Вышедшая 13 февраля Kingdom Come: Deliverance вызвала в обществе нешуточное бурление. Многие были возмущены тем, что в игре про средневековую Чехию отсутствуют чернокожие персонажи. С одной стороны баррикад в адрес разработчиков посыпались обвинения в расизме и сегрегации, с другой — вопросы возмущенным о том, где они видели в Европе тех лет выходцев из Африки.
Пока в соцсетях разгорается очередная война за историческую справедливость, Отвратительные мужики решили погрузиться в историю и подумать над тем, какое место в средневековой Европе занимал и мог занимать человек с черным цветом кожи.
Африканцы в древней Европе
Первые упоминания о том, что чернокожие жили на территориях современных европейских стран, относятся ко временам Римской империи. Неприятно, но факт: практически все они были рабами, которых приобретали богатые граждане в виде диковинок.
Бум работорговли экзотическими невольниками пришелся на 146 год до н.э., когда был разрушен многонациональный североафриканский Карфаген, откуда в Рим унылой вереницей потянулись люди различных цветов кожи, обреченные стать «говорящим орудием».
Для подавляющего большинства быть проданным в рабство значило потерять все и навсегда. Бесправный человек, работающий за миску похлебки, имел мало шансов выбиться в люди, однако такие все же были (достаточно вспомнить древнеримского философа Эпиктета, который был рабом). Вполне можно предположить, что среди тех, кто умом и смекалкой смог добыть себе свободу, были чернокожие мужчины или женщины, однако достоверных свидетельств этому нет.
Есть расхожие мнения о том, что африканцы состояли на службе в Римском легионе. Существует теория, согласно которой часть солдат, охранявших Адринов вал в Британии от нападений пиктов были чернокожими. Сторонники того, что легионер африканского просихождения не был диковинкой, в особенности на излете империи, в качестве одного из примеров приводят историю о Святом Маврикии.
Легенда гласит, что он был предводителем Фивейского легиона и христианином, принявшим мученическую смерть за отказ казнить единоверцев. Его статуя в Магдебургском соборе изображает святого именно чернокожим. Тем не менее, изваяние было создано через тысячу лет после этой истории, поэтому как стопроцентное доказательство ее расценивать не стоит.
Африканцы в Европе Средневековья и Нового Времени
Так или иначе, но Римская империя пала, оставив после себя несколько государств, озабоченных в первую очередь собственным выживанием. Везти плененных негров на север было для подавляющего большинства платежеспособных людей слишком затратной авантюрой. К тому же, в Европе расцветало крепостничество, отодвинувшее экономический базис рабовладения на задний план: теперь основой экономики становился крестьянин. Он, пусть его доля и не сильно отличалась от тяжкой доли рабов, по крайней мере, обладал хоть какими-то правами.
Пока феодалы боролись между собой, «черный» континент их мало интересовал, однако в средние века экспансия на юг стала обязательным условием для развития государств севера.
Здесь было бы уместно углубиться в историю мавританской Испании. Все же несколько столетий она просуществовала под властью выходцев из Северной Африки. Однако мавры, которых уже во времена Шекспира, немного подзабыв о том, как они выглядят, начали изображать карикатурно-черными, таковыми не были.
Несмотря на континент, из которого они вышли, мавры все же являются дальними родственниками арабов и выглядят соответствующе — их довольно темная кожа сочетается с ближневосточной и, скажем так, индоевропейской внешностью. Опять же, к XV веку благодаря Реконкисте их в Европе фактически не осталось — опять несостыковка.
Европейцы вновь отправились за чернокожими рабами в первой половине XV века, когда в просвещенном мире началась эпоха Великих географических открытий. Широта бытовавших в то время взглядов вполне уживалась с представлениями о том, что африканцы — не вполне люди, а значит с ними можно поступать, как заблагорассудится.
