В 2023 году в раннем доступе вышел шутер Witchfire, следующая игра от создателей The Vanishing of Ethan Carter (2014, наша рецензия), студии The Astronauts. Её творческий директор Адриан Хмеляж вместе со своими ключевыми партнёрами ранее руководил студией People Can Fly, которая прославилась благодаря сногсшибательным Painkiller (2004) и Bulletstorm (2011). А ещё раньше Хмеляж в составе студии Metropolis Software руководил разработкой культовой тактической RPG «Горький-17» (1999).

Теперь читателю должно быть очевидно, почему мы не можем быть равнодушными к Witchfire, и почему у нас нет терпения ждать полного релиза. Сейчас игра продается в Epic Games Store, заметно развивается и меняется, но скоро она выйдет и в Steam Early Access, приобретет широкую известность и обязательно опопсеет! Мы горим в Witchfire до того, как это станет мейнстримом, и вам советуем. 

Обстоятельства — ведьмапокалипсис

Человечество, хоть и более многочисленное, чем силы зла, стремительно теряет территории одну за другой. Земли, некогда населённые добрыми людьми, берут под свой контроль ведьмы и их сообщники.

В одной из давно утраченных провинций разведчики обнаруживают намёки на артефакт, который поможет забрать у противника стратегическую инициативу. Благословлённый римским папой головорез в железной маске отправляется за добычей в далёкие края, давно порабощённые скверной.

В игре головореза называют The Preyer — то есть, буквально, «хищник». Это очень компетентный охотник на ведьм и сопутствующую сволочь. Он владеет огнестрельным оружием, магией, может с места прыгнуть на четыре метра вверх, мягко и без переломов приземляется на ноги, сорвавшись с утёса, впитывает души уничтоженных врагов (тот самый «ведьмин огонь») и оборачивает их себе на пользу.

Но главное — хищник бессмертен. Погибнув в бою, герой возрождается в безопасном храме с пустым счётчиком душ, проводит пару бытовых манипуляций с оборудованием и снова отправляется в экспедицию.

Скриншот из ПК-версии игры Witchfire. Обзор Witchfire в раннем доступе

Witchfire — суровый roguelite-шутер, Bloodborne от первого лица, Hexen 3 вашей мечты, в конце концов

Иногда Witchfire сравнивают с Destiny – благодаря механикам стрельбы, честно вдохновленным играми Bungie. Но это ни в коем случае не попытка клонировать идею в другом сеттинге. Witchfire — одиночная игра, и общее ощущение от нее совсем не совпадает с многопользовательским опытом от Destiny. Она пропитана атмосферой катастрофического одиночества и тоски, а бессмертие хищника вскоре покажется не благословением, а проклятьем. 

Враги в Witchfire хитрее положенного: лучники стреляют с упреждением, мушкетеры прячутся и разрывают дистанцию, стоит к ним приблизиться, хилые копейщики обходят с флангов. Раненые отступают за спины товарищей. Твари в курсе, кто за ними пришел! Но есть коварная оговорка: чем больше успехов делает хищник, тем более осведомлена о его присутствии ведьма. Стоит слегка приподнять характеристики или разблокировать снаряжение в хабе, и на локациях возникают новые неприятности. 

Скриншот из ПК-версии игры Witchfire. Обзор Witchfire в раннем доступе

Уровни Witchfire — это песочницы, ландшафт которых всегда статичен

От вылазки к вылазке уровни меняются с точки зрения содержимого. Расположение больших и маленьких засад чудовищ, сундуков и активностей — все, кроме берлоги босса, каждый раз перемешивается и рассыпается по карте заново. Иногда с новыми сюрпризами. К примеру, если прошлая вылазка была дико свирепой и успешной, и герой достиг определенного уровня, то в следующий раз карту будет патрулировать мерзкое летучее чудовище с фонарем. В его свет лучше не попадать.

