Так было в девяностых, но и сегодня, с выходом нового альбома CYR ничего не изменилось. Иначе группа не заслужила бы эту статью. А еще у The Smashing Pumpkins яркое и смешное название без глубокого смысла. На месте тыкв мог оказаться любой овощ, зато никто другой не мог бы оказаться на месте Билли Коргана. Уверен, что его лысина, улыбка маньяка и отрешенный взгляд — половина успеха группы.

Ради The Smashing Pumpkins вокалист Билли Корган ушел из группы Уэйна Статика.

Забавный и неожиданный для многих факт, о котором я уже рассказывал в статье про Static-X. В конце 80-х молодой Билли Корган, уже основав The Smashing Pumpkins, был гитаристом еще и в чикагской группе Deep Blue Dream Уэйна Статика. Играли они мелодичный рок, вдохновленный классиками вроде Kiss. Банда в итоге развалилась, но так было лучше для всех. Статик достиг величия благодаря Static-X. А The Smashing Pumpkins и вовсе стала одной из самых успешных групп 90-х. Так что Корган правильно расставил приоритеты.

Музыка The Smashing Pumpkins — это дневник депрессивного подростка.

А зовут этого подростка Билли Корган, хоть ему и стукнуло уже 53 года. На его личности и творчестве отпечаталось тяжелое детство. Большую часть юных лет Корган жил со своим отцом и мачехой, которая жестоко обращалась с Билли и его братом-инвалидом — как морально, так и физически. Из-за этого Корган рос человеком замкнутым и депрессивным, по юности даже резал себе руки. Это же сделало его довольно эгоцентричным, что часто положительно сказывается на творчестве. В 1991 году, когда вышел не слишком успешный дебютник The Smashing Pumpkins — Gish — Корган даже впал в суицидальную депрессию, глядя на популярность Pearl Jam и Nirvana. Возможно без этого мы не получили бы один из главных хитов его группы — поп-панковскую Today.

«Однажды утром я проснулся, посмотрел в окно и задумался. Хорошо, если ты не собираешься прыгать в окно, тебе лучше заняться делом. В то утро я написал песню Today. Это песня о грузовике с мороженым. Своего рода ироническое замечание о самоубийстве. Но медитация, стоящая за лирикой, заключается в том, что каждый день — лучший, если вы позволите ему таким быть».

Отец Коргана, плотно сидевший на наркотиках, также не был образцом чуткости. Но в то же время он был превосходным джазовым гитаристом и в немалой степени повлиял на желание Билли заняться музыкой. Первую гитару ему купил именно отец. Эти эмоциональные качели и сформировали Коргана, которого мы знаем. Он не самый простой на свете человек, тонет в мечтах и до сих пор ловит приступы депрессии. Но именно этот характер рождает прилипчивую музыку The Smashing Pumpkins, пропитанную гранжем, духом 90-х, синтами и готикой. К слову, первая любительская группа Коргана — The Marked — как раз играла готик-рок.

Билли Корган притягательно искренен во всем, что он делает, а The Smashing Pumpkins — это именно Билли Корган.

Группа была основана в 1988 году Корганом и гитаристом Джеймсом Иха. Вскоре к ним присоединился барабанщик Джимми Чемберлин. Позже Корган скажет, что на ранних альбомах группы 97 процентов материала было написано именно им и Чемберлином. Но на самом деле банда всегда была плюс-минус сольным проектом Коргана. В какой-то момент — к 2010 году — он даже остался единственным оригинальным участником The Smashing Pumpkins. Все тексты пишет он, большую часть музыки тоже пишет он. Даже некоторые музыкальные партии Корган сам записывал за других участников, чем их порядочно злил. Дебютник вообще был записан одним Билли Корганом почти целиком.

Если Корган чем-то увлекается — это всерьез. Альбом Gish он поначалу хотел сделать максимально живым, а потом угорел по идеальному качеству. Ведь диск, по его мнению — это монумент, который группа оставляет после себя. С тех пор каждый альбом The Smashing Pumpkins — именно что монумент вне времени. Настолько вылизанный, насколько это позволяют технологии своего времени. По этой же причине все диски группы — это концептуальные альбомы, которые никак не могут звучать меньше часа.

И даже вне музыки Билли Корган таков. Он, например, большой фанат реслинга и всегда мечтал быть частью этой индустрии. И он этого добился — в 2011 Билли создал собственный промоушен. А когда тот закрылся, Корган купил довольно известную реслинг-компанию NWA, которой сейчас и владеет. Как такому человеку не верить, когда он через свой гипнотический рок и трехчасовые концерты изливает душевные переживания? И не важно, о депрессии он поет, о суицидальных мыслях или рассказывает романтические любовные истории.

В эпоху модернизма The Smashing Pumpkins были ярыми постмодернистами, но все равно стали легендами.

Гранж, ню-метал, новый блэк и многие другие тяжелые жанры разрушали устои и собирали новую музыку будто назло наследию предыдущих десятилетий. Но не Билли Корган и Джеймс Иха. Им было не стыдно культивировать романтику готики из 80-х. Мешать ее с хэви-металом и шугейзом, в то же время заходя на территорию того же гранжа. Музыку The Smashing Pumpkins сложно назвать бунтарской. Концептуальность и длительность их альбомов вообще отдает прогрессивом. И все равно второй альбом группы Siamese Dream 1993 года стал мегауспешным и вознес группу на Олимп. Где она до сих пор и заседает — семь миллионов прослушиваний на Spotify в месяц это не шутка.

Взлеты и падения у The Smashing Pumpkins тоже случались. С 2000 по 2006 годы группы вообще не существовало: Корган тогда занимался другой хорошей бандой под названием Zwan. Но чего у них не было никогда, так это одинаковых альбомов. Банда планомерно шла от жесткого гитарного рока к более мягкому синти-попу, для которого будто создан своеобразный подростковый голос Коргана. При этом не убирая из звука грязные 90-е! Мне казалось, что вершина в этом отношении была достигнута на альбоме 2018 года, где Коргану помог раскрыться великий продюсер Рик Рубин. Но свежий альбом доказал, что это не так.

Новый альбом CYR — самый легкий в дискографии группы, но в то же время он самый цепляющий со времен опуса Mellon Collie and the Infinite Sadness 1995 года.

Если вслушиваться и сравнивать CYR со старыми дисками группы, то можно поймать себя на мысли, что тут не хватает надрывных криков Коргана и гранжа. Но если раствориться в пластинке, послушать ее целиком, ни на что не отвлекаясь — она раскроется. Это очень расслабляющая работа, действующая как психоделик-рок из 70-х, но звучащая иначе. Риффы Иха, который вернулся в банду пару лет назад, аккуратные, почти не выпирающие из микса. А ударные партии также вернувшегося Чемберлена идеально перемешиваются с электронной драм-машиной. И это в некоторой степени оммаж к временам основания The Smashing Pumpkins, когда драм-машина в принципе была единственным ударником группы. 

В центре — голос Коргана и всплески синтов. Музыка на CYR качает тебя словно на волнах, иногда подбрасывая сильнее, а иногда убаюкивая. Корган, который в этот раз продюсировал альбом сам, отлично справился. Здесь не хватает лишь хитов, которые хотелось бы вырвать из общего полотна и закинуть в плейлист. В этом плане работает, пожалуй, лишь синтвейвный трек Save Your Tears — центральная мелодия там просится в какой-нибудь транскор. Тем и бьет. 

Что же до стандартных претензий — дескать, The Smashing Pumpkins уже не те и вообще продались и исписались — Корган ответил на них в интервью еще в 2005 году, когда записывал сольник TheFutureEmbrace:

«Я думаю, существуют неписаные правила для тех, кому за 35. Осознаешь ты их или нет — ты чувствуешь давление. Руководители звукозаписывающих компаний аккуратно говорят, что ты уже не затрагиваешь умы молодежи, как когда-то. И когда ты это слышишь, выбор у тебя простой: гомогенизировать то, что ты делаешь или сентиментализировать то, что ты делал раньше. А можно поступить как я — спрыгнуть с обрыва».