В 1444 году португальский мореплаватель Нуну Триштан привез из мавританской экспедиции в Лиссабон несколько десятков плененных им чернокожих мужчин (а это, если что, уже через 40 лет после событий Kingdom Come). В столице он продал их за весьма солидную сумму и смекнул, что на этом можно сделать неплохой бизнес. Отправившись в очередную поездку, он задумал схватить еще больше невольников, но взбешенные бледнолицым мавры убили Триштана. К сожалению, для них все только начиналось: работорговцы уже наметили Мавританию целью для своего позорного промысла.
В дело включились англичане, французы и испанцы, ежегодно направлявшие флотилии кораблей в сторону Африки, и торговля рабами была поставлена на поток. Христианство не одобряло подобного отношения к людям, однако на закабаление язычников духовенство смотрело сквозь пальцы.
Религиозное сознание европейцев создавало вокруг чернокожих людей довольно жуткий ореол. Людей с черным цветом кожи зачастую воспринимали как «нечистых» дьявольских прихвостней. Странные для белых верования африканцев лишь добавляли масла в огонь.
Нужно сказать, что чернокожие невольники не всегда трудились на тяжелых работах. Некоторые высокопоставленные люди брали наиболее толковых из них в личное услужение: крестили их, учили языкам, грамоте и этикету. К примеру, так произошло со знаменитым Ясукэ, который из слуги португальского христианского миссионера превратился в первого чернокожего самурая в истории.
Ясукэ африканцы в средневековой европе
В свите английской королевы Екатерины Арагонской тоже был замечен чернокожий слуга. Джон Блэнк был придворным трубачом и смог засветиться в миниатюре на свитке, описывающем один из Вестминстерских турниров.
Великобритания стремительно вырвалась вперед своих соперников в Европе благодаря своему могучему флоту, а отмена рабства привела к тому, что на территории туманного Альбиона тут и там стали возникать общины африканцев. В английских документах XVI века не так уж редко можно обнаружить слова negro, mullato и ethiopian.
Историк Кеннет Эндрюс в книге «Торговля, грабеж и поселение» говорил о том, что значительная часть расовых стереотипов изжила себя уже в елизаветинские и яковитские времена. Чернокожие воспринимались как некое нормальное явление, пусть и немного диковинное.
К примеру, Игнатиус Санчо (1729-1780) был рожден прямо на корабле испанских работорговцев, который был перехвачен англичанами. В Британии он стал слугой у одного из чиновников, а когда тот умер, Санчо получил по завещанию все его имущество. Он стал бакалейщиком и женился на индианке Энн Осборн. Бывший раб заслужил такое уважение в обществе, что стал первым чернокожим, который голосовал на выборах в английский парламент.
Так в чем проблема?
Как мы видим, история знала выдающихся черных людей. Пусть и через невероятные лишения, но они действительно становились частью европейского мира. Так в чем же проблема с современным восприятием вопроса о наличии африканцев в компьютерной игре про Средневековье?
С одной стороны, проблема в конкретной эпохе и в конкретной локации. Ни один документ не подтверждает то, что в Чехии XV века были чернокожие, ни в роли рабов, ни в роли торговцев, ни тем более в роли рыцарей хотя бы в единичных экземплярах. Поэтому претензии к разработчикам в этом аспекте не ясны, ведь они сразу дали понять, что игра будут напирать именно на реализм.
Так можно ли вводить в игры чернокожих? Разумеется, но все должно быть уместно и адекватно, чтобы у публики не резало глаз от идиотских несоответствий. Мавры в сеттинге Южной Европы XII века, чернокожие горожане в Лондоне XVIII века и даже римский легионер родом из африканской провинций станут диковинкой, но не будут противоречить истории.
По-настоящему адекватный вопрос не в том, стоит ли пропихивать героев-африканцев в любую историческую игру, или надо ли во что бы то ни стало бороться за белую культуру. Адекватный вопрос состоит в том, почему при существовании действительно крутых и реальных историй о чернокожих в Европе, все продолжают мусолить образы африканцев несуществующих и гипотетических.
Только оставьте средневековую Чехию в покое, она здесь совершенно не при чем.