Кроме противников и ценностей уровни Witchfire насыщены миниатюрными событиями, которые определяют характер каждой вылазки. Куда на этот раз приведет героя призрак, шепчущий непонятные слова? Удастся ли вновь уйти живым от бури, которую ведьма наслала на регион в наказание за резню? И каким именно маршрутом будем ломиться?! Вдалеке из кустов выскакивает особенно крупный бородатый мужчина с ружьем. Над головой надпись: «утопший капитан». Музыка вдруг стала какой-то тревожной. 

Самостоятельного нарратива, кат-сцен и персонажей, которые погружали бы игрока в действие, в Witchfire нет совсем. Вместо них работает окружение, выполненное в стиле фотореализма, характерная музыка и богатейшая проработка всей звуковой картины, а также лаконичные художественные тексты, описывающие предметы и места. Гармония этих элементов ведет к главному — ощущению присутствия. Иногда, разобравшись с очередной толпой нежити, я просто стою на холме и, прислушиваясь к шорохам природы, смотрю на грозу, бушующую в глубинах далекого бордового неба.

Потрясающе. В такие мгновения особенно сопереживаешь хищнику, в изуродованной жизни которого нет ничего, кроме бесконечной охоты на тухлую мразь, и даже смерть не в состоянии прервать этот кошмар.

Скриншот из ПК-версии игры Witchfire. Обзор Witchfire в раннем доступе

Witchfire поддерживает динамику этой проклятой цикличности, в том числе, за счет элемента случайных наград

Карты условно разбиты на локации: унылая ферма, чертово побережье, гнилой каньон — каждая формально считается в некоторой степени закрытой ареной для сражений, но в пылу драки легко можно оказаться за ее пределами и спровоцировать ублюдков из соседних секторов. Зачистив один подобный участок карты, хищник получает в награду три перка на выбор. Это мелочи, которые слегка корректируют опыт игрока: быстрее перезарядка, выше урон горящим врагам, повышенный урон от последней пули в магазине — по отдельности влияние этих примочек на процесс выражается в жалких процентах, но если собрать комбинацию из трех-четырех мелочей одного сорта, то игра преображается заметнее. Конечно, для того чтобы так сделать, нужно суметь достаточно долго прожить.

В Witchfire можно прокачиваться, гриндить, дожидаться доступа к более интересным пушкам — но и препятствия на пути к победе от этого станут серьезнее. Так что в конечном счете все упирается в навык того, кто управляет охотником на ведьм. В связи с этим в определенные моменты в моей душе все-таки просыпается эмоция, которую я давно от себя гнал и в играх не искал. Да, вы понимаете, о чем я! Очередная наитупейшая смерть в отчаянной попытке ускакать от вышедшей из-под контроля толпы врагов, очередная потеря всего нажитого.

Постепенно хищник получает новое крутое оружие, заклинания и ключи от дверей, запертых на мистические руны. Видны и перспективы: после победы над боссом откроются новые возможности и области в мире игры, снаряжения и его свойства. Но по пути к величию хищника ждут часы страданий на одной и той же карте, с несколько обидной пробуксовкой прогресса и регулярными перегибами палки от процедурной генерации. Вы только что зачистили три вражеских стойла, не получили ни одного трофейного боеприпаса или лекарства и вприпрыжку улепетываете от тайфуна, изрыгающего самонаводящиеся кровавые черепа? Обычное дело.       

Скриншот из ПК-версии игры Witchfire. Обзор Witchfire в раннем доступе

Witchfire еще предстоит преобразиться под влиянием аудитории, и в финальной форме игры, несомненно, будут лучший баланс, стабильность генерации событий и прочий тюнинг. Все это — проблемы долгосрочного характера, которые и без нас очевидны разработчикам. Но уже сейчас Witchfire очень дорого выглядит и звучит, лихо затягивает и заставляет романтически думать о себе в течение дня, несмотря ни на что.

Попробуйте погуглить по простому запросу: «лучшие шутеры для PC 2024». В многочисленных списках вы наткнетесь на представителей популярных франшиз, игры-сервисы, бессмертную классику, но вряд ли увидите хоть одно незнакомое название. Им для многих игроков через некоторое время станет Witchfire, вот вам гарантийный сертификат.