Дензел Карри — 24-летний рэпер из Майами. Что-то я у него слышал давно, но внимания не заострял. Полноценно с творчеством Карри я познакомился в начале года, наткнувшись на его кавер песни Bulls on Parade от Rage Against the Machine. Офигел я знатно — «очередной трэп-чувак» исполняет легендарную песню не просто идеально, он делает это лучше самого Зака из RAtM.

Подача у Карри бешеная, дикая. Жестикуляция, мимика — энергия пробивает экран. Дензел переживает песню у нас на глазах. Выступление живое, но лажи в нем не слышно вообще. Даже с экстрим-вокалом Карри справился, добавив его туда, где в оригинале все звучало спокойнее. И правильно сделал! Песня в его исполнении стала злее и острее. Не глядя, можно подумать, что в наушниках рубят какие-нибудь Refused, особенно когда в исполнении Карри звучит выкрик «Bulls on parade!», практически идентичный знаменитому «Can I scream?!» Люкссена. 

Разумеется, после такого я отправился изучать дискографию Дензела Карри. Не обломался. 

Вы точно знаете Дензела Карри по мемной, но на самом деле крутой песне Ultimate.

Это его первый по-настоящему большой хит. Благодаря взрывному старту и прилипчивому тексту трек сильно завирусился несколько лет назад (особенно в видосах с идеальными бросками бутылки с водой). Так что песня была везде, и не важно, что большинство понятия не имело, кто ее исполняет.

Ultimate — одновременно и лучший, и худший трек, чтобы знакомиться с творчеством Карри. С одной стороны, как штука, сшибающая с ног, энергетику музыки Дензела она демонстрирует идеально. С другой, текст никого не удивит: я круче всех, палю из пушки, трахаю сучек, брат за брата и прочий гангста-щит. Писать что-то посерьезнее Карри научился уже после. Впрочем, даже с такой банальной темой рэпер обошелся мастерски, так завернул рифмы и отсылки, что получился трек-блокбастер, который сложно не дослушать до конца.

Да и характер Карри Ultimate отражает точно. Потому что Дензел Карри — нарцисс, он этого не отрицает. Он искренне верит в себя и в свое творчество. Считает себя крутым и прямо об этом говорит во всех интервью. Дескать, чуваки, я и до Ultimate был огонь, этот трек просто помог вам понять. Такой прямотой можно как подкупить, так и оттолкнуть. Все зависит от того, есть ли что-то реальное стоящее за этой самоуверенностью. У Карри — есть.

«Я был первым исполнителем из андеграунд-тусовки, который показал, что музыку можно продавать. Я просто хочу сделать лучшее дерьмо, и я сделаю это независимо от того, кто на моем пути. И буду значимым не только в хип-хопе. Я буду важен для всех жанров музыки.»

Дензел Карри записывает хардкорный мрачный рэп — но это не рэпкор.

У него есть и более солнечные трэп-бэнгеры с трещетками, но куда чаще он звучит зловеще. Потому что лирика жесткая, вдохновленная олдскульным нью-йоркским хип-хопом. Потому что биты часто нойзовые, режущие, пропитанные праведной яростью парня с улицы. Карри не часто кривляется, не кидает в камеру баксы, не фокусируется на своих тачках. Даже ни одной татуировки на лице до сих пор не набил. Он в высшей лиге, но не боится читать о депрессии и суициде, о полицейском насилии, политике и своих чувствах. А еще Карри критикует современную поп-рэп-индустрию, в которой сам одной ногой. Denzel Curry is fearless.

Занятно, что при этом он вполне себе счастлив и депрессивным себя не считает. Просто «это жизнь» — она течет и меняется, не все в ней радужно, оттого и звучание такое. Темная музыка для Карри, скорее, сублимация, потому что в жизни на негативных эмоциях он старается не залипать.

«Лето в Южной Флориде — сумасшедшее время, происходит много убийств. Очень темная, демоническая энергия окружает Флориду. Поэтому я уехал. В первую очередь потому, что я не хотел попасть под влияние этой энергии.»  

Кредо Дензела Карри в творчестве — постоянная и всесторонняя эволюция.

Планомерная, без переломов. Он полноценно стартовал в 2013 году с альбомом Nostalgic 64 (которого в стриминговых сервисах, увы, нет), на котором заложил все главные маркеры своего звука. И каждый новый альбом Карри был стабильнее сильнее предыдущего во всем. Лирика, продакшен, исполнение — всё. 

Он подавался в эксперименты, но за ними никогда не терялся, собственно, Дензел Карри. Он становился доступнее массовому слушателю, но не «продавался», при том, что деньги любит — говорит об это честно и открыто. Поэтому после мрачного, почти андеграундного дебютника мы получили тот самый трек Ultimate, хит, не растерявший дерзости. А следом был диск Imperial, на котором вообще каждый трек был бэнгером — бешеная смесь вестсайда и ньюскул-трэпа. К нему Карри еще и сносно петь научился, чтобы разнообразить свой арсенал. 

Бабки или нет, я — артист. Я думаю о следующем проекте. Думаю о том, что собираюсь сделать и как я этого достигну. Думаю о своей дискографии. Я думаю о том, как мое искусство будет отражено, когда я уйду.

А потом Карри покорил очередной пик — вышел альбом TA13OO. Вдохновленный Шекспиром трехтомник, разделенный на светлую, серую и черную части, символизирующие все стороны жизни. Впрочем, даже светлая часть, посвященная славе и беззаботной жизни рэпера уже со старта намекала на печальное развитие событий. Чем ниже слушатель спускается по списку песен, тем больше душевных терзаний Карри на него сваливается. Это самый жесткий и мрачный альбом рэпера. А его центр — трек CLOUT COBAIN, поднявший Дензела как артиста на новую высоту. Именно здесь он прямо и жестко раскритиковал современную музыкальную индустрию, превращающую музыкантов в клоунов, заставляющую плясать для толпы и не думать о творчестве. Красноречивее посыл песни раскрыл клип.

Логично, что на новом альбоме ZUU Карри пошел еще дальше. Еще больше рассказал слушателям о своей жизни, о родных и друзьях, о том, как рос и становился тем, кто он есть сейчас. После черного «Табу» это было нужно. И, конечно же, это больше, чем просто «наэлектризованный речитатив от мастера трэп-бенгеров», черт возьми!

Bulls on Parade — песня с жестким антивоенным посылом, так что философии самого Карри она близка.

С одной стороны, классика рэпкора — часть популярной музыкальной культуры. С другой, социальное высказывание, с которым группы публично выгоняли с Saturday Night Live. Символично, что Карри исполнил именно ее.

Одна из наиболее вдохновляющих его тем — полицейский беспредел в отношении чернокожих. Особенно, если говорить о знаменитом случае с 17-летнем Трейвоном Мартином, которого застрелил полицейский, хотя парень был безоружен. Этот случай породил не только беспорядки, но и движение Black Lives Matter. Мартин, кстати, учился с Карри в одной школе и даже фанател от группы Raider Klan, в которой Карри состоял на старте карьеры. Это довольно сильное переживание для артиста. И таких у него полно — от всяких бед в детстве до смерти друзей уже в более зрелом возрасте. Тяжелый бэкграунд у Дензела есть, без него искренней музыки, к сожалению, не бывает.

Карри часто называют недооцененным, и это странно. Он сам себя таковым не считает, катается в туры с A$AP Ferg и Билли Айлиш, зарабатывает хорошие деньги. Его музыка — идеальный сплав хардкорного андерграунда и востребованной попсы. Он смел, но трезво мыслит. Умеет петь, а строчки стелит так, что некоторые граймеры позавидуют. Он убойными рифмами критикует, что угодно, по жизни не унывает. Дензел Карри крут — не пропустите его в Москве 15 декабря. А пока послушайте.