FromSoftware в свое время так хайпанули c Dark Souls, что открыли проклятый портал в мир мемов про Git Gud и породили сотни подражателей. Чего уж говорить о том, что сегодня любую сложную игру хочется сравнить именно с Dark Souls — это уже рефлекторное. Но как показывает практика, многие игроки в соулс-лайки въехали лишь во времена Dark Souls 3. У таких людей не было проблем с тем, чтобы позже пройти и первые две части, но вот с Demon’s Souls оказалось сложнее — игра была эксклюзивом для PlayStation 3. 

Из-за эксклюзивности прародитель всего этого мракобесия пребывал в тени — все о нем знают, но далеко не все играли. Ремейк вытащил его на свет, хоть это и снова эксклюзив. Я не вижу смысла рецензировать игру 2009 года, потому что геймплей и баланс оригинала ремейк сохранил полностью. Вместо этого я отвечу в тексте на два важных вопроса: что в ремейке нового, и что за дичь в нем творится — откуда демоны-то! А по пути кратко объясню, почему все последующие соулсы — это на самом деле ремейки Demon’s Souls.

Каждая соулс-игра начинается с погибшего королевства, в которое пришел избранный герой.

Лордран в Dark Souls, Дранглик во второй части, Лотрик в Dark Souls 3 и даже Ярнам в Bloodborne — а началось все в Demons’s Souls, в Болетарии, где пробудился Старейший. Последний король Болетарии Аллант XII так говорил об этом создании: «Бог милосерден, он создал Старейшего, который будет питаться душами и положит конец нашему трагическому существованию». Старейший — это могучий демон, который, видимо, существует так же долго, как и сама вселенная. Ему известны тайны души, он обещает могущество тому, кто согласиться отдать себя его воле. Но это обман. Попахивает Лавкрафтом — он вдохновлял соулс-серию задолго до Bloodborne.

Когда люди впервые открыли магию душ, узнали о потенциальной силе, которая в них содержится, они пробудили Старейшего. Мир накрыл туман из которого вышли питающиеся душами демоны. Первое вторжение удалось остановить, но половина человечества была уничтожена. С помощью магии душ Старейшего погрузили в сон. А над местом его дремы был построен Нексус — хаб, соединяющий важнейшие земли Болетарии.

Дева в черном, прокачивающая героя в Нексусе — тоже демон.

Но демоны вновь вырвались на свободу, благодаря королю, утратившему веру в жизнь.

Отчаявшийся, потерянный король — это еще один элемент, кочующий через все соулс-игры: взять того же Гвина из Dark Souls, боявшегося прихода эры людей. Король Аллант XII собрал Болетарию по кускам и превратил ее в процветающее королевство. Но этого ему было мало, он хотел вернуть магию душ — и он сделал это, отыскав Нексус. Но несмотря на полученное могущество, Аллант впал в печаль и в ходе долгих размышлений решил, что существование — бессмысленно. Человечество должно быть стерто и поможет в этом Старейший. 

Аллант вернулся в Нексус и спустился к первобытному демону, пробудив его. Там он заключил со Старейшим соглашение и получил в свое распоряжение армию голодных до душ демонов. Сам Аллант превратился в сгусток плоти, едва способный передвигаться, но он создал себе демоническое отражение — лучшую версию себя, в белом камзоле, с благородными серебристыми волосами. Эта оболочка и возглавила уничтожение людей. 

Старейший

Туман накрыл только Болетарию, но начал расширяться — в остальном мире это заметили.

Туман в итоге должен окутать весь мир — надо бы его остановить! Но вовсе не за этим герои из других королевств поспешили в Болетарию. Большинством снова двигала алчность. Поползли слухи о могуществе, которое можно получить с помощью магии душ — а ее секреты там, за туманом. Героев не останавливало даже то, что из-за белой завесы никто не возвращался. 

За одного из таких оппортунистов мы и играем. Однако судьба его складывается незавидно. Уже на стартовом уровне предстоит умереть — либо от рук босса по имени Авангард, либо от дыхания поджидающего после него дракона. Очнется неудачник в Нексусе и больше никогда его не покинет. Благодаря магии душ он теперь бессмертен, но дух его привязана к хабу, в который он обречен вечно возвращаться. 

Авангард

Demon’s Souls — это дословный ремейк оригинала, но кое-что новое в нем есть.

При работе над ремейком у его создателей всегда есть два пути: обновить картинку и больше ничего не трогать, или переосмыслить вообще всё, как в недавней Mafia: Definitive Edition. Разработчики из Bluepoint не сталь почти ничего менять — даже старые баги и тупой ИИ противников специально оставили. В то же время некоторые особенно серьезные ошибки они все же исправили. Например, Людоеда теперь нельзя расстрелять через туман, а предметы не получится размножать старым способом — кто знает, тот поймет. Помимо этого студия пересмотрела дизайн окружения, подвинув его ближе к неоготике, и переделала аранжировки в музыкальных темах — где-то вышло похуже, а где-то получше.

По контенту же обновления в основном мелкие: парочка новых сетов, новый щит и тяжелый меч — все это только для предзаказников. А еще монетка, которая подчистую ломает игру. Безобидная вещица, падающая с чиновников — ненадолго повышает параметр удачи. Но если после ее использования поговорить с дамой в черном, которая прокачивает героя, у персонажа начнет бесконтрольно расти параметр удачи — до десятков и сотен тысяч, если подождать. А ведь в игре есть меч, у которого урон зависит как раз от удачи — если вооружиться им, то любой босс будет убиваться с одного удара. Баг еще и уровень героя до 999 поднимает — из-за этого если другой игрок в PvP использует на нем заклинание «Душеед», то моментально станет миллионером. На реддите уже хватает тем в духе: «Кто хочет отсосать мне души, пишите». Интересно, как быстро баг поправят!

Многие считают Bloodborne хоррором, но и Demon’s Souls была довольно жуткой игрой.

Еще добавили новый, очень странный режим  и с ним связана главная тайна ремейка.

В Нексусе за приличное количество душ можно активировать режим «Расколотый мир». Суть его в том, что мир игры отзеркаливается — что было справа, станет слева, а локации ты как будто в другую сторону проходишь. Ощущения от такого геймплея странные, уровни, вроде, те же самые, но ты быстро начинаешь на них теряться, даже голова немного кружится. Но только в этом режиме можно отыскать особые глиняные монетки, с помощью которых и была раскрыта главная тайна ремейка.

Дело в том, что в замке Болетарии отыскалась новая запертая дверь, которой в оригинале не было. Используя фоторежим, игроки выяснили, что там лежит предмет, а какой — непонятно. Фанаты долго пытались проникнуть внутрь и строили самые разные теории — может там что-то такое, что свяжет Demon’s Souls с Bloodborne или Dark Souls? В итоге оказалось, что ключ от двери за 26 глиняных монет можно выменять у торговца-вороны. А за ней лежит всего лишь новый сет брони босса Пронзателя. Красиво, но не так эпично, как хотелось бы! Куда интереснее было фанатское волнение вокруг этой тайны, даже обидно, что ее так быстро разгадали.

Пронзатель

А ведь была надежда, что предмет за секретной дверью поможет восстановить сломаный обелиск в Нексусе!

В Demon’s Souls нет открытого мира. Вместо него — пять больших локаций, в которые игроки телепортируются с помощью специальных обелисков в Нексусе. Но вообще-то обелисков шесть, однако из них один — связанный с землями великанов — уничтожен. Он был разбит и в оригинале, остается надеяться, что разработчики решатся на DLC, в котором мы его все-таки восстановим. Через него же обычно связывают лор Demon’s Souls и Dark Souls, потому во второй части «Темных душ», упоминается, как король Дранглика плавал за океан к гигантам и что-то у них украл. Но это всего лишь теория и не очень стройная. 

Все локации в плане дизайна очень сильно отличаются друг от друга. А путешествие по ним пробуждают память. «Башня Латрии» сильно отдает стилем Bloodborne (хотя в оригинале этого было меньше) — и тут же дебютировали горгульи, которые в нужном месте внезапно хватают игрока и куда-то уносят. В «Долине Скверны» впервые появилось ядовитое болото, обязательная локация для любого соулса и соулс-лайка. У «Земляного пика» из Dark Souls 2 много общего с «Тоннелем Каменного клыка». А на штормовом берегу обитают скелеты с фальшионами, которые обожают кататься по земле, размахивая мечом — прародители легендарно противника «Скелет-колесо». Перечислять примеры можно долго, но все идет к такому выводу.

Обелиски — крайний справа в игре разрушен.

Все уже было в Demon’s Souls, а в последующих играх FromSoftware обрабатывали и улучшали старые идеи.

Боевая система впервые претерпела заметные изменения только в Bloodborne, однако вышедшая позже Dark Souls 3 снова была близко к основе из Demon’s Souls. Про локации мы уже вспомнили, но ведь из игры в игру кочуют еще и боссы. Меняется внешность и нюансы, но если вы начали знакомство с серией с поздних играх — в Demon’s Souls будете постоянно ловить флешбеки и в босс-файтах. 

Тут перечисление тоже может затянуться. Демон прибежища из Dark Souls — это Авангард из вступительного уровня Demon’s Souls. Гаргульи соответствуют Людоедам, а Гвин совершенно логично похож на демоническую оболочку короля Алланта. Преследователь в Dark Souls 2 сильно напоминает Пронзателя. А Йорм из Dark Souls 3 поводками очень уж похож на Старого героя из Demon’s Souls — разве что не слепой. 

Но все это — вовсе не критика серии. 

Абсолютно нормально делать ремиксы своей главной игры, все ближе подходя к идеалу. Ведь серия действительно постоянно росла — сейчас, когда мы на время вернулись к началу, это особенно заметно. Локации, ситуации и враги то и дело повторяются, но это больше похоже не на кризис идей, а на маркеры. В любом соулсе чувствуешь себя как дома, если залипал в любой другой игре серии — и это приятно! При этом каждая часть становилась удобнее и человечнее, не теряя в хардкорности. В Demon’s Souls, например, присутствует рутинный менеджер инвентаря — много вещей с собой не возьмешь, будет перевес. Лечиться тут надо не эстусом, а травками, которые могут закончиться и их придется фармить. Костров на локациях нет, только шорткаты — не дотянул до срезочки, иди заново через весь уровень. 

Даже знаменитая механика тенденций не так уж хороша, если копать вглубь. Чем чаще ты умираешь, тем злее становятся враги и сложнее игра — такое может восхитить самых ярых фанатов серии, но со стороны обычного игрока это полный бред. А еще бредовее, что механику тенденций Demon’s Souls не объясняет. Что это дает, как мир отбелить или наоборот очернить — ответы только в фанатских гайдах. 


В качестве итога обязательно должен быть ответ на прямой вопрос: так хорошая ли Demon’s Souls игра? Да, он все еще хороша. Не обязательно быть ностальгирующим фанатом соулсов, чтобы полюбить ее. Она легко понравится всем любителям мрачных ролевых игр и слэшеров, не боящихся бросить игроку вызов и поставить его в крайне некомфортные условия. И мне особенно приятно, что именно такая игра открывает поколение и успешно демонстрирует его потенциал.

Арты Demon’s Souls