Вы когда-нибудь задумывались над тем, насколько слово «издательство» похоже на «издевательство?». Журнал Disgusting Men начинает вести рубрику рецензий, которые вы больше нигде и никогда не увидите. Совместно с венгерским издательством Csalán мы публикуем обзоры книг, концепции которых увидели во сне или во время бесед с настолько странными людьми, что желали бы их скорее позабыть.
«Спираль Господня», Невилл МакКоннелл
Жанр: мистический хоррор в антураже 1650 года
Омерзительный год Господень 1650. Только что окончилась Тридцатилетняя война. Ее последствия ужасающи, в некоторых областях Германии от бойни, голода и эпидемий погибло до 70% населения. Города опустели, повсюду смерть и варварство. Трупы и человеческие кости уже давно стали привычным элементом пейзажа.
Тридцатилетний дворянин-протестант Рудольф Рейнфельден ведет остатки своих войск через леса и горы Шварцвальда. Ближе к ночи они слышат странный низкий гул со стороны горы, вдоль которой они движутся по заброшенному тракту. Рудольф с приближенными подкрадывается ближе к источнику звука и обнаруживает странную картину: сотни людей в белых клобуках бредут цепочкой, взявшись за руки. Они шепчут какие-то молитвы и их голоса сливаются в единый гул.
Приглядевшись, Рудольф обнаруживает, что странные фигуры не просто держатся за руки: их ладони пробиты насквозь и деревянные штыри скрепляют кровавое рукопожатие. Воины намекают дворянину, что эти люди явно беззащитны: стоит напасть на них, и можно будет перебить сотни людей за считанные минуты. Рейнфельден отказывается и спешно уходит.
Возвратившись к лагерю, он обнаруживает, что его солдаты напуганы — несколько человек отравились чем-то в лесу и теперь корчатся в предсмертных муках. Повинуясь дурному предчувствию, Рудольф повелевает готовить факелы и двигаться дальше без привала. Посреди ночи они натыкаются на место бойни: дюжины людей лежат растерзанные и мертвые. На большинстве видны следы пыток. В изувеченных людях на дороге все с ужасом узнают самих себя, пусть и не в полном составе.
- Идеальный фон для чтения книги
«Спираль Господня» Невилла МакКоннелла — это действительно страшный роман. Страшный не жестокими подробностями и саспенсом, а полной иррациональностью происходящего. Герои плутают в трех соснах, сходят с ума, вокруг них творится нечто совершенно необъяснимое и неправильное на самом глубинном уровне. Никогда еще дискомфорт от чтения не был таким захватывающим.
«Диббук», Беньямин Гилельс
Жанр: детектив в концлагере
Беньямин Гилельс — лауреат множества премий и заслуженный гражданин Швейцарии. Но, по его собственным словам, ему так и не удалось превзойти собственный дебютный роман Диббук 1999 года. Его жуткая, но при этом полная парадоксов и даже черного юмора история разворачивается в концлагере Заксенхаузен. Главный герой, моравский еврей Самсон Иелом, пытается разобраться в убийстве старого полусумасшедшего раввина.
Кому понадобилось убивать старика, который не протянул бы здесь и недели? О каком проклятии Далилы и барже утопленников постоянно бредил раввин? Если вы думали, что «Диббук» будет душераздирающей историей про ужасы концлагеря, то вы наполовину ошибаетесь. Он показан здесь как злой и кошмарный мир, но мир, в котором продолжают существовать люди. Самсон Иелом не собирается сдаваться и строит планы побега, а расследование для него — это повод отвлечься и держать свой разум холодным и острым, как лезвие моэля, делающего обрезание.
Самсон Иелом — это Шерлок Холмс, которого заперли в концлагере. Он умен, рационален и ироничен. Он шутит над тем, что в лагере ему приходится ходить бритым (намекая на легенду о Самсоне и его волосах), а его силы воли хватает, чтобы не сойти здесь с ума. Детективная история оказывается полной парадоксов и постоянно поворачивается под невообразимыми углами. Странно говорить это, но «Диббук» Беньямина Гилельса — это почти что легкое чтиво на вечер. Разумеется, с оглядкой на место действия.
«Летающий кулак мастера Тонга», Роджер Бауленд
Жанр: ямайское уся
Уся — это жанр приключенческой литературы, который зародился в средневековом Китае. И посвящен он кунг-фу во всех его проявлениях. В XX веке уся захватил еще и киноэкраны, благодаря чему мы сейчас имеем целую плеяду гонконгских боевиков с Брюсом Ли и Джеки Чаном.
Разумеется, постмодернизм не обошел стороной и уся, так что появление такой книги, как «Летающий кулак мастера Тонга» не так уж удивительно. Но как же захватывает ее концепция! Ямайка, 1960-е годы, Кингстон в эпоху своего расцвета. Улицы колышут дансхолл, рокстеди, регги и даб. Идеи панафриканизма витают в воздухе, эфиопский император Хайле Селассие, которого растаманы почитают за пророка, еще жив.
На окраинах Кинсгстона безраздельно правят банды рудбоев — все как и было в 60-е. Но в своей книге Роджера Бауленд допускает одну вольность: рудбои выясняют отношения исключительно с помощью кунг-фу. Сражения описываются так сочно и ярко, словно смотришь самое убойное гонгконгское уся в его лучшие годы.
Главный герой, юный Робби Неста, и его друзья из школы Аксумского Дракона противостоят банде из школы Улыбающегося Тигра. Кунг-фу корешей Робби оказывается слабее и их жестоко побивают во время засады на дансхолле. Ямайские парни оправляются быстро, и вскоре разбитый Аксумский Дракон уже ищет себе нового наставника. Ходят слухи о легендарном мастере Тонге: якобы в джунглях живет старый гений кунг-фу, владеющий техникой летающего кулака.
- Идеальный фон для чтения книги
«Летающий кулак мастера Тонга» — это явный оммаж «Пьяному мастеру», но только на раста-тему, и с еще большей долей самоиронии. И, чтобы вы понимали: Роджер Бауленд — не просто выдумщик. Он действительно был рудбоем в 60-е, и действительно занимается кунг-фу почти всю свою сознательную жизнь. Так что книга намного глубже, чем просто пародия.