Криминальный триллер «Закатать в асфальт» — новая режиссерская работа Крейга С. Залера («Костяной томагавк», «Драка в блоке 99») с Мэлом Гибсоном и Винсом Воном в главных ролях. И это — отличное кино про отвратительных мужиков и для отвратительных мужиков.
Бретт Риджман (Гибсон) и Энтони Лурасэтти (Вон) — двое полицейских, проявивших во время очередного задержания излишнюю жестокость, и за это на время отстраненных от службы. Столкнувшись с серьезными проблемами в семье, Риджман предлагает своему другу рискнуть и ограбить накроторговца Лоренца Фогельмана (Томас Кречман), чтобы раз и навсегда выправить свои финансовые дела, а заодно получить достойную компенсацию за неблагодарную работу.
До поры до времени их операция по слежке за Фогельманом и его бандой идет как по маслу. Однако в решающий момент все, разумеется, идет наперекосяк, и двум отступившим от закона копам приходится выкручиваться из серьезной передряги, которая может стоить им жизни.
Крейг С. Залер — человек с ярко выраженным режиссерским почерком, который прослеживается во всех его картинах. Как и прошлые его фильмы, «Закатать в асфальт» — сугубо авторское произведение, поставленное Залером по собственному сценарию, и лишенное каких-либо компромиссов ради коммерческой отдачи.
Здесь действие разворачивается нарочито медленно, а персонажи сплошь циничные, хотя и не лишенные человечности, подонки и сукины дети, готовые в любой момент пристрелить собеседника. На протяжении двух с половиной часов экранного времени Залер расставляет героев одного за другим на шахматной доске фильма, чтобы в финальной трети свести ключевых участников истории в продолжительной перестрелке, которая больше напоминает позиционные бои с клиповым монтажом, чем «мексиканскую дуэль».
Такая манера повествования характерна больше для книги, чем фильма, и это отнюдь не случайно: Залер также известен как автор вестернов и криминальных романов, где продажные копы без церемоний разбираются с еще более мерзкими бандитами, а разница между шерифом и теми, кого он призван поймать, нередко тонка до неразличимости.
При этом в фильме хотя и есть заметное количество насилия, все же намного больше диалогов, чем перестрелок, и фирменного черного юмора (не обошлось и без язвительных шуток о толерантности современных медиа к криминалу, и без постоянных взаимных издевательств двух главных героев друг над другом).
Все эти детали иногда заставляют критиков сравнивать «Закатать в асфальт» сравнивать с нуарами, хотя на самом деле ближайший аналог — это популярные в Европе 1970-х фильмы жанра Poliziottesco — особый жанр эксплуатационного кино, рассказывающий о суровых буднях борьбы полиции с мафией.
Здесь стоит особо сказать об актерских работах. Мэл Гибсон и Винс Вон отлично смотрятся вместе, и очень может быть, что роль Риджмана — лучшее, что мы видели от Гибсона за последние годы. Но, помимо центральных персонажей, в фильме занято немало известных (и даже культовых) актеров: от уже упомянутого Кречмана до Удо Киера и Дона Джонсона (у которых, по большому счету, камео, но очень колоритное).
Что касается недостатков, то их у фильма, на самом деле, всего два. Во-первых, несмотря на то, что динамика событий в целом соблюдается, иногда ритм фильма дает сбои, и возникает ощущение затянутости некоторых сцен. Во-вторых, эпилог, хотя и остается более-менее реалистичным, все же выглядит местами недостаточно хорошо продуманным, особенно в том, что касается линии Риджмана и его семьи.
За вычетом этих (прямо скажем, не самых серьезных) недостатков, перед нами практически идеальное кино про отвратительных мужиков. Здесь не стоит ждать красивых кадров, излишнего драматизма или модных композиторов на саундтреке (который едва ли не целиком состоит из фоном звучащих песен). Зато здесь есть немногословные жестокие копы, безжалостное ограбление и никаких сантиментов.
Триллер «Закатать в асфальт» можно увидеть на российских экранах с 21 марта.