Этот фильм нельзя посмотреть в любом российском кинотеатре, а также скачать, в том числе и за деньги. Поэтому частично текст посвящен не только фильму «Лобстер», но и равнодушию нашего кинопроката.
В недалеком будущем обычный мужик (Колин Фаррелл) теряет жену. Грустное событие в альтернативной реальности режиссера Лантимоса имеет чуть более сложные последствия: одному жить здесь нельзя, только с партнером. Для этого герой помещается в специальный пансион, где за 45 дней должен найти себе пару среди таких же одиночек, как он. Просто затащить первую встречную в постель нельзя: для вступления в брак нужно иметь с партнером природное сходство — например, близорукость. Если за 45 дней пару найти не удается, одиночку превращают в животное — он сам выбирает, какое. Герой Фарелла хочет стать лобстером. В отель он приезжает с собакой — так теперь выглядит его брат.
Кроме того, пациентов регулярно вывозят на охоту в лес, где скрываются сбежавшие одиночки. За поимку одного дикаря начисляется еще один день к сроку пребывания.
Каждый вечер к Фареллу приходит специальная горничная, чтобы проверить его эрекцию — но никогда не доводит дело до конца. За онанизм в заведении жестоко наказывают.
Далее в «Лобстере» раскрывается еще не один нюанс местного мироустройства и разные его последствия. Кто-то пытается найти себе пару обманом. А кое-кому удается подорвать местные устои и жить одному, но своеобразно — в пансионе, преуспевая на охоте. И в этом же самом мире, но вне закона, живут не менее странные люди, ведущие партизанскую войну за свое право на одиночество. С ними герою Фарелла еще предстоит встретится.
Греческий режиссер Лантимос всегда умел снимать повседневность, достаточно скучно, чтобы зритель поверил в нее, как в настоящую жизнь. Но за повседневностью внезапно скрывается что-то невероятное — вроде бы знакомый мир оказывается устроен не так, как ты думал. Но так ли много изменилось? Например, в «Лобстере»: ведь ты все равно женишься и заведешь детей. А у нас тут уже все для этого готово. Ну, почти все.
Цитата: «В дальнейшем, если у вас возникнет некоторое напряжение в общении, мы можем предоставить вам детей»
Старый добрый эффект антиутопии: во вроде бы абсурдных ситуациях непременно узнаешь наш мир. Антиутопия Лантимоса не про политику, войну, сжигание книг и зомбирование населения; она про институт семьи.
Это любимая тема Лантимоса; в ней он умеет задавать самые не всегда понятные, но всегда неудобные вопросы. В предыдущем фильме, «Альпы», группа врачей организует бригаду, которая нанимается к родственникам умерших пациентов для их утешения: для этого они в меру способностей изображают ушедших в мир иной, тем самым смягчая душевную боль родных. В фильме «Клык» обычный с виду инженер вместе с женой воспитывает своих детей-подростков в полной изоляции от внешнего мира; выйти за пределы садового участка они смогут только тогда, когда у них выпадет первый клык (никогда). Здесь, в «Лобстере», будучи слегка удивленным таким положением дел, в каждом кадре надеешься, что хоть кто-нибудь встанет и заорет: «ДА ЧТО ЖЕ ЭТО, СУКА, ТАКОЕ», и так далее — что тоже совершенно здоровая реакция на антиутопию. Конкретно такого не происходит, но кто-нибудь обязательно пойдет против установленной системы, и ему придется очень тяжело. Герой Фарелла как раз из таких.
С «Лобстером» Лантимос наконец-то получил мировое признание: фильм успешно ездит по фестивалям, почти всех победил в Каннах. Разумеется, это не потому, что теперь кроме непонятных греков у него играют Фарелл и отличный актер второго плана Дж. Райли. Таких антиутопий уже давно никто не писал и не снимал; для грека это было лишь дело времени, и оно пришло.
В России, как уже говорилось, фильм в широкий прокат не вышел. Зато его показали в рамках фестиваля британского кино, который, к счастью, доехал не только до Москвы. Не ручаюсь за все города, но в столице билеты на пять показов «Лобстера» разлетелись мгновенно (также нашлись два дополнительных сеанса в «Праге» на 21-22 ноября). В принципе, прокатчиков можно понять: греческий режиссер, Канны, странное название — все это не располагает к хорошей кассе. Но так все лишились прекрасного фильма, который украсил бы любую афишу. Не первого за последние годы: так же в России не вышел «Врожденный порок» Пола Т. Андерсона — наверное, потому что наркота и непонятный Пинчон. Или «Отрочество» Линклейтнера: тут долго рассказывать, почитайте про этот фильм или просто зацените «сотку» на метакритике. В такой ситуации ничего не остается, кроме как ждать релиза на DVD. А если его все нет и нет, найдутся и другие варианты. Угадали, сгонять за ним в другую страну.