Октябрь заканчивается, Хэллоуин приближается, ну а «Отвратительные мужики» все плотнее погружаются в праздничную атмосферу. Наш эксперт по хоррорам Дмитрий Соколов собрал для вас подборку анимационных фильмов, охватывающую все грани страха: от черно-белых мультиков с Микки Маусом до тягучей драмы про муки творчества, от лиричного мюзикла до кукольного постапокалипсиса. Выбирайте, смотрите, и помните: хорошие мультфильмы бывают не только для детей.
«Вуду. Шепот тьмы»
(2023)
Элла работает в режиссуре кукольной анимации под жестким руководством мамы — легендарной постановщицы. Когда во время съемок последнего фильма мать внезапно попадает в больницу с инсультом, Элла решает не заканчивать ее работу, а снять собственный фильм. Но у дебютантки нет никаких идей, так что она погружается в творческий кризис. Тут на горизонте появляется соседская девочка с богатым воображением, и предлагает простой, но захватывающий сюжет про монстра по кличке Пепельник, который преследует свою жертву в огромном лесу. Элла берется за съемки, однако с каждым днем работа идет все сложнее, а грань между авторской фантазией и обыденной реальностью становится все тоньше.
Этот британский хоррор-артхаус только вышел в российский прокат, и посмотреть его однозначно стоит всем, кто любит мрачные фантазии в духе раннего Дэвида Линча, только с «кукольным» колоритом. В фильме сочетаются обычный видеоряд с живыми актерами и сцены с покадровой анимацией, где задействованы куклы. Если по форме «Шепот тьмы» — драма о попытках сепарации от матери, то по исполнению — сюрреалистичный, давящий своей болезненностью хоррор с жуткими куклами, навязчивыми кошмарами и нарастающим психозом.
Роберт Морган, автор этой нервозной психоделии, хорошо известен фанатам хоррор-анимации: он снял зловещую сказку «Кот с человеческими руками» и галлюциногенную дичь «Бобби» (кролик похищает гигантского червя, и ушастого преследуют червептицы, рожающие ползающие черепа). Причем последняя получила ворох жанровых наград и номинацию на BAFTA. Так что с креативным визуалом Морган работать умеет, и в «Шепоте тьмы» этот навык виден. Хотя эпизоды с куклами тут короткие, многие их образы врезаются в память. Как вам, например, женская кукла из мяса или монстр, сделанный из костей убитой лисы?
«Безумный Бог»
(2021)
Посреди тусклого постапокалиптического пейзажа Убийца (условно похожий на человека) с чемоданчиком открывает огромный люк и спускается в подземный мир, минуя психоделические руины и спасаясь от извращенных монстров, пытающих безликих жертв в хитроумных концлагерях. Это долгое и жестокое путешествие не только беспощадно изменит Убийцу, но и преобразит окружающий мир в невообразимых масштабах.
Величайшее «скрытое сокровище» авторской анимации 2020-х и проект мечты Фила Типпета (виртуоз спецэффектов, работал над кучей культовых блокбастеров последних 50 лет, от классической трилогии «Звездных войн», «Парка юрского периода» и «Робокопа» до «Звездного десанта»). Типпет снимал это кино 30 лет, работая в свободное время, сначала один, а затем с помощью друзей, и одно время даже думал забросить, но, к счастью для человечества, передумал.
«Безумный Бог» — это роскошный фантасмагорический хоррор о гибели старого мира и рождении нового, фильм, населенный столь же изобретательными, сколь и восхитительными чудовищами. Здесь нет людей, только человекоподобные фигуры (например, безликие пленники в огромном городе, которых тиранит монстр с обмякшей плотью и булькающим голосом), и представлен богатейший зверинец, от которого глаза лезут на лоб каждые две-три минуты.
Величественные панорамы вымерших земель, покрытых ржавчиной и сгнившими металлическими трупами, сменяются склизкими зарослями кислотной расцветки, в которых снуют насекомовидные ящеры, а деформированный алхимик переплавляет червеобразное дитя в жидкое золото. И все это чудовищное великолепие разработано с помощью кропотливой покадровой анимации, идеально передающей пластичность невероятного, но пугающе живого мира.
«Безумный Бог» из тех фильмов, которые стоит один раз увидеть, чем сто раз о них услышать. Фантазия здесь столь же безгранична, сколь и многослойна. Но учтите: тут все сделано без каких-либо зрительских пояснений, в первую очередь для тех, кто готов сам строить интерпретации, размышлять и ловить смутные намеки.
«Хребет Ночи»
(2021)
Королева-жрица Цод взбирается на заснеженную вершину, где внутри гигантского черепа встречает Стража, поставленного охранять древнюю магию, заключенную в цветке, способном наделить владельца невообразимой силой. Цод носит с собой такой же цветок, и объясняет Стражу, что за ней по пятам следует огромная армия жестокого правителя Гал-Сура, который жаждет заполучить цветки, чтобы распространить свою безжалостную власть над всем миром.
Жестокий фэнтезийный хоррор-экшн в духе «Конана-Варвара» на максималках. Здесь суровые герои (и героини!) рубят врагов направо и налево, черепа с громким хрустом ломаются под ударами тяжелых мечей, а брызги крови от пробивающих плоть стрел то и дело обагряют землю.
Режиссеры Морган Гален Кинг и Филипп Джэллет работали над проектом около семи лет (а за пару недель до премьеры уже готовый фильм едва не потерялся безвозвратно, когда у одного из авторов запустилось автообновление в Windows!), взяв за образец фэнтези-мульфильмы 1980-х (вроде «Огня и льда») и арты знаменитого Фрэнка Фразетты. Чтобы эффектно скомбинировать вымышленные декорации с реалистичным насилием, «Хребет Ночи» снимали в технике ротоскопирования, когда отснятые кадры с живыми актерами перерисовываются и накладываются на кадры анимации (в той же технике снят венгерский сай-фай «Белое пластиковое небо» и наркотическое «Помутнение» с Киану Ривзом).
Вышло отлично, но одними кровавыми поединками «Хребет Ночи» не исчерпывается, сюжет тоже любопытен: это печальная притча о том, что безграничная власть необратимо ведет либо к отчуждению, либо к безумию. Ненавязчивый морализм вовсе не случаен: Джэллет — один из самых плодовитых сценаристов известной антологии «Любовь, смерть и роботы».
«Аномализа»
(2015)
Коуч по личностному росту Майкл приезжает в отель, где пройдет презентация его новой книги. Майкл достаточно успешен по жизни, но чувствует себя отчужденным даже в собственной семье, а еще страдает от редкой ментальной аномалии: для него все люди вокруг на одно лицо. Но во время презентации он случайно замечает в однообразной толпе новое лицо, это нервная девушка Лиза, пришедшая сюда с подругой.
«Аномализа» — совместный режиссерский проект Чарли Кауфмана (автор отличной книги «Муравечество») и Дюка Джонсона (постановщик мультсериала «Портал доктора Франкенштейна» для Adult Swim). Фильм выполнен в технике покадровой анимации, что на контрасте с серьезным сюжетом придает всему происходящему особый оттенок сюрреализма. Кукольные человечки с печальными лицами ведут долгие задушевные беседы, страдают и примиряются в игрушечных декорациях. И хотя сюжетно «Аномализа» напоминает драму, по акцентам она нередко похожа на психологический триллер о ментальных проблемах и одиночестве.
Дэвид Тьюлис (сериал «Фарго») и Дженнифер Джейсон Ли («Машинист», «Экзистенция») отлично играют очень разных людей, внезапно ощутивших взаимное притяжение, но сентиментальная любовная история тут перемежается депрессией и нервными срывами (люди, смотревшие «Думаю, как все закончить», не будут удивлены). Кстати, заболевание, от которого страдает Майкл, очень даже реальное: это симптом Фреголи, обычно вызываемый травмой мозга.
«Куда покойники уходят умирать»
(2012)
Трое детей, живущих в одном квартале — Томми, Ральф и София — обнаруживают, что их преследует мрачного вида черный пес с красными глазами. Собакен по кличке Лабби оказывается жутчайшим демоном, который отправляет ребятишек в путешествие по мирам диких кошмаров и безумных видений.
Этот ярчайший образец андеграундного кинематографа — плод богатого (и больного) воображения Джимми «ScreamerClauz» Кримера, рожденный в долгой агонии. По композиции фильм представляет собой антологию из трех новелл, в каждой из которых задействован один из главных персонажей, которого Лабби вовлекает в кринжовейший водоворот из секса, насилия и безумия.
Уже в первой истории мальчуган Томми вырезает своего брата из материнской утробы (так ему и надо, он будущий Антихрист!), а злобная псина откусывает его отцу детородный орган. Дальше — больше: за полтора часа Кример показывает нам столько экстремальных ситуаций, сколько не наберется за все части «Пилы» или какой-нибудь «Человеческой многоножки».
Вопиющая малобюджетность лишь подчеркивает размах гнуснейших фантазий: видеоряд напоминает техники машинима-кинематографа с топорными элементами 3D-анмиации, из-за чего фильм еще больше напоминает детский ночной кошмар. Кример учился снимать фильмы по туториалам с YouTube, монтировал в Adobe Premiere, а для одного из сегментов применил технологию motion capture (как в частях Mortal Kombat из ранних 1990-х) использовав сенсор Kinect. Удивительнее всего при этом даже не то, что фильм получился столь эффектным (Дэмиен Леоне и франшиза «Ужасающий» доказали, как такое возможно), а то, что в нем за потоком мерзостей скрывается вполне четкий месседж насчет важности любви и сострадания даже в мире, полном больных ублюдков и демонических псов-потрошителей.
«Девять»
(2009)
Много лет назад отгремела война людей против машин, в которой человечество потерпело тотальное поражение. Посреди ржавых руин просыпается Девятый — разумная кукла, наделенная частицей души древнего алхимика. Ему предстоит разыскать восемь своих собратьев и отправиться в опасное путешествие, которое вернет жизнь в опустошенный войной мир.
Стильный стимпанковский анимационный экшн, возникший из одноименного короткого метра, за который режиссер Шейн Экер в свое время был номинирован на «Оскар». Смотреть его стоит хотя бы из-за уникального визуального стиля, в котором сочетаются ретро-технологии (дело происходит в условных 1940-х, но в альтернативной реальности) и алхимические чудеса.
Кроме того, сценарий Памелы Петтлер (она работала над «Трупом невесты») умело обыгрывает центральную фишку фильма — у каждой из девяти кукол своя специализация, так что им нужно постоянно работать в команде, чтобы решать свои задачи. Да и боевые сцены тут выполнены на отлично: храбрые тряпичные человечки много прыгают, резво бегают и сражаются с кошкоподобными механическими монстрами. По вайбам все это напоминает мрачную детскую сказку о постапокалипсисе — комбинация столь же редкая, сколь и увлекательная.
«Коралина в стране кошмаров»
(2009)
Одиннадцатилетняя Коралина Джонс вместе с родителями переезжает в готичного вида особняк и обнаруживает в новом доме портал в параллельное измерение. На удивление, другой мир весьма похож на наш: там даже живут папа и мама Каролины, только почему-то с пуговицами вместо глаз. Поначалу девочке нравится у альтернативных родителей, но постепенно Коралина понимает, что добродушная вторая мама хочет оставить ее у себя навсегда.
Второй самый известный мультфильм Генри Селика (это он снял «Кошмар перед Рождеством» для Тима Бёртона), в свое время получивший «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Взяв за основу книгу Нила Геймана и вдохновившись старой экранизацией «Волшебника страны Оз», Селик снял идеальный детский хоррор — красочный, трогательный и жуткий. Тут использована покадровая анимация, а каждый (!) объект, показанный в фильме, был создан с помощью 3D-печати.
Даже свитера на персонажах сделаны вручную: их вязала специально нанятая женщина, используя иглы толщиной с человеческий волос! За счет такой тщательной детализации «Коралина» выглядит потрясающе объемной и живой. Но главное тут — атмосфера сгущающейся угрозы и тонкий саспенс, который Селик выстраивает через медленное добавление мелких, но важных деталей, раскрывающих зловещую суть матери с глазами-пуговками.
«Злые мультфильмы»
(1992)
Четверых студенток наняли, чтобы вычистить старинный дом, где когда-то умер знаток черной магии Гидеон Фиск. Во время уборки они обнаруживают старинную книгу, в которой изображены разнообразные чудовища. Прочитав одно из заклинаний в фолианте, девчонки ненароком пробуждают злобного и похотливого демона, который начинает гоняться за ними по всему дому.
«Злые мультфильмы» — один из самых известных (и лучших) проектов плодовитого трэшмейкера Фреда Олена Рэя, автора фильмов вроде «Голливудские шлюхи с бензопилами» и «Плохие девчонки с Марса». Что касается «Злых мультфильмов», то когда Рэй питчил концепт фильма, говорят, даже Роджер Корман отказался его брать — счел слишком рисковым и не слишком перспективным по части прибылей. В общем-то, понять грандмастера грайндхаусов можно: задумка тут классная (эро-версия «Зловещих мертвецов», где демоны домогаются жертв перед тем как их убить), а вот реализация впечатляет своей бездарностью.
Тут использована комбинированная съемка в стиле «Кто подставил Кролика Роджера»: живые актеры соседствуют в кадре с нарисованными монстрами. А основная проблема не в качестве актерской игры (женская часть каста обладает другими выдающимися достоинствами), а в том, что анимационного чудища маловато, к тому же сцены с его участием явно могли быть повеселее. Смотреть это кино стоит лишь тем, кто любит фильмы из категории «так плохо, что даже хорошо». Но если вы цените такое кино — поверьте, вас ждут не самые скучные полтора часа!
«Кошмар перед Рождеством»
(1993)
В волшебном Хэллоуинтауне, населенном всевозможными веселыми (и не очень) чудищами, мудро правит Джек Скеллингтон, «Король Тыкв». Пока горожане готовятся к очередному Хэллоуину, Джек обнаруживает портал в мир людей и с восторгом наблюдает рождественский сезон. Вернувшись в Хэллоуинтаун, Джек принимается за масштабные реформы: теперь жители города должны готовить подарки на Рождество. Народ охвачен энтузиазмом, лишь печальная красавица Салли, давно и безответно влюбленная в Джека, чует неладное. И не зря: попытка Короля Тыкв вмешаться в рождественские праздники вскоре обернется провалом эпических масштабов.
Этот фильм Тим Бёртон задумал снять еще в 1980-х, после успеха своей ранней черно-белой короткометражки «Винсент», но долго не мог найти спонсоров, и в итоге отдал проект на реализацию своему коллеге Генри Селику, мастеру анимации (сам Бёртон в то время работал над фильмом «Бэтмен возвращается» и не мог принимать участия в съемках). Селик использовал бёртоновский сюжет и многие концепты, чтобы максимально приблизить визуал и настроение фильма к работам Бёртона. Получилось настолько хорошо, что многие до сих пор считают «Кошмар перед Рождеством» частью бёртоновской фильмографии.
Фильм снят с помощью покадровой анимации, причем детализация поражает воображение до сих пор: Селик населил гротескный городок кучей ярких монстров, от оборотня и двуликого мэра (ведь каждый политик отчасти лицемер!) до Твари из Черной лагуны и доктора Финкельштейна, вечно сшивающего свою служанку из кусков трупов. За образец Селик взял эстетику немецкого экспрессионизма с ее искаженными пропорциями, изломанными линиями и дисгармоничными лицами. В результате получился дико очаровательный рождественский хоррор-мюзикл про Хэллоуин, моментально и заслуженно ставший классикой.
«Город чудищ»
(1987)
Днем Рэндзабуро Таки — рядовой сотрудник крупной компании, а ночью — охотник на демонов. Он получает задание охранять двухсотлетнего мистика-извращенца, за которым охотятся чудовища из параллельного мира. В напарницы Рэндзабуро получает демоническую красотку Мэки, и этой парочке предстоит сразиться с ордами жутчайших монстров, угрожающих нарушить хрупкий баланс между мирами.
Культовое аниме от Ёсиаки Кавадзири (одного из авторов «Кибергорода Эдо 808» и «Аниматрицы»), снятое по не менее культовой манге Хидэюки Кикути, который известен также своей серией про охотника на вампиров Ди. Это динамичный экшн-хоррор в урбанистическом сеттинге, сочетающий лиричные любовные сцены с бешеным насилием и крайне креативными (как обычно у японцев) монстрами. Что насчет женщины-паучихи с зубастой вагиной? И вот вам фан факт: Хаяо Миядзаки настолько впечатлился работой Кадзуо Оги (художник «Города чудищ», разработавший дизайн локаций), что пригласил его работать над «Моим соседом Тоторо» — неплохой твист в карьере, правда?
«Крысолов»
(1986)
Город Гамельн страдает от нашествия полчищ крыс: хвостатые твари заполонили улицы, и чтобы справиться с напастью, городские власти нанимают таинственного дудочника, который своей музыкой завораживает грызунов. Дудочник свою задачу выполняет, крысы дружно промаршировали в озеро и благополучно утопились, а избавитель собирается затребовать обещанную тысячу золотых. Однако наемника ждет неприятный сюрприз: лидеры Гамельна его жестоко обманули, оставив с пустыми руками. Но месть уязвленного дудочника будет намного более жестокой.
Мрачный средневековый хоррор основан (несмотря на многие сюжетные детали) не столько на легенде о гамельнском крысолове, сколько на романе чешского писателя Виктора Дыка, написанном в годы Первой мировой войны. Книга была полна тонких политических аллюзий на деградацию немецкой культуры, а сам крысолов в ней выведен скорее романтическим героем, чем злым и циничным манипулятором.
Фильм снимался в социалистической Чехословакии (да, кое-где в соцлагере можно было снимать хоррор!), и режиссер Иржи Барта, живой классик чешской анимации, аккуратно сместил акценты в сюжете: у него «Крысолов» выглядит завуалированной, но отчетливой критикой развращенных элит, которых за свою ложь ждет неизбежная расплата.
Но социальный комментарий здесь все же на втором плане, а на первом — очень необычный визуальный ряд. Фильм снят в комбинированной технике: Барта совместил в видеоряде живых крыс и людей, сделанных из деревянных фигурок. А визуальный стиль выдержан в духе немецкого экспрессионизма, причем искаженные пропорции тут имеют важное символическое значение: главные герои намеренно сделаны крупными, почти гигантскими, в то время как второстепенные и эпизодические — маленькими. Но главное — это вязкая атмосфера повсеместного страха, затаенной злобы и тревоги, пронизывающая каждый кадр.
«Тяжелый металл»
(1981)
Бывалый астронавт Гримальди возвращается домой и дарит дочери разумный зеленый шар, содержащий эссенцию первозданного Зла, путешествующую сквозь время и пространства. Познакомившись с напуганной до смерти девочкой, злой шарик Лок-Нар показывает ей разные истории о том, как его сила влияла на разные общества на протяжении бесчисленных эпох.
Культовый мультфильм, созданный на основе популярного в 1980-х журнала Heavy Metal, для которого работали такие люди, как Кевин Истмэн (создатель «Черепах-ниндзя»), Х. Р. Гигер и Луис Ройо. В плане концепта тут все просто: обрамляющий сюжет — не более чем связка между четырьмя разными историями, напичканными массовым насилием, сильными телом и духом воинами, а также полуголыми женщинами. Но банальные сюжеты пропитаны первобытной энергией, которая напоминает о боевом фэнтези 1930-х, обложках «металлических» альбомов 1980-х и бульварном чтиве 1950-х.
А еще каждый сегмент имеет свои стилистические акценты. Например, первый (про побитого жизнью таксиста в Нью-Йорке 2030-х) напоминает о нуарных фильмах, а второй (про задрота-тинейджера, ставшего в фэнтезийном мире героическим воителем, спасшим прекрасную англичанку от смерти во имя Ухлутка) — это ироничный оммаж рассказам Роберта Говарда о Конане. При этом, несмотря на различия визуальных деталей, фильм сохраняет единство эстетики, хотя по современным стандартам анимация может показаться слегка архаичной.
Ну и добавьте мощный тематический саундтрек: от Cheap Trick и Nazareth до Black Sabbath с Blue Öyster Cult. Особо заинтересованным можно также ознакомиться с более поздним (и менее удачным) сиквелом с участием Джули Стрэйн, где вместо сборника новелл уже один сюжет.
«Дом с призраками»
(1929)
Одной ненастной ночью Микки Маус ищет убежища в близлежащем доме. Но едва ступив за порог, бедняга-мышонок попадает в серьезный переплет: оказывается, что огромный особняк под завязку набит привидениями.
И последний (по хронологии, но отнюдь не по качеству) гость нашей подборки — ламповейший мультфильм от Уолта Диснея с его самым известным героем в главной роли. Это хоррор-комедия, в которой филигранно сочетаются легковесный юмор и жуткие образы.
Именно такими мультиками вдохновлялись авторы великого платформера Cuphead. Клыкастые летучие мыши, танцующие скелеты, безликий призрак в рясе, живой дом с окнами-глазами — весело и жутковато. А визуальный стиль слегка напоминает «Кабинет доктора Калигари»: дом изнутри полон изогнутых дверей, извилистых коридоров и скошенных углов. Добавьте к видеоряду веселенькую музычку, которую напуганный Микки играет на органе — получите семь минут отличной хэллоуинской анимации.