В 1962-м году вышибала модного нью-йоркского клуба Copacabana с итальянскими корнями Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен) получает неожиданный отпуск — клуб закрывают на пару месяцев на ремонт. На носу Рождество, нужно кормить семью, а из всех работ, которые ему предлагают итальянские друзья, очевидно, нет ни одной легальной.
Но однажды один из знакомых диктует ему через телефон адрес Карнеги-Холла — там живет чернокожий пианист Дон Ширли, который предлагает Тони интересную работу: за 125 долларов в неделю отправится с ним в двухмесячное турне по южным штатам в качестве водителя и, вероятно, телохранителя — Ширли без защиты на американском юге 60-х не протянет и пары дней.
«Зеленая книга» — артефакт давно ушедшей эпохи, голливудское кино высокой пробы и ныне подзабытых достоинств. С бархатным хэппи-эндом, с аккуратно сглаженными углами, внятной, но несколько сказочной историей, разыгранной лучшими артистами в мире. Если бы фильм одного из братьев Фарелли (когда-то прославившихся другим роуд-муви — комедией «Тупой и еще тупее») вышел когда-нибудь в XX веке, вряд ли вокруг него было бы столько внимания, как сейчас — «Зеленой книге» на руку в нынешнем премиальном сезоне и слабость конкурентов, и собственная ностальгическая интонация.
Сегодня, когда даже самый примитивный блокбастер нужно расшифровывать со словарем и логарифмической линейкой, такая прямолинейная обаятельная лента — на вес золота. У Фарелли и Ко уже есть несколько важных премий, и прекрасные шансы на главный «Оскар», где им может помешать только черно-белая мексиканская лента «Рома».
Впрочем, свалить все на определенную коньюктуру и идеальное чувство времени, было бы совсем неверно. «Зеленая книга» — в первую очередь, кино больших художественных достоинств, а лишь потом все остальное. В истории путешествия двух таких непохожих друг на друга мужчин среди пейзажей южных американских штатов в 60-х, все понятно с первого кадра. Но это как раз тот редкий случай, когда процесс важнее результата.
Тони, грубоватый, простоватый, с расистскими убеждениями, понятно, станет мягче, толерантнее и впервые сдружится с чернокожим, которых раньше старался обходить стороной и всегда называл «баклажанами». Ширли же, обладатель идеальной осанки и целого багажа принципов, — начнет слушать Литл Ричарда, есть курицу из KFC и научит итальянского водителя писать трогательные письма жене. Словом, станет чуть ближе к народу. Вместе они преодолеют немало трудностей в дороге, но несмотря ни на что, добро победит, потому что в классическом голливудском кино не может быть иначе.
- Реальный Дон Ширли и его музыка.
Фарелли действует с такой обезоруживающей прямолинейностью, что противостоять «Зеленой книге», возможно, несколько приторной и совсем из-за этого несовременной, нет никаких сил и желания. Возможно, мы просто соскучились по таким фильмам. Корни «Книги» лежат, конечно, в лентах Капры и Любича, в их наивности, чистоте и сказочном обаянии. Учитывая, что «Зеленая книга» заканчивается Рождеством, фильм Фарелли вполне может стать новым фаворитом домашнего просмотра в зимние каникулы, причем не только в США.
«Зеленой книги» не было бы и без Мортенсена и Али, которые, как и нужно здесь, чуть переигрывают, но в такой истории и не требуется «давать Станиславского», и с задачей сделать героев более выпуклыми и понятными, чуть гротескными, они справляются превосходно. Мортенсен, набравший для роли 20 кг, тут смешно плюется куриными косточками и скорее пародирует — но очень трогательно — образ итальянца в Голливуде.
Али чаще многозначительно молчит и смотрит в окно, натужно улыбается и при каждом втором удобном случае закатывает глаза. Его роль чуть сложнее, Мортенсена — чуть ярче, и в любой другой год, оба отхватили бы по «Оскару», но в этом, увы, есть Кристиан Бэйл, и он тоже поправился на 20 кг. И Вигго, скорее всего, останется без статуэтки.
«Зеленая книга» — фильм предсказуемых достоинств, но в почти утраченном сегодня формате. В современном Голливуде про семейные ценности, дружбу, социальные или политические проблемы так простодушно и пленительно говорить почти разучились. Да, это слишком наивное, фантастическое и где-то переслащенное кино, особенно для роуд-муви про расизм и классовое неравенство. Но такое, как говорится, больше не делают. Ждем оскаровской развязки.
«Зеленая книга» в российском прокате с 24 января.