14 января в российском прокате стартовала спортивная драма «Крид: Наследие Рокки». В оригинале фильм называется просто Creed — отсутствующий в исходном названии подзаголовок говорит сам за себя: это продолжении истории легендарного боксера, в которой он впервые не главный герой.
Жизни внебрачного сына лучшего боксера ХХ века Аполло Крида, Адониса, можно только позавидовать. Роскошный особняк в Лос-Анджелесе, мощный «мустанг» в гараже, престижная работа. Но гены дают о себе знать — выпускать пар Адонис ездит в Мексику, где выбивает дух из местных боксеров. Поняв, что смысла бороться со своей натурой нет, парень решает стать профессиональным спортсменом, бросает работу и переезжает в Филадельфию, где живет соперник и друг его покойного отца — Рокки Бальбоа. Живая легенда давно завязал с боксом и теперь управляет небольшим рестораном. Но Адонис твердо уверен, что если кто-то и должен его тренировать, то только Рокки.
Для Сильвестра Сталлоне, который в этом году отмечает 70-летний юбилей, Рокки — главный и знаковый персонаж, открывший ему дорогу в большое кино. И пусть жюри «Золотой малины» присвоило Слаю незавидное звание худшего актера века, мы все равно его любим — преимущественно за роли в боевиках из нашего детства. Среди которых особняком стоят истории о ветеране войны во Вьетнаме и талантливом боксере, пробившем себе дорогу с самых низов. За 40 лет, прошедших с выхода первой части «Рокки», серия пополнилась пятью продолжениями. И хоть последний до недавнего времени фильм об этом герое — «Рокки Бальбоа» — был тепло принят и зрителями, и критиками, казалось, что больше на эту тему сказать нечего. А ироничное возвращение Сталлоне на ринг в ленте «Забойный реванш» выглядело приятной, но необязательной точкой, прощальным жестом. Однако авторы «Крида» сделали неожиданный шаг и зашли с другой стороны.
Известно, что сдувать пыль с культовых историй и персонажей следует с большой осторожностью. Слишком часто подобные возвращения оказываются одноразовыми безыдейными попытками сыграть на зрительских чувствах. Свеж пример того же «Терминатора». «Наследие Рокки» также встает в один ряд с модными продолжениями-перезапусками, повествующими о совершенно новых событиях и новых героях, но не отрицающих существование предыдущих частей. И лента Райана Куглера со своей задачей справляется на отлично: не паразитирует на багаже, оставленном другими фильмами, а относится к ним почтительно, и при этом остается самодостаточным произведением.
Тема взаимоотношения отцов и детей раскрывается не только в сюжете. Весь фильм — это словно встреча прошлого и настоящего. Молодой и горячий Майкл Б. Джордан, сполна реабилитировавшийся за провальную «Фантастическую четверку», уравновешивается спокойным и рассудительным Сталлоне. Классические монтажные нарезки с тренировками встречаются с эффектными сценами в слоу-мо, сопровождаемыми агрессивным хип-хопом. Оба боксерских поединка, которые есть в картине, преподносятся по-разному. Первый бой снят одним дублем, камерой, лавирующей между соперниками, быстро, но плавно переводящей объектив с одного бойца на другого. Тогда как второй матч своими скачками между раундами и резкой сменой кадров отсылает именно к классике жанра. А когда сквозь музыку пробьются те самые фанфары, сдержать бегущие по спине мурашки будет уже невозможно.
Создатели ленты не ставили цели переизобрести жанр спортивной драмы, но честно и уверенно отработали программу. Все, что должно быть в подобной ленте, здесь присутствует — в правильных пропорциях и в нужной тональности. Никакой натужной драмы ради драмы и перегибов. Даже тот факт, что подруга главного героя носит слуховой аппарат из-за прогрессирующей глухоты — лишь штрих в ее портрете, никто и не думает зацикливать на этом внимание. В этом «Наследие Рокки» легко укладывает на обе лопатки, например, недавнего «Левшу», режиссер которой Антуан Фукуа не справился с обилием клише. И даже Джейк Джилленхол, чей актерский талант не в пример мощнее джордановского, особо не помог.
Для Сталлоне «Наследие Рокки» — это личная победа. Кассовые сборы в одних только США несколько раз перекрыли заложенный в ленту бюджет, а возвращение к старому образу принесло актеру «Золотой глобус» и желанную номинацию на «Оскар». Тут дело даже не в актерской игре, скорее в дани уважения. На закате лет Сталлоне вернулся к Рокки — персонажу, фактически сделавшего из него того, кто он сейчас. Неизвестно, сможет ли по слухам уже заявленное на 2017 год продолжение повторить успех «Крида», тем более что режиссера Райана Куглера успела переманить студия Marvel, но «Наследие Рокки» точно запомнят. Как минимум за то, что Сталлоне наконец-то за долгие годы сыграл в нем самого себя. Не молодящегося «неудержимого», скачущего по джунглям с автоматом наперевес и Джейсоном Стэйтемом под мышкой, а умудренного опытом старика, добившегося в своей жизни всего, чего хотелось бы, и чьей целью осталась передача своих знаний и умений новым поколениям.