Еще одна громкая новинка российского проката на этой неделе — фильм Гильермо дель Торо «Багровый пик», который при близком рассмотрении оказался не пугающим хоррором (как многие надеялись), а готической мелодрамой про любовь.
В американский город Баффало в начале прошлого века приезжает парочка в черном — брат (том Хиддлстон) и сестра (Джессика Честейн) Шарп. Молодой человек тут же влюбляется в начинающую писательницу и дочь местного зажиточного строителя Эдит Кушинг (Миа Васиковска). Девушка пишет книги про призраков, основываясь, так сказать, на личном опыте — примерно раз в несколько лет в комнату к ней заглядывает привидение ее матери, произнося одну-единственную строчку: «Остерегайся багрового пика».
Бум мексиканского кино в последние годы обычно сравнивают с именами трех режиссеров — Альфонсо Куарона («Гравитация»), Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Бердмен») и с сегодняшним виновником торжества Гильермо дель Торо («Хеллбой», «Тихоокеанский рубеж»). Карьеры каждого из них в разные годы складывались непросто, но именно дель Торо набил больше всего шишек — его визуально избыточные фильмы каждый раз требуют немалых средств, что доставляет головную боль продюсерам.
А учитывая, что почерк постановщика «Лабиринта фавна» (что-то среднее между готическими романами и живописью Гойи) может с легкостью взбесить или расстроить неподготовленного современного зрителя, в прошлом производство его картин часто затягивалось на годы. По легенде, именно из-за слишком смелых идей дель Торо в итоге «попросили» с постановки «Хоббита».
Но, судя по всему, и к нашей огромной радости, дель Торо из тех, кто плевал на правила и никогда не сдается. «Багровый пик» — это еще один рукотворный фильм мексиканца и очередной звездный час художников-постановщиков и костюмеров. Классические американские декорации и одежда начала прошлого века соседствуют с мрачными готическими интерьерами туманной Англии. Кажется (хотя, конечно, это не так), что в «Багровом пике» вообще нет компьютерных эффектов — настолько натурально выглядит на экране абсолютно все — от устаревших пышных дамских платьев до задрапированных ветхими тканями спален. В какой-то момент — это фирменный прием дель Торо, — мы вместе с режиссером и героями как будто проваливаемся в параллельную, придуманную авторами картины реальность. В иллюзорный мир, где можно жить в готическом замке без крыши и разговаривать с привидениями.
Второе и главное, что нужно знать про «Багровый пик» — это никакой не хоррор, как может показаться из трейлеров. Здесь есть призраки, пугающие сцены, в которых дель Торо балуется «скримерами» (внезапные пугалки вам в лицо), но выглядит это со стороны режиссера форменной издевкой. Мол, смотрите, сейчас начнется, но это обман — ничего в итоге не начинается, да и не могло начаться.
Потому что «Багровый пик» — это настоящая история любви, захватывающая, нервная, психологически точная и от этого фрагментами уморительно смешная. Если проводить точные параллели — это что-то среднее между хичкоковской «Ребеккой» и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, готическими мелодрамами, которые давным-давно вышли из моды.
Эту позабытую много десятилетий назад жанровую конструкцию дель Торо пропускает через самого себя, не позволяя «Багровому пику» превратиться в скучный, нарисованный по линейке дословный оммаж готическим романтическим картинам. Неуемная фантазия режиссера, помноженная на странный, но оттого пленительный юмор, блистательные выступления актеров (Васиковска и Честейн — великолепные) словно впускают в картину воздух вплоть до феерического финала, который мы даже под дулом пистолета никогда вам не расскажем — настолько он хорош.
Но главное в жанре дель Торо оставляет неизменным. Как и в большинстве готических мелодрам, в «Багровом пике» на первых ролях — женщины. Они принимают важнейшие решения в жизни уверенно и без промедления, пока мужики бубнят, ведут двойную игру и пытаются безуспешно договориться между собой. В «Багровом пике» все представители сильного пола предстают либо мямлями, не способными ни на что, либо идиотами, либо самоуверенными идиотами. И получается, что новый фильм дель Торо — это не столько пронзительная история любви, сколько главный феминистский блокбастер года о том, что миром правят бабы (что неплохо и во многом правда). Кто бы мог подумать.
День в день с «Багровым пиком» в российском прокате стартует земекисовская «Прогулка», — и это кажется нам очень символичным. Рискнем предположить, что эти две картины ждет максимально противоположная зрительская судьба. Картина Земекиса — слишком понятная, сахарная, но при этом рассказывающая уникальную историю — должна понравиться неприхотливому зрителю (многие предыдущие, столь же инфантильные работы режиссера тому пример). На другой чаше весов — рукотворная, пугающая, но невероятная картина дель Торо, которую многие примут за ужастик (спасибо трейлеру) и пройдут мимо. Не совершайте столь легкомысленную ошибку: именно «Багровый пик» — единственная премьера этой недели, которую нельзя пропускать.
«Багровый пик» в прокате с 15 октября.