно было зависнуть. В 1994 году мне было 15 и, скажем прямо, на тот момент в жизни уже появились намного более интересные развлечения, чем нажимать у Санька на Новом поселении в Mortal Kombat. Ну, то есть, это я так думал, пока он не купил сборник «100 лучших игр»; лучшая игра там, на самом деле, была одна, — «Варик». С этого момента я начал сильно злоупотреблять гостеприимством одноклассника и не успокоился, пока не прошел Orcs & Humans до конца. Трудно объяснить, почему именно она так сорвала мне голову — там было все как-то, ммм, очень правильно и идеально резонировало на уровне, не имеющем ничего общего с графикой-тактикой-геймплеем и другими душными словами из игровых журналов.

Интересно, что русского перевода почему-то не было, и знаменитую гнусавую фразу «На нас напали!!» я услышал сильно позже.

1995
Warcraft II: Tides of Darkness

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужикиК этому моменту уже нужно было серьезно подготовиться — к Саньку нас больше не пускали, и не из-за Warcraft, а потому, что на выпускной мы заблевали ему весь дом. За несколько месяцев до выхода Warcraft II я начал очень убедительно рассказывать
родителям, что для учебы мне срочно нужен компьютер, и не какой-нибудь там лоховской, а мощная, как это тогда называлось, «мультимедиа-станция» 386 DX2-80 с 4 мегабайтами оперативной памяти (на меньшем ее количестве Warcraft II не шел, что тогда вызывало у знакомых с предметом людей мощную фрустрацию).

Помню, меня тогда сильно поразило, насколько Blizzard впереди всех, кто делал в тот момент стратегии (а делала их примерно каждая вторая игровая студия), — они сочетали тактику и менеджмент ресурсов с очень навороченным нарративом, который еще и развивался не только в сюжетных видео, но и во внутриигровых событиях. Command & Conquer по сравнению с этим казалась дешевой клоунадой. Каковой, собственно, и была.

Кажется, примерно в тот момент меня посетила идея, что об играх нужно начинать писать буквы. Тогда же вышел первый номер «Магазина игрушек», превратившегося потом известно во что. Случайностей, как говорит один персонаж одного дурацкого фильма, не бывает.

1996
Diablo

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

С Diablo была такая история. В Ростове в тот момент работал (почему-то исключительно ночной) книжный рынок у бассейна «Волна», где я, как прогрессивный подросток, покупал игры, фантастику и журналы «ОМ» и, собственно, «Магазин игрушек». В ту памятную ночь денег у меня было на что-то одно, и многие уже, наверное, догадались, с чем я вернулся домой.

Тогда я впервые не спал несколько ночей подряд,
потому что не мог оторваться от игры.

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужикиПочему-то момент, что подземелья Diablo генерируются случайным образом, от меня на тот момент ускользнул, и это каждый раз была новая игра, — что сводило с ума и заставляло перезапускать все заново раз в несколько часов, чтобы убедиться, что Blizzard не жульничает. Она не жульничала.

В Diablo, кроме того, впервые появилась безумно аддиктивная система «loot loop», на которой потом выстроилась World of Warcraft и еще множество важных игр от Borderlands до The Division, — это когда в инвентаре всегда есть какая-то важная штука, до которой не хватает либо уровня-двух, либо нескольких пунктов в умениях, либо еще чего-то, ради чего не жалко не поспать еще несколько часов (и, конечно, немедленно обнаружить в инвентаре следующую очень важную штуку).

Ах да: на Diablo я написал одну из своих первых рецензий в районную газету. Слава Богу, что тогда не было интернета, а газета (живая, кстати, до сих пор) впоследствии не перенесла туда свои архивы.

1998
StarCraft

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

Мне кажется, ничего я на тот момент так не ждал в жизни, как StarCraft. Вся эта история с тремя расами и тремя разными коробками с игрой (легальные игры тогда, как многие уже забыли, продавались в больших картонных коробках, которых сейчас почему-то очень не хватает в жизни), превью и потом рецензия в известно каком журнале, — на момент появления StarCraft в рознице, кажется, я знал про нее так много, что можно было даже не играть: вся игра детально разворачивалась в воображении.

Стоит ли говорить, что в реальности
она оказалась намного лучше?

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужикиОчень хорошо помню еще, как все удачно совпало с покупкой: игру привезли в подземный переход на перекрестке Большой Садовой и Ворошиловского как раз в тот день, когда я получил стипендию и еще не успел ее просрать (извините, другим словом этот процесс назвать трудно). На ксерокопированной обложке был протосс, играть за которых я никогда не любил.

Ремарка для особо впечатлительных: после этого я легально покупал StarCraft раза три, — и, видимо, сделаю это еще раз, потому что русский аккаунт Battle.net при переезде в Америку ведет себя странно.

Еще один любопытный факт. В 1997 году, примерно за полгода до StarCraft, в моем университете появился спонсированный фондом Сороса интернет, — и самым первым сайтом, чей адрес я когда-либо вбил в браузерное окно, был blizzard.com.

1998
StarCraft: Brood War

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

Я переехал в Москву за несколько недель до тогдашнего кризиса с минимумом вещей, двумястами долларами и компьютером — и осень 1998 года провел дома на табуретке, перманентно болея адской температурой и играя в Brood War. Я страшно боялся обращаться в Game.EXE (будучи на тот момент уже автором «ОМа», «Итогов» и других крайне важных на тот момент изданий); в какой-то момент, как многим известно, бояться перестал. Не могу сейчас найти этому никаких подтверждений, но почти уверен, что однополосная рецензия на Brood War была моим первым текстом для журнала.

Из самой игры почему-то до сих пор очень хорошо помнится зерговский юнит, выпускающий из-под земли цепь шипов, — на нем можно было выстроить быструю и эффективную защиту от любых наземных атак.

2000
Diablo II

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

На тот момент все (кто ничего не понимает в играх) чудовищно говнились на тему разрешения 640×480, — хотя Diablo II была, возможно, последней массовой игрой, по большей части происходившей не на экране монитора, а в воображении своего пользователя. Многие до сих пор считают, что это была лучшая Diablo из всего, так сказать, творческого наследия Blizzard — и официальные патчи для нее продолжают выходить до сих пор. Картонные, опять же, коробки с ней и с дополнением я хранил лет, наверное, пятнадцать, — и расстался с ними по не вполне зависящим от меня обстоятельствам.

2001
Diablo II: Lord of Destruction

Период максимального расцвета Game.EXE, — там тогда существовала довольно жесткая жанровая специализация авторов, и я впервые за все время пожалел, что ролевые игры находятся в ведении Вершинина.

2002
Warcraft III: Reign of Chaos

Warcraft III: Reign of Chaos blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужики

Ох, вот это было величие. Трудно сосчитать, сколько раз я прошел ее насквозь от начала до конца, — сейчас кажется, что это была последняя стратегия в реальном времени, в которую я вообще играл. Warcraft III поставила финальную точку во всем — в жанре, в серии, в той Blizzard, которая была до World of Warcraft (кто сейчас помнит или отдает себе отчет в том, что до WoW мы каждый год получали от Blizzard либо очередную игру в серии, либо большой к ней адд-он?).

В Warcraft III Blizzard еще окончательно определилась со следующим важным контрастом, который никто, кроме нее, так толком и не смог воспроизвести: мультяшные, с гротескными пропорциями герои и абсолютно эпические видеовставки, — кто-то говорил мне, что студия, делающая их для Blizzard, берет примерно по миллиону долларов за минуту экранного времени.

И еще. Со всеми играми Blizzard это примерно так, но именно по поводу Warcraft III почему-то хочется отмотать время назад до того момента, когда этот диск впервые попал в CD-ROM моего компьютера.

2003
The Frozen Throne

Всеобщий вой по поводу «тех же щей, да погуще влей» (отвратительная, конечно, фраза даже на чисто фонетическом уровне) всегда сопровождал адд-оны Blizzard и особенно громко звучал по поводу Frozen Throne. Никто, конечно, плакальщиков не слушал.

2004
World of Warcraft

The_Barrens1

С WoW такая история: кажется одновременно, что она была всегда и что вышла примерно несколько месяцев назад. Так вот, это было ДВЕНАДЦАТЬ лет назад, — какой-то кошмар. Вместе с ней Blizzard изменилась навсегда — и мы тоже, пацаны, изменились навсегда. Про WoW и связанные с ней истории можно написать несколько томов (чем я, возможно, займусь на пенсии), но на этот раз воздержимся: достаточно сказать, что во многих смыслах это пиковое произведение Blizzard, где в разных пропорциях смешано все, что сделало великими и Diablo, и Starcraft, и, понятное дело, Warcraft.

2010
StarCraft II: Wings of Liberty

blizzard overwatch warcraft disgusting men отвратительные мужикиПервая StarCraft за 12 лет, — и удивительно, насколько быстро обратно привыкаешь к мифологии, рефлексам и общей, извините за выражение, атмосфере. Возвращение, да, домой. Примечательный момент: сюжетная часть StarCraft II и ее мультиплеер не имеют между собой вообще ничего общего в смысле ощущений от игры и того, что в рекламном бизнесе называют user journey. Я с огромным удовольствием прошел сюжетную кампанию (и пройду еще), и меня в первые же три минуты разорвали в клочья корейские подростки в многопользовательских опциях. Такое положение вещей привычно для шутеров, но в стратегиях это первый и, поправьте меня, если я ошибаюсь, единственный случай.

2012
Diablo III

p1_1983258_a6a6cbd7

Это ад. Я играл в Diablo III три раза (по несколько месяцев подряд без отрыва на почти все остальное): на маке, когда она только вышла, потом в версию для Xbox 360 и еще потом в версию для Xbox One, — и каждый раз это было мучительное (я, натурально, знаю в лицо каждую разновидность каждого монстра) и одновременно страшно аддиктивное времяпрепровождение.

2013
Starcraft II: Heart of the Swarm

Очень хорошо помню, что мне приспичило именно физическое коллекционное издание. На момент премьеры HotS я был в Нью-Йорке и несколько часов прочесывал магазины Best Buy в стремных районах, пока не нашел единственную, кажется, на тот момент на весь город коробку.

2014
Hearthstone: Heroes of Warcraft

Мимо, извините.

2015
Heroes of the Storm

«Дотан» с конями, — мимо, извините.

2016
Overwatch

До «hands-on console Overwatch event» я уже был в Blizzard — в 2008 году, в пресс-туре по поводу Wrath of the Lich King. С тех пор, честно говоря, там изменилось немногое: по-прежнему статуя орка у входа, по-прежнему фотографировать можно только «на бетоне и на кафеле» (на ковре — нельзя, секретность), и там по-прежнему делают самые главные игры.

Tracer_Overwatch_009

Overwatch, как многие знают, это MOBA с видом от первого лица (см. Team Fortress 2) и играется она, ммм, поначалу хаотично. Главное там — быстро определиться с классом персонажа; их можно менять на лету после каждой смерти, но в серьезных матчах приверженность выбранной специализации намного важнее, чем знание карты или там, я не знаю, меткость. На неподготовленный взгляд матчи выглядят несколько суетливо, на tumblr_net5ixZ7Wx1qff9quo1_1280подготовленный, — тоже, но здесь начинает работать тот самый необъяснимый подход Blizzard, о котором мы говорили предыдущие 11 тысяч знаков: от Overwatch быстро становится невозможно оторваться. Сюда же — мультяшные персонажи; сначала они отвлекают, после пяти минут с игрой понятно, что иначе быть все равно не могло. Ни одна другая игра не позволит с серьезным видом натравить на гуманоидную обезьяну двух огненных драконов размером в половину экрана и не получить при этом чуть снисходительный мысленный лейбл «левая резьба». Правее некуда — это натуральный ААА-блокбастер.

Что до, собственно, консольной версии — в Blizzard говорят, что делают ее отдельно от PC/Mac. Другая скорость, поправки на легкое автоприцеливание, другие мало кому интересные, но трудоемкие детали, — это все неважно. Overwatch управляется с джойпада как мечта; трудно поверить, что это вторая консольная игра Blizzard, — после, собственно, портов Diablo III.

В той версии, которая была доступна на мероприятии, отсутствовали набор опыта и кастомизация персонажей, — а в этом смысле в Overwatch должно быть много интересного. Иными словами, кто в мае хочет посмотреть на наказание всяких демонов моим персонажем (я пока не решил, кем буду играть — скорее всего, чуваком в ковбойской шляпе или Смертью), добро пожаловать на Xbox One, gamertag — beatkondukta